Совет 1: Как отличить топаз

Топаз относится к одним из самых любимых ювелирами камней. Он очень красив, прекрасно поддается обработке и при этом обладает замечательной твердостью. В природе встречается огромное разнообразие оттенков этого самоцвета. Топазу приписывают магические и лечебные свойства. Но, к сожалению, в продаже чаще всего встречаются искусственные самоцветы или подделки из стекла и кварца.
Вам понадобится
  • - ультрафиолетовая лампа;
  • - кварц или хрусталь подходящего размера.
Инструкция
1
Подлинный топаз очень хорошо полируется. Именно по ощущению шелковистости, какой-то скользкости, его легко можно отличить.
2
Топазы могут иметь разную окраску: голубоватую, розовую, желтоватую. Но вот дымчатый топаз или раухтопаз никакого отношения к настоящим топазам не имеет. Это разновидность хрусталя или дымчатый кварц. Поэтому по своим свойствам он ближе к хрусталю, чем к настоящему топазу.
3
Натуральный топаз имеет большую твердость, чем кварц (хрусталь), из которого обычно делают подделки. Плотность кварца семь единиц, топаза – восемь. Поэтому настоящий топаз всегда оставит на кварце царапину.
4
Сравните имеющийся у вас топаз с кварцем такого же размера. Плотность топаза выше, а потому при одинаковом размере, он всегда будет чуть тяжелее. За это свойство топазы на Руси называли «тяжеловесиками».
5
Синтетические камни всегда выглядят слишком хорошо по сравнению с натуральными. Крупные самоцветы естественного происхождения всегда имеют небольшие дефекты. Натуральные топазы большого размера, не имеющие дефектов, конечно, существуют, но стоят довольно дорого.
6
Обратите внимание на блеск камня, который собираетесь купить. Дешевые фианиты и цирконы по своему блеску могут сравниться только с бриллиантами. Натуральные самоцветы таким блеском не обладают. Но блеск фианитов очень быстро пропадает. Синтетические заменители требуют почти постоянного протирания.
7
При изменении направления света меняется и окраска топаза. Это явление называется плеохроизм, и наиболее сильно заметно у розовых и желтых топазов. У голубых камней плеохроизм не так выражен.
8
Топазы имеют четко выраженную «параллельную» структуру кристалла. Поэтому во многие крупных натуральных топазах можно заметить параллельные трещинки.
9
Топазы люминесцируют в ультрафиолетовых лучах длинноволнового диапазона. У камней голубоватого цвета замечается желтое или зеленоватое свечение, у винных и розовых топазов – свечение оранжево-желтое. В коротковолновом диапазоне топазы не светятся.

Совет 2: Как отличить подделку топаза

Использование синтетических камней в ювелирных украшениях стало настолько распространенным явлением, что уже не удивляет ни продавцов, ни покупателей. Синтетический камень не всякий специалист отличит от природного без специального оборудования. А ведь он значительно дешевле.
Вам понадобится
  • - кусочек шерстяной ткани;
  • - лаборатория геммолога.
Инструкция
1
Выбирая ювелирное изделие с топазом, отдайте предпочтение бесцветным и светло-голубым камням: они достаточно дешевы и, зачастую, их нет смысла подделывать. У топазов такой окраски есть еще одно важное преимущество: они не выцветают со временем, тогда как натуральные камни более интенсивной окраски быстро теряют свой красивый цвет, особенно, если постоянно находятся под прямыми лучами солнца.
2
Обратите внимание на то, что топазы красного и зеленого цветов редко встречаются в природе и не попадают в широкую продажу. Стоят такие топазы в сотни раз больше, чем бесцветные, голубые, зеленоватые, желтые (чайные) или розовые (перечислены по возрастанию редкости и стоимости). К одним из самых дорогих и редких относятся также полихромные кристаллы.
3
Возьмите камень в руки: он должен быть холодным и не сразу нагреваться от тепла руки. Потрите его кусочком шерстяной ткани: камень наэлектризуется и будет притягивать легкие предметы. Помните, что гарантированно отличить подделку под силу только специалисту-геммологу с помощью лабораторного оборудования.
4
Учтите, что топазы часто подвергаются облучению с целью сделать насыщеннее природный, не яркий цвет камня. Облученный топаз теряет свой яркий цвет примерно за два года, даже при условии хранения его в темноте. Натуральный камень также выцветает, но имеет свойство восстанавливать цвет в темноте. Облученные камни расцениваются, как подделки, и стоят минимум в два-три раза дешевле натуральных.
5
Отнеситесь с осторожностью к изделиям с топазами ярко-голубого или синего цвета, стоящих при этом достаточно дешево, - скорее всего, это облученные и термически обработанные натуральные голубые или бесцветные топазы, в природе не обладающие таким цветом.
6
Ознакомьтесь с разновидностями натурального топаза и их названиями: топаз-империал (желто-оранжевый), хересовый или винный (от оранжево-желтого до коричнево-розового), чайный (бледно-желтый), серебристый (бесцветный), рутиловый (с включениями желтого), саксонский хризолит (желто-зеленый). Торговые названия облученных топазов многочисленны и разнообразны. Официальное торговое название имитаций - цитрин.
Источники:
  • Топаз
  • какие топазы используются в ювелирных украшениях
Обратите внимание
Обратите внимание, что желтоватые и золотистые камни имеют очень нестойкую окраску. Известны случаи, когда такие камни выгорали прямо в витрине магазина. Именно поэтому нигде в мире, кроме России, желтые топазы не считаются ювелирным камнем.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше