Совет 1: Как считать горизонтальный анализ

Горизонтальный анализ – один из способов оценки финансовой деятельности компании, повышения или снижения ее эффективности. Целью такого анализа является выявление динамики различных процессов на предприятии по сравнению с прошлыми периодами.
Инструкция
1
Определите, по каким разделам и статьям баланса вы будете считать горизонтальный анализ. Предположим, это будут активы, пассивы, отчет о прибыли и о движении денег. Алгоритм анализа достаточно прост, расчеты легче проводить в табличном виде, что делает результаты более наглядными.
2
Составьте четыре таблицы по пять столбцов в каждой. В первый столбец запишите названия статей баланса, во второй и третий – данные за отчетный и базовый периоды. Четвертую и пятую колонки отведите для записи результатов анализа, а именно абсолютного и относительного отклонения.
3
Озаглавьте первую таблицу «Активы предприятия», заполните первый столбец. Например, денежные средства, ценные бумаги, основные средства (здания, оборудование, амортизация), инвестиции, краткосрочные и долгосрочные вложения, авансовые выплаты поставщикам оборудования или материалов и т.д.
4
Возьмите из бухгалтерского баланса компании данные за отчетный и базовый периоды. Эти периоды должны соответствовать друг другу: календарный год, один и тот же квартал разных годов или месяц, например, июнь 2010 и 2011 годов и т.д.
5
Заполните колонку «Абсолютное отклонение». Для этого посчитайте разность между значениями каждой строки, вычитая данные второго столбца из третьего. Иными словами, абсолютное отклонение показывает, как изменились цифры по сравнению со схожим периодом в прошлом. Значение может быть как положительным, т.е. направленным в сторону увеличения, так и отрицательным.
6
Разделите данные третьего столбца на числа второго соответственно по каждой строке, умножьте результаты на 100 и запишите в пятый и последний столбец. Озаглавьте его «Относительное отклонение»; эта колонка показывает процентное изменение тех же данных. Увеличение в этом случае показывает значение расчетной величины больше 100%.
7
Проделайте то же самое с другими тремя аналитическими таблицами: пассивы (краткосрочные и долгосрочные обязательства, кредиты/ссуды и пр.), отчет о прибыли (продажа активов, оплата труда, накладные издержки, материальные затраты, дивиденды, проценты, налоги и др.) и отчет о движении денег (получение/выплаты по дивидендам, покупка/продажа активов, погашение кредитов и банковской ссуды и т.д.).
8
Добавьте в каждой таблице итоговую строку, содержащую данные по всем анализируемым статьям. Используйте компьютерные программы для облегчения расчетов и ускорения проведения горизонтального анализа, например, Microsoft Excel.

Совет 2: Как провести горизонтальный анализ баланса

Горизонтальный анализ баланса предполагает изучение основных показателей отчетности компании за определенный период, вычисление темпов их изменений, а также проведение оценки полученных коэффициентов.
Инструкция
1
Постройте аналитическую таблицу, чтобы сделать горизонтальный анализ баланса или его приложения, к примеру, отчета о прибыли. В ней необходимо рассчитывать абсолютные изменения каждого показателя, взятого из баланса, и вычислить относительные темпы прироста. По полученным значениям можете сделать несколько выводов о тенденции отельных коэффициентов баланса, а также о его значениях в целом.
2
Проведите анализ динамики активов предприятия, их структуру и изменения. После этого дайте им оценку. Отметьте, каким образом изменилась их величина, за счет чего могло произойти их увеличение либо уменьшение. Далее оцените состояние динамики внеоборотных и оборотных активов, выявите, как повлияли эти показатели на изменение всего общего состава активов.
3
Уточните за счет каких факторов произошло уменьшение либо увеличение темпов роста внеоборотных и оборотных активов. Сделайте выводы о том, какие виды активов в большей степени могли повлиять на изменение валюты бухгалтерского баланса.
4
Проанализируйте динамику суммы пассивов, а также ее изменение. Начинайте с оценки значения пассивов в целом, затем сравните их с показателями за предыдущие периоды. Выделите наиболее изменившиеся коэффициенты и определите, каким образом они смогли повлиять на рост либо сокращение общей суммы пассивов.
5
Отметьте, за счет чего происходили изменения размеров собственного и заемного капиталов. Затем выделите наиболее существенные элементы, которые повлекли за собой значительные изменения в размере пассивов.
6
Постарайтесь выявить связь между изменениями абсолютных показателей и ситуацией, которая сложилась на предприятии. При этом баланс будет являться удовлетворительным, если итоговое значение в нем будет иметь тенденцию к увеличению, а темпы роста суммы внеоборотных активов будут ниже, чем оборотных.
Видео по теме

Совет 3: Как провести горизонтальный анализ

Целью любого анализа отчетности на предприятии является оценка общих характеристик его основных средств и факторов, влияющих на эффективность работы компании и позиционирование ее на рынке относительно прошлых периодов.
Вам понадобится
  • - бухгалтерский баланс;
  • - калькулятор или компьютер.
Инструкция
1
Для оценки эффективности предприятия важно комбинирование различных методов анализов баланса. Это позволяет получить более полную картину финансового состояния компании. Горизонтальный анализ баланса заключается в изучении абсолютных показателей в отчетности предприятия, их изменения как в денежном выражении, так и в процентном.
2
Горизонтальный анализ предполагает построение аналитических таблиц, в которых величины абсолютных показателей указываются за различные периоды. Такое наглядное представление позволяет оценить темпы роста или снижения этих показателей, а также выявить факторы, влияющие на эти изменения.
3
Составьте таблицу следующим образом: в первой колонке укажите активы, динамику которых вы собираетесь анализировать. Например, оборотные активы: денежные средства, краткосрочные вложения, авансовые платежи поставщикам и пр. Внеоборотные активы: долгосрочные вложения, основные средства, нематериальные активы и др.
4
Озаглавьте вторую и третью колонку периодами времени, данные которых будете сравнивать между собой, например, январь 2008 и январь 2009 гг. Четвертую колонку назовите «абсолютное отклонение», а в пятой можете привести то же отклонение, но уже в процентном выражении.
5
Заполните вторую и третью колонки таблицы данными из соответствующих статей бухгалтерского баланса вашей компании. Вычислите изменения, вычитая второе значение из первого, и запишите получившееся число в четвертую колонку. Рост актива в этом случае будет величиной положительной, а снижение – отрицательной.
6
Вычислите данные для пятой колонки, для чего разделите значение абсолютного отклонения на соответствующую величину актива первого периода. Затем получившееся число умножьте на 100%. Вы получите процентное увеличение или снижение показателя.
7
Добавьте к таблице еще одну строку после всех вычислений, которую озаглавьте «Активы всего» или «Итог». Просуммируйте все значения по каждому столбцу и запишите суммы в последней строке.
8
Значительное увеличение абсолютного или процентного показателя говорит о том, что компания энергично повышает свой экономический потенциал, успешно финансово развивается. Изменение некоторых активов может оказаться в худшую сторону, на основании этого можно сделать вывод, что компания не испытывает финансовых затруднений.
9
Таким же образом проанализируйте пассивы предприятия, включая кредиты и займы, собственный капитал, краткосрочные и долгосрочные обязательства, накопленную прибыль и т.д. Изменения этих показателей показывают тенденцию роста или снижения сумм задолженности перед кредиторами, бюджетом, инвесторами.
Видео по теме

Совет 4: Как считать квартал

Наверняка бухгалтеры сталкивались с проблемой расчета той или иной информации за квартал. Такие расчеты, к примеру, требуются при расчете авансов по прибыли или для предоставления в налоговую инспекцию информации для уплаты единого налога на временный доход. Но что делать, если вы не знаете как считать квартал.
Инструкция
1
Умножьте исчисленную налоговую базу по налогу на прибыль за квартал и на ставку налога на прибыль. Следует знать, что каждый первый ежеквартальный платеж будет равен ежеквартальному авансовому платежу за четвертый квартал того года, который следовал перед настоящим. За второй квартал ежеквартальный платеж будет равен ежеквартальному авансовому платежу за первый квартал. За третий необходимо рассчитывать как разность между авансом за второй квартал и первый. За четвертый, соответственно, как разность ежеквартального авансового платежа за третий квартал и аванса за второй.
2
Исчисленная налоговая база по налогу на прибыль за месяц должна умножаться на 20%, и последующие авансовые платежи должны рассчитываться соответствующим образом. Сам авансовый платеж напрямую зависит от полученной ежемесячно прибыли. Если по какой-либо причине в определенном отчетном периоде компания потерпела убытки, в этом периоде аванс будет равняться нулю.
3
Отразите свои расчеты в соответствующей декларации по налогу на прибыль. Предоставьте декларацию в налоговые органы не позднее указанного в законодательстве срока. Так, к примеру, указанный расчет необходимо предоставить не позднее 28 числа того месяца, который следует сразу за отчетным периодом. Документы бухгалтер должен передать в налоговые органы не позже 28 апреля, 28 июля и 28 октября, то есть по окончании каждого квартала.
4
Организации и предприятия, которые не освобождены от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль каждый месяц в течение всего квартала, не должны исчислять авансы за каждый месяц. В этом случае ежемесячный авансовый платеж будет равен среднему значению, рассчитанному по ежеквартальному авансовому платежу.
5
Если компания желает уплачивать авансовые платежи по фактически полученной прибыли, главный бухгалтер предприятия обязан предупредить налоговые органы о таком намерении. При этом по указанной выше схеме можно будет уплачивать авансовые платежи только с начала отчетного периода.
Видео по теме

Совет 5: В чем различие между ссудой и кредитом

Сегодня очень часто можно услышать в разговоре такие слова, как кредит или ссуда. В этих понятиях общим является то, что они заключаются в заимствовании денежных средств или материальных ценностей одним лицом у другого. Несмотря на схожесть этих понятий, они несут в себе разную сущность и смысл. В чем все-таки состоит разница между этими финансовыми инструментами?
Сегодня фактически любой человек сталкивается с необходимостью взятия денежных средств или материальных ценностей в долг. Есть два основных варианта воплощения этой необходимости в реальность: кредит или ссуда. Ошибочно будущие заемщики считают, что эти два понятия идентичны между собой, но это совсем не так. Чем же отличаются между собой эти два понятия?


Что такое кредит?


Кредит — это договорное оформление займа денежных средств. В договоре четко оговорены сумма, срок использования кредитных средств, процент годовых, который необходимо платить на ежемесячной основе, а также тело кредита.


Кредиты подразделяются на краткосрочные (до года) и долгосрочные (более года). В зависимости от срока кредитования процент за использование кредита отличается. Как правило, чем меньше срок, тем лучше процентная ставка. Также на ставку за использование денег влияет и первоначальный взнос за будущее имущество заемщика, принцип понижения ставки такой же, как и при сроке кредитования.


Кредит практически всегда подразумевает под собой целевое использование на определенную материальную ценность: автомобиль, квартиру, дом и т.д. То есть, взять кредит на автомобиль, а потратить на ремонт не получится.


Что такое ссуда?


В свою очередь ссуда — это оформление договорными отношениями передачи в использование на определенный срок некоего имущества от одного лица другому. При этом имуществом в договоре ссуды могут выступать как денежные средства, так и движимое и недвижимое имущество. Она подразумевает возврат к первичному владельцу именно той вещи, которая временно поступала в распоряжение другого лица в таком виде, в каком она была передана (не касается денежных купюр).


За займы этого вида практически никогда не устанавливается процент за использование ценности, изредка на усмотрение одной из сторон. То есть фактически ссуда — это бесплатная передача в пользование некоего человека/организации имущества или денежных средств на определенный срок.


Этот финансовый инструмент доступен всем физическим и юридическим лицам при заключении договорных отношений по ссуде между собой. Такие учреждения как банки обычно ссуду не выдают, а только предлагают кредит.


Итак, в чем же различие между ссудой и кредитом и что у них общего?


Первое, и самое главное отличие между кредитом и ссудой заключается в присутствии или отсутствии процентов за пользование предмета договора. Следующее отличие состоит в том, что по договору кредита предметом долга могут быть только деньги, а по ссуде — и имущество тоже. И договор ссуды можно заключать между двумя физическими лицами без привлечения финансового учреждения.


Поэтому выбирая себе вид получения денежных или материальных средств можно четко выбрать, что в конкретном случае подойдет больше: кредит или ссуда.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше