Совет 1: Как вычислить массовую долю элемента в веществе

Массовая доля элемента в веществе – это одна из тем, которая входит в курс химии. Навыки и умения по определению этого параметра могут пригодиться при проверке знаний во время контрольных и самостоятельных работ, а также на ЕГЭ по химии.
Как вычислить массовую долю элемента в веществе
Вам понадобится
  • - периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Инструкция
1
Для того что рассчитать массовую долю, необходимо предварительно найдите относительную атомную массу (Ar) искомого элемента, а также относительную молекулярную массу (Mr) вещества. Далее примените формулу, по которой и определяется массовая доля элемента (W)W = Ar (х) / Mr х 100 %, в которойW - массовая доля элемента (измеряется в долях или %);Ar (х) - относительная атомная масса элемента;Mr - относительная молекулярная масса вещества.Для определения относительной атомной и молекулярной массы воспользуйтесь периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева. При вычислениях обязательно учитывайте число атомов каждого элемента.
2
Пример № 1. Определите массовую долю водорода в воде.Найдите по таблице Д.И. Менделеева относительную атомную массу водородаAr (H) = 1. Так как в формуле 2 атома водорода, следовательно, 2Ar (H) = 1 х 2 = 2Вычислите относительную молекулярную массу воды (H2O), которая складывается из 2 Ar (H) и 1 Ar (O).Mr (H2O) = 2Ar (H) + Ar (O)Ar (O) = 16, следовательноMr (H2O) = 1 х 2 + 16 = 18
3
Запишите общую формулу определения массовой доли элемента W = Ar (х) / Mr х 100 %Теперь запишите формулу, применительно к условию задачиW (H) = 2 Ar (H) / Mr (H2O) х 100 %Сделайте вычисленияW (H) = 2 / 18 х 100 % = 11,1 %
4
Пример № 2. Определите массовую долю кислорода в сульфате меди (CuSO4).Найдите по таблице Д.И. Менделеева относительную атомную массу кислородаAr (О) = 16. Так как в формуле 4 атома кислорода, следовательно, 4 Ar (О) = 4 х 16 = 64Вычислите относительную молекулярную массу сульфата меди (CuSO4), которая складывается из 1 Ar (Cu), 1 Ar (S) и 4 Ar (O).Mr (CuSO4) = Ar (Cu) + Ar (S) + 4 Ar (O).Ar (Cu) = 64 Ar (S) = 324 Ar (O) = 4 х 16 = 64, следовательноMr (CuSO4) = 64 + 32 + 64 = 160
5
Запишите общую формулу определения массовой доли элемента W = Ar (х) / Mr х 100 %Теперь запишите формулу, применительно к условию задачиW (О) = 4 Ar (О) / Mr (CuSO4) х 100 %Сделайте вычисленияW (О) = 64 / 160 х 100 % = 40 %
Источники:
  • массовая доля элемента в веществе

Совет 2 : Как определить объемную долю

Объемная доля - это величина, характеризующая отношение объема какого-либо компонента, входящего в состав смеси, к общему объему. Она измеряется либо в процентах, либо в долях единицы. Как можно определить объемную долю, если речь идет, например, о смеси газов.
Как определить объемную долю
Инструкция
1
Предположим, перед вами стоит такая задача. Дана смесь, состоящая из предельного и непредельного углеводорода, например, из метана и этилена. Объем смеси – 1200 миллилитров. Ее пропустили через бромную воду, масса которой 80 грамм, а содержание брома – 6,4%. Бромная вода обесцветилась. Необходимо определить, какова объемная доля каждого углеводорода.
2
Прежде всего, вспомните, что предельный углеводород метан просто не может при таких условиях вступить в реакцию с бромом. Следовательно, взаимодействовал с бромом только этилен. Реакция протекала по следующей схеме: С2Н4 + Br2 = C2H4Br2.
3
Как видно, теоретически с одним молем этилена взаимодействует один моль брома. Вычислите, сколько молей брома приняло участие в реакции.
4
Посчитайте массовую долю брома. Вам известно, что общая масса бромной воды – 80 грамм. Умножьте ее на процентное содержание галогена: 80 х 0,064 = 5,12 грамм. Именно столько было брома.
5
Теперь вычислите, сколько молей составляет это количество. По таблице Менделеева определите, что атомная масса брома приблизительно равна 80, а учитывая, что его молекула двухатомная, молярная масса будет ровняться примерно 160 г/моль. Следовательно, 5,12 грамм брома составляют 5,12/160 = 0,032 моля.
6
После этого решение задачи становится очень простым делом. По условиям реакции во взаимодействие с бромом также вступило 0,032 моля этилена. А вам известно, что при нормальных условиях 1 моль любого газа занимает объем, примерно равный 22,4 литра. Исходя из этого, вы легко найдете объем, занимаемый этиленом: 0,032*22,4 = 0,7168, или округленно — 0,72 литра. Вот такой объем одного из компонентов данной смеси. Следовательно, объем второго компонента, метана равен 1200-720 = 480 миллилитров.
7
Объемные же доли компонентов:720/1200 = 0,6. Или 60% - для этилена.480/1200 = 0,4. Или 40% - для метана.
Видео по теме
Полезный совет
Разумеется, эти величины лишь приблизительные, округленные. Если бы требовалось сделать вычисление с большей точностью, тогда вам надо воздержаться от округления в большую сторону значения объема этилена, а также учесть, что атомная масса брома составляет не ровно 80, а 79,904.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500