Совет 1: Как вести себя на аттестации

Аттестация является одной из самых популярных форм оценки работы сотрудников. Данная процедура может быть обязательной для определенного круга профессий (педагоги, медицинские работники) либо добровольной и производиться по инициативе работодателя. Аттестация направлена на оценку личностных и профессиональных качеств сотрудника, его трудовых показателей. Итогом ее служит заключение о соответствии аттестуемого работника занимаемой им должности.
Как вести себя на аттестации
Инструкция
1
Во многом аттестация похожа на классический экзамен и часто вызывает у сотрудников множество переживаний и сомнений. Чтобы выдержать это испытание с честью, необходимо обладать всей необходимой информацией о предстоящей проверке. Обычно о грядущей аттестации работников информируют не позднее, чем за две недели. За это время внимательно изучите критерии оценки, тщательно проработайте вопросы для экзамена. На многих предприятиях имеются методические разработки и инструкции для проведения аттестации, они также помогут вам сориентироваться в предстоящей процедуре.
2
Не последнюю роль на подготовительном этапе аттестации сыграет ваше поведение. Не паникуйте и не делитесь с коллегами своими страхами, излучайте уверенность в себе. Кроме того, во время аттестации начальство вспомнит в первую очередь о ваших достижениях за последние недели, поэтому старайтесь всячески проявить свой профессионализм в это время, но не переусердствуйте.
3
Накануне экзамена не принимайте сильных или непроверенных успокоительных средств, они могут резко затормозить вашу реакцию. Во время собеседования сохраняйте внутреннее спокойствие. Человек, который четко и уверенно произнесет несколько тезисов, будет выглядеть гораздо лучше, чем тот, кто долго и сбивчиво пытаться рассказать как можно больше. Поза во время выступления быть свободной и расслабленной, но не развязной. При ответе на вопросы используйте свое обаяние, старайтесь контролировать ситуацию и не терять самообладания.
4
Вне зависимости от итогов аттестации сохраняйте позитивный настрой. Если комиссия намекнула на то, что вам не хватает определенных профессиональных навыков, спокойно примите это к сведению. В дальнейшем, вы сможете улучшить свою работу, опираясь на высказанные замечания. Кроме того, аттестация является бесценным опытом, который поможет вам подготовиться к новым испытаниям гораздо основательнее.
Полезный совет
Аттестация может способствовать вашему продвижению по карьерной лестнице. Проверка профессиональных качеств – отличная возможность сообщить руководству о том, что вы сможете занять более высокий и ответственный пост.
Источники:
  • Аттестация работников
  • как вести себя работнику

Совет 2 : Как провести аттестацию работника

Аттестация работника проводится с целью соответствия им занимаемой должности. С ее помощью можно выявить уровень профессиональной подготовки и грамотности сотрудника.
Как провести аттестацию работника
Инструкция
1
В государственных учреждениях и предприятиях аттестация проводится в обязательном порядке. Ее нормы и правила проведения регулируются законодательством. Многие коммерческие организаций также активно внедряю аттестацию в работу с персоналом. Как правило, способы и сроки ее осуществления фирма устанавливает самостоятельно.
2
Аттестация сотрудника необходима для того, чтобы руководство компании смогло принять решение о дальнейшей судьбе подчиненного. Это может быть продвижение по службе, повышение заработной платы, понижение в должности или увольнение. В некоторых организациях аттестация используется как вспомогательный элемент для разработки программы обучения сотрудников или системы поощрения и премирования.
3
В процессе аттестации сотрудника оценивается соблюдение им нормативной базы, принятой в компании (инструкции, положения, регламенты и т.д.), полнота и качество выполнения должностных обязанностей, профессиональные качества, а также результативность работы.
4
Аттестация работника может осуществляться посредством тестирования, квалификационного экзамена, собеседования, а также путем моделирования определенной ситуации. В процессе подготовки к аттестации определяется состав комиссии, графики проведения мероприятий, а также проводится разъяснительная работа с сотрудниками.
5
Перед аттестацией непосредственный руководитель работника составляет отзыв на него, в котором указывает показатели работы, соблюдение должностной инструкции, профессиональные качества и достижения.
6
В ходе проверки на опрашиваемого заполняется аттестационный лист. Решение об итогах аттестации принимается большинством членов комиссии, в состав которой, как правило, входят руководитель организации или его заместитель, начальник отдела, где работает сотрудник, другие высококвалифицированные специалисты, а также секретарь.
Видео по теме

Совет 3 : Как проводить переаттестацию

Переаттестация может стать действенным средством повышения эффективности работы каждого сотрудника и предприятия в целом. Но произойдет это только в том случае, если она не будет пустой формальностью. В результате переаттестации работник может повысить свой разряд или категорию. Соответственно, увеличивается и его зарплата. Руководство же предприятия может оценить, какими кадровыми ресурсами оно располагает.
Как проводить переаттестацию
Вам понадобится
  • - карточки учета персонала;
  • - персональные данные на сотрудников:
  • - компьютерные тесты по различным специальностям;
  • - компьютеры с соответствующим матобеспечением;
  • - план проведения аттестации.
Инструкция
1
Определите цели аттестации. Во многих бюджетных организациях ни сотрудники, ни руководители об этом не задумываются. Переаттестация положена по закону, поэтому ее и проводят. Руководство коммерческой структуры этот вопрос решает по своему усмотрению. Сформулируйте цели существования фирмы, ее перспективы и задачи. Переаттестация должна им полностью соответствовать. Составьте план и согласуйте его с руководством компании.
2
Подумайте над формой проведения аттестации. Для разных категорий сотрудников она может быть разной. Производственные рабочие могут выполнить, например, тестовое задание — выточить деталь или выполнить ремонтные работы соответствующей категории сложности. Для педагогов обязательно открытые уроки или занятия. Для продавцов и работников сферы услуг аттестация может проходить в форме деловой игры или моделирования ситуации. Творческие работники могут разработать свой проект и защитить его.
3
Разработайте вопросы для теоретической части. Это могут быть вопросы по технологии производства или технике безопасности, в зависимости от группы работников и профиля предприятия. Теоретический экзамен можно провести в тестовом режиме, с применением компьютерных технологий. Составьте опросник, предложив участникам несколько вариантов ответа. Работникам некоторых специальностей (например, монтажникам) можно предложить задачи, требующие творческого подхода и неординарности мышления.
4
Подумайте над методом оценки. Для производственных рабочих наиболее уместна групповая экспертная оценка. В качестве экзаменаторов выступают мастера, начальники цехов и смен. Можно пригласить независимых экспертов — признанных мастеров своего дела. Такое же метод удобен и для оценки квалификации специалистов в области IT-технологий.
5
Объясните сотрудникам необходимость аттестации. Акцентируйте внимание на том, зачем это им нужно и какие выгоды они могут получить. Расскажите, в какой форме она будет проходить и как нужно подготовиться. Проведите пробное тестирование по теории. Это лучше сделать загодя, в особенности если в профессиональные обязанности работников не входит работа с компьютером. Им необходимо освоиться с новыми для них способами опроса.
6
Разработайте систему оформления сведений о персонале. Это могут быть, например, индивидуальные листки. На каждом должны быть написаны фамилия, имя и отчество аттестуемого, год и место рождения, сведение о семейном положении и месте жительства. Необходимо указать ИНН и номер пенсионного свидетельства. Укажите также данные об образовании, повышении квалификации, продвижении по службе, государственных наградах. На некоторых предприятиях указывают также наличие автомобиля и водительских прав, сведения о недвижимости и т. д. Занесите в карточку персонального учета сведения о должности и должностных обязанностях, а также о предыдущих аттестациях.
Источники:
  • Аттестация педагогов
  • Как провести аттестацию персонала
  • О порядке аттестации врачей

Совет 4 : Как аттестовать работника

Аттестация работников - сложная и многогранная процедура. Оценка квалификации и деловых качеств специалиста всегда требует четкого обоснования и объективности. В разных отраслях есть свои особенности подготовки и проведения аттестации, продиктованные спецификой профессий. Вместе с тем существуют общие правовые основания проведения этого серьезного и часто судьбоносного для сотрудников мероприятия.
Как аттестовать работника
Инструкция
1
Главная цель аттестации - определить степень и качество теоретической и практической подготовленности работника выполнять определенную работу на конкретной должности. Оценить это на законных основаниях и с правовыми последствиями может только аттестационная комиссия. Формы аттестации могут быть разными: различные виды тестирования, специально подготовленное собеседование, практические задания, письменные экзамены, изготовление модели или образца продукции и др.
2
Перед проведением аттестации руководителю и кадровой службе нужно разработать и утвердить документы: положение об аттестации и приказ о ее проведении. С положением об аттестации должен быть под подпись ознакомлен каждый работающий и вновь принимаемый сотрудник (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). В приказе указываются: место, сроки проведения мероприятия; список лиц, подлежащих аттестации; перечисляются члены аттестационной комиссии; приводится порядок оформления итогов мероприятия. Если аттестация проводится как внеочередная, в приказе оговаривается обоснование этого.
3
Важный этап - создание аттестационной комиссии. Количество и персональный состав ее может быть разным. В больших организациях она включает председателя, заместителя, секретаря и нескольких членов (целесообразно участие сотрудников кадровой и юридической служб). За две недели до дня аттестации в аттестационную комиссию должны быть направлены: 1) анкета-характеристика на каждого аттестуемого; 2) лист с результатами тестирования (экзамена, выполнения задания, практической работы); 3) отзыв на работника, заверенный подписью его непосредственного руководителя.
4
Отзыв - главный документ, определяющий квалификацию работника и оценивающий его личные и моральные качества. В нем должна содержаться информация не только об образовании специалиста, стаже работы в конкретной должности, но и подчеркиваться его индивидуальные черты. Нужно охарактеризовать степень самостоятельности и ответственности при выполнении должностных обязанностей, качество работы, способность адаптироваться к изменениям, применять инновационные и творческие подходы в решении проблем, оценить организаторские способности, отношение к критике и др.
5
В подготовке этих материалов используются должностные инструкции, положения о структурных подразделениях предприятия, основы правил внутреннего трудового распорядка. Важны данные кадровой службы о повышении квалификации работника, итогах прошлых аттестаций, отзывы клиентов и так далее.
6
Аттестация может проводиться поэтапно: к примеру, сначала в виде тестирования (актуальные задания по профессиональной тематике), потом - собеседование (проводится вместе с непосредственным руководителем аттестуемого).
7
Решения аттестационной комиссии следующие:- соответствует занимаемой должности;- соответствует при условии повышения качества работы и выполнения рекомендаций комиссии;- не соответствует.Решение должно быть оформлено протоколом. Его подписывают все присутствующие на аттестации члены комиссии. Правомочность решений обеспечивается присутствием не менее 60% заседателей.
8
Результатом аттестации могут стать рекомендации комиссии о поощрении отдельных специалистов; об установлении, корректировке или отмене надбавок к окладам; о включении в резерв на повышение; о направлении на учебу и др.
Обратите внимание
Специалисты-кадровики рекомендуют включать одним из пунктов трудового договора с работником пункт о безусловном участии в аттестации (обязанности проходить ее). Это поможет избежать излишних разбирательств при отказе сотрудника от этой процедуры оценки.
Полезный совет
В некоторых отраслях (образование, транспорт, промышленность) регулярная организация аттестации персонала обязательна. В обычных частных фирмах это дело добровольное. Так как цель аттестации - проверка квалификации сотрудников, ее не проводят в отношении работников, чьи функции не предусматривают специальных знаний. Освобождаются от этой процедуры также беременные женщины и сотрудники со стажем работы меньше года.
Источники:
  • Аттестация работников организации и увольнение по ее итогам: практические вопросы в 2019

Совет 5 : Как провести аттестацию на предприятии

Одной из основных форм оценки персонала и определения соответствия работника предприятия занимаемой должности или новому рабочему месту является аттестация. Регулярность этого мероприятия в разных организациях различна. Как правило, эту важную процедуру руководство организует раз в год. В основе ее - стандарты, разработанные с учетом особенностей организации, но имеющие четкие правовые основы, закрепленные в законодательстве.
Как провести аттестацию на предприятии
Инструкция
1
Аттестация - единственная методика оценки, которая дает работодателю возможность делать оргвыводы по поводу конкретного лица: оставить на прежней должности, понизить, повысить или уволить.Заметим, что установки на «карательную» функцию у аттестации быть не должно ни с каких точек зрения: основная цель процедуры - стимулирование работников на более эффективную деятельность и достижение в ней лучших результатов. Аттестация призвана выявить резервы профессионального роста сотрудника и в дальнейшем помочь этот потенциал реализовать.
2
Аттестация (или сертификация) регулируется Федеральными Законами и в первую очередь Трудовым кодексом РФ. Это значит, что выводы и заключения аттестационной комиссии будут иметь юридическую силу. Подготовка к аттестации начинается с написания главного документа - Приказа и в дополнение к нему Положения об аттестации (оно должно быть приложением к Приказу). Допустимы и другие названия вместо слова Приказ - Указ, Постановление о проведении аттестации, Распоряжение.
3
Положение об аттестации утверждается, если аттестация проводится в отношении работников одного предприятия или сотрудников, работающих в одной системе организаций. Существуют также межведомственная аттестация, аттестация третьей стороной (независимая). Аттестационная комиссия может иметь специализированные функции и другие названия: Экспертная комиссия (дает экспертные заключения), Аттестационный центр, Квалификационная комиссия (присваивает квалификацию). Но любой из этих органов не может быть представлен одним физическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
4
Численность членов аттестационной комиссии может быть разной в зависимости от специфики производства. При проведении независимой аттестации комиссия должна состоять минимум из трех человек (согласно "Требованиям к независимым органам по аттестации (сертификации) персонала СДА-13–2009"). Для госслужащих планка выше - не менее четырех экспертов.
5
Аттестационная комиссия должна действовать на постоянной основе: это знак соответствия международным и российским стандартам. В Положении об аттестации обязательно должна содержаться информация: кто проводит аттестацию; как формируется аттестационная комиссия предприятия; какие категории лиц подлежат аттестации, а какие нет; как принимаются решения комиссией и как они реализуются. Обязательны ссылки на документы предприятия: уставы, трудовые и коллективные договора, стандарты организации, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты.
6
Для комиссии самое главное - адекватно оценить работу аттестуемого. Для этого членам комиссии должны быть направлены данные по каждому лицу: анкетные сведения из кадровой службы об образовании, квалификации, стаже работы и других важных фактах профессиональной деятельности; отзыв непосредственного начальника. Важны результаты собеседований, экзаменационных заданий, конкурсных испытаний, тестов, данные опросов коллег и клиентов о работе аттестуемого (их проводят в виде интервью и анкетирования).Учитывается оценка качества выпускаемой продукции, заключения по результатам непосредственного наблюдения за работой (в том числе тайного - такого, как mystery shopping в сфере обслуживания).
7
Результаты аттестации фиксируются Протоколом.
Обратите внимание
Сами члены комиссии не могут быть аттестованы той же комиссией, в которую входят. Они аттестуются в другом месте процедурой независимой аттестации.
Полезный совет
Аттестация может стать основанием для увольнения работника (ст. 82 Трудового кодекса), поэтому в состав аттестационной комиссии должен быть включен представитель от выборного органа профсоюзной организации.
Источники:
  • Оценка и аттестация персонала
  • аттестационная комиссия на предприятии

Совет 6 : Как аттестовать сотрудника

С точки зрения работника аттестация – проверка профессиональных знаний и навыков в соответствии с должностной инструкцией на определенном рабочем месте, с точки зрения работодателя – возможность оценки соответствия специалиста занимаемой должности. Для того чтобы аттестовать сотрудника, работодателю необходимо подготовить необходимый пакет документов, провести аттестацию и принять нужное решение по ее результатам.
Как аттестовать сотрудника
Вам понадобится
  • - документы предприятия;
  • - нормативные акт (положение об аттестации);
  • - документы работника;
  • - печать организации;
  • - ручка;
  • - кадровые документы;
  • - Трудовой Кодекс РФ.
Инструкция
1
Подготовьте положение о проведении аттестации, в котором опишите общие положения, подготовку аттестации, ее проведение и результаты. Данный документ является локальным нормативным актом, который разрабатывает кадровый отдел, руководитель структурного подразделения, учитывая особенности должностных инструкций аттестуемых работников.
2
Решение о проведении аттестации принимает директор организации, который должен издать приказ. В данном документе следует указать цель проведения аттестации, основания, вписать фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц, которые будут являться членами аттестационной комиссии. Обычно таковыми назначают руководителей отделов, где трудятся работники, а также начальник отдела кадров и специалист со стороны. В распорядительной части необходимо возложить ответственность на кадрового сотрудника составить график проведения аттестации, а на руководителей структурных подразделений – подготовить список работников, которых следует аттестовать. Заверьте документ печатью предприятия и подписью директора компании.
3
Составьте график проведения аттестации, в котором впишите фамилии, имена, отчества, названия должностей работников, которых следует аттестовать, а также предполагаемую дату ее проведения. Право подписи документа имеет начальник отдела кадров, утверждает график директор организации.
4
Ознакомьте работников с графиком и приказом директора под роспись не менее чем за один месяц до фактической даты проведения аттестации. Кадровому работнику следует подготовить выписку из трудовой, копии документов об образовании, повышении квалификации, руководителю структурного подразделения – характеристику на работника, а также должностную инструкцию.
5
Проведите аттестацию в соответствии с положением о ней, внесите необходимые сведения в аттестационный лист. Комиссии следует составить протокол о ее результатах аттестации, а директору предприятия – издать приказ, в котором изложить решение (оставить работника на прежнем рабочем месте, направить на обучение, уволить, перевести на другую должность).
Источники:
  • Аттестация персонала: что и как

Совет 7 : Как проходит аттестация образовательных учреждений

Любое образовательное учреждение России вне зависимости от того, является оно государственным или частным, обязано периодически проходить аттестацию. Эта процедура проводится не реже, чем раз в пять лет, и предшествует аккредитации. В ходе аттестации определяется, насколько уровень образования в данном учебном заведении соответствует государственным стандартам.
Как проходит аттестация образовательных учреждений
Вам понадобится
  • - нормативные документы;
  • - лицензия на право ведения образовательной деятельности;
  • - устав образовательного учреждения;
  • - фонды контрольных заданий;
  • - результаты государственных итоговых аттестаций выпускников за последние 3 года;
  • - средства на проведение аттестации.
Инструкция
1
Образовательное учреждение может само инициировать аттестацию. Это целесообразно сделать в том случае, если приближается срок очередной аккредитации. Обратитесь с соответствующим заявлением в орган управления, в ведении которого находится ваша школа или вуз. Заявление должно быть подано до 1 декабря года, предшествующего аттестационному. Процедуру может инициировать и федеральный или региональный орган управления образованием.
2
Из органа, куда подано заявление, оно должно быть передано в Государственную инспекцию по проведению аттестации. Узнайте, включена ли ваша школа в план на следующий год. Госинспекция формирует комиссию, в которую могут входить представители министерства, регионального комитета, ведущие специалисты вузов, руководители методических объединений и творческих педагогических групп и т. д. Узнайте, по каким направлениям будет проводиться аттестация.
3
Проведите в школе внутреннее обследование. Как правило, к аттестации и аккредитации школа или высшее учебное заведение готовятся одновременно. Организуйте комиссию. В ее состав полезно включить не только руководителей образовательного учреждения, но и внешних экспертов. Внутренняя проверка призвана определить степень готовности к внешней экспертизе.
4
По итогам самообследования составьте акт. Его необходимо подать в Госинспекцию не позже, чем за месяц до запланированной аттестации. В акте опишите, насколько работа учреждения соответствует правовой базе. Проанализируйте структуру управления — соответствует ли она уставу, приказам руководства и т. д. Расскажите о системе подготовки выпускников. Определите, насколько уровень подготовки соответствует государственным стандартам. Оценок здесь всего три: «соответствует», «в основном соответствует» и «не соответствует». Если вы выставляете две последние оценки, укажите конкретные пункты расхождений. Оцените качество подготовки выпускников.
5
Внешняя аттестация проводится в течение десяти дней. Комиссия проверяет представленные образовательным учреждением материалы, их соответствие законодательству. Она проводит выборочные опросы. По итогам аттестации комиссия составляет справку. С ее содержанием знакомят руководителей образовательного учреждения и местного отдела управления образованием. Справка с положительным заключением является одним из оснований для прохождения аккредитации.
Обратите внимание
Затраты на аттестацию несет само образовательное учреждение. Однако бюджетные или казенные организации могут согласовать этот вопрос с соответствующим органом власти.
Процедура аккредитации вуза
Связанная статья
Процедура аккредитации вуза
Источники:
  • Программа аттестации образовательных учреждений

Совет 8 : Как оформить аттестацию работника

Для определения соответствия сотрудника занимаемой должности работодателем проводится аттестация. Для этого составляется нормативный акт компании, в котором прописываются положения об аттестации, сотрудник уведомляется в письменной форме. На основании приказа, характеристики на специалиста составляется аттестационных лист, а по результатам мероприятий – протокол об итогах аттестации.
Как оформить аттестацию работника
Вам понадобится
  • - положения об аттестации;
  • - приказ о проведении аттестации;
  • - характеристика на сотрудника;
  • - аттестационный лист;
  • -
Инструкция
1
Первый этап проведения аттестации – это подготовка к этому мероприятию. Составьте локальный нормативный акт. Пропишите в нем положения об аттестации. В документе укажите порядок подготовки, проведения, а также последствий такого мероприятия. Внесите перечень специалистов, которые исключаются из списка аттестуемых. Утвердите разработанные положения приказом руководителя.
2
Составьте график проведения аттестации. Законодательными нормами рекомендуется осуществлять такие мероприятия не чаще раза в год. Утвердите график распоряжением руководителя.
3
Создайте аттестационную комиссию. Как правило, в такую группу входят руководители отделов (служб). Начальником комиссии назначьте руководителя отдела кадров. Утвердите состав аттестационной комиссии приказом директора.
4
Издайте приказ. В распоряжении напишите дату, когда будет проводиться аттестация. В приказ впишите список работников, которые подлежат аттестации. Как правило, перечень сотрудников подготавливается заранее руководителями служб. На каждого аттестуемого специалиста непосредственным начальством составляются характеристики о профессиональной деятельности.
5
Составьте тесты, которые должны содержать вопросы строго по профессии, занимаемой должности специалистов. Установите, какой процент правильных ответов служит прохождением аттестации.
6
Проведите аттестацию. Каждому сотруднику вручите персональный аттестационный лист, в документ вписываются номера вопросов и суть ответов. Аттестационный лист, характеристика на специалиста прикладываются к протоколу, составленному комиссией. В протоколе прописываются результаты аттестации, число прошедших проверку, количество сотрудников, которые не выдержали испытание.
7
На основании протокола аттестационной комиссии руководителем предприятия издается приказ. В нем указываются специалисты, которые соответствуют своей должности и остаются на том же месте; работники, не прошедшие испытание и подлежащие переводу на нижестоящие позиции или увольнению; сотрудники, которых следует перевести на более высокую должность.
Источники:
  • Аттестация персонала: теория и практика, правовые проблемы

Совет 9 : Кто освобождается от аттестации

В широком смысле слова аттестация - это проверка соответствия. В трудовом праве эта процедура предполагает определение соответствия работника занимаемой должности. Она может включать в себя определение квалификации, проверку деловых качеств работников, соответствие их профессиональных навыкам требованиям текущего момента. Аттестацию сотрудников имеет право организовывать и проводить любой работодатель, но чаще всего она касается работников государственных и муниципальных учреждений.
Кто освобождается от аттестации

Для чего проводится аттестация

Эта ответственная и волнующая процедура, как для работодателя, так и для работников. Для работодателя она является возможностью объективно оценить соответствие сотрудников занимаемым по штатному расписанию местам, оптимизировать распределение трудовых ресурсов и подготовить на ее основе кадровый резерв. Для работающих на предприятии аттестация является стимулом к повышению качества и производительности своего труда, повышению квалификации и освоению новых современных методов и технологий.

Аттестация является легальным и объективным критерием, обеспечивающим возможность расторжения трудового договора с теми работниками, которые показали низкий уровень квалификации или перевода их на другие должности с окладами, адекватными уровню их знаний. С другой стороны, те работники, кто показал себя с положительной стороны, по результатам аттестации могут рассчитывать на повышение оплаты труда и продвижение по служебной лестнице.

Категории работников, освобождаемых от аттестации

Не существует законодательного акта, содержащего перечень работников, не подлежащих аттестации, поэтому на предприятиях и организациях действуют отраслевые нормативные акты, определяющие этот перечень. При определении круга работников, которые будут проходить аттестацию, необходимо учитывать и те гарантии, которые законодательство устанавливает для защиты работника от необоснованных решений.

Например, если исходить из норм статьи 70 ТК РФ, устанавливающей испытательные сроки, безусловному освобождению от аттестации подлежат работники, чей испытательный срок еще не окончен. В большинстве случаев такому освобождению подлежат и те сотрудники, которые отработали после заключения трудового договора менее 1 года. Перечень лиц, которые не подлежат аттестации приводится в положении «О порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» в редакции от 14.11.1986. На сегодняшний день это единственный нормативный акт, где приведен такой перечень.

Согласно этому Положению, не аттестуются:
- молодые специалисты, у которых еще не закончился период обязательной отработки после окончания учебного заведения;
- женщины, предъявившие справку о беременности;
- женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет и те, кто проработал менее 1года после отпуска по уходу за ребенком;
- одинокие родители, имеющие детей до 14 лет или ребенка-инвалида, которому не исполнилось 18 лет.

От аттестации в общем случае могут отказаться все категории работников, увольнение которых по инициативе работодателя законом не допускается.

Совет 10 : Как уволить неаттестованного сотрудника

Требования к профессиональной компетентности сотрудников очень высоки. Несоответствие им - к примеру, отсутствие документов, подтверждающих аттестацию - служат достаточным основанием для увольнения.
увольнение работника
К сожалению, бывает так, что сотрудника приходится увольнять в связи с тем, что он не может выполнять возложенные на него функциональные обязанности. Это называется профессиональным несоответствием подчиненного. Однако уволить работника по такому основанию весьма непросто. Дело в том, что попрощаться с сотрудником можно только в случае, если есть результаты его аттестации.

В Трудовом кодексе отсутствует разъяснение, каким образом должна проходить аттестация и как оформлять ее итоги. О данной ситуации идет речь лишь в Положении об аттестации, которое было утверждено еще в 1973 году. Но таким Положением вполне можно пользоваться, ведь оно пока что является действующим на территории РФ. В этом документе, в частности, указано, что на предприятии обязательно должно быть это самое Положение об аттестации и утвержденный график аттестации (хотя руководитель может издать соответствующий приказ даже перед самой аттестацией, и это не будет являться нарушением). Естественно, со всей документацией по поводу проведения данной процедуры работника нужно ознакомить под личную подпись.

Оценка квалификации подчиненных проводится специальной комиссией. В ее составе обязательно должны быть люди, которые могут объективно оценить знания сотрудника. Кстати, руководитель может и не входить в эту комиссию.

Результат проведенной аттестации обязательно должен, опять же, оформляться приказом. Однако даже после этого сразу увольнять такого подчиненного нельзя, ему нужно предоставить еще один шанс. А вот если и повторное испытание он тоже провалит, тогда вы имеете полное право снять его с должности.

Помните: одного вывода комиссии о несоответствии занимаемой должности будет мало. Перед тем, как уволить неаттестованного сотрудника, ему придется предложить другую работу. Путь это будет любая свободная вакансия, хоть дворник, но предложить ее под роспись нужно обязательно, иначе сотрудник запросто восстановится через суд. И только если от новой (менее престижной и высокооплачиваемой, естественно) работы неаттестованный сотрудник откажется, тогда его можно со спокойным сердцем увольнять.

Помните: не всегда все заканчивается хорошо, сотрудник может и оспорить решение об увольнении в судебной инстанции. Поэтому, приняв решение об увольнении неаттестованного сотрудника, строго соблюдайте все необходимые формальности и законные сроки.

Совет 11 : Как пройти аттестацию

Аттестация сотрудников на предмет соответствия занимаемой должности – процедура необязательная, за исключением государственных структур, унитарных предприятий и некоторых вредных производств. Но многие работодатели проводят ее по личной инициативе и используют как инструмент повышения профессионализма сотрудников, а в конечном итоге, и для повышения качества производимо продукции и предоставляемых услуг.
Как пройти аттестацию
Инструкция
1
Не стоит воспринимать аттестацию как попытку руководства оказать давление на сотрудников. Отнеситесь к ней как к стимулу, поводу углубить свои знания, расширить поле деятельности, проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны. Аттестация дает возможность четко понять, что от вас требуется на рабочем месте, и каким образом вы можете повысить качество своей работы. Кроме того, это прекрасная возможность раскрыть свой потенциал перед руководством, следствием чего может быть дальнейший карьерный рост.
2
Важно правильно настроиться и не относиться к аттестации как к экзамену в вузе: вы уже имеете определенный опыт работы и никак не сможете растерять полученные знания, даже если и будете очень волноваться. Придадут вам уверенности в себе и те профессиональные успехи, которые у вас уже имеются – ведь аттестуются сотрудники, проработавшие на данном рабочем месте не менее года. Не стоит думать, что раз вас подвергают такому экзамену, то сомневаются в вашем профессионализме и способностях, не нужно ожидать от комиссии негативного отношения к себе. Комиссия, как правило, состоящая из ваших старших коллег и руководства, изначально доброжелательно настроена ко всем, проходящим аттестацию. И помните, что даже негативная оценка – это не повод для вашего увольнения, а стимул, чтобы сделать выводы и пересмотреть свое отношение к работе.
3
Перед подготовкой к аттестации, не отпускайте ситуацию на самотек, даже если вы чувствуете себя вполне уверенно. Просмотрите программу аттестации и изучите вопросы, которые могут быть заданы. Особое внимание обратите на те нормативные документы и локальные акты, которыми вы должны руководствоваться в своей работе. Освежите их в памяти, прочитайте внимательно, чтобы быть уверенным, что вы все правильно понимаете и делаете.
4
Не помешает еще раз ознакомиться со своими должностными обязанностями, чтобы быть уверенным, что вы выполняете их в полном объеме. Ознакомьтесь с Положением о подразделении, в котором вы работаете, чтобы иметь общее представление о его деятельности, целях и задачах, стоящих перед ним. Уясните для себя механизм взаимодействия вашего подразделения с другими подразделениями компании. Соотнесите это с теми принципами международной системы качества, которая в настоящее время внедряется и на большинстве российских предприятий. Этих теоретических знаний вам вполне должно хватить, чтобы ответить на все вопросы, которые могут задать члены комиссии. Теперь главное – суметь спокойно и грамотно преподнести эти знания.
Видео по теме
Источники:
  • Как лучше пройти аттестацию?
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500