Совет 1: Как намотать высоковольтный трансформатор

Радиолюбители и другие «самоделкины» привыкли все приборы для своих нужд делать самостоятельно. Но некоторые детали требуют особого подхода или материала, который бывает недоступен. Например, не все могут достать смолу для заливки высоковольтного трансформатора. Есть вариант, как обойти этот сложный момент в работе над высоковольтной катушкой.
Вам понадобится
  • - стержень от антенны;
  • - изоляционная лента;
  • - широкий скотч;
  • - двухсторонний скотч;
  • - проволока диаметром 0.2 и 1-1.5 мм.
Инструкция
1
Если взять достаточно большой диаметр провода, можно получить и высокую выходную мощность. Тогда в приборе не нужно будет использовать добавочные конденсаторы, чтобы увеличить мощность устройства. Сердечником катушки-трансформатора послужит ферритовый стержень магнитной антенны радиоприемника. Можно взять и набранные трансформаторные пластины пятисантиметровой длины.
2
Стержень заизолируйте, сначала обмотав его изоляционной лентой, а потом широким толстым скотчем со всех сторон. Проволоку для первичной намотки возьмите диаметром 1-1,5 мм, сделайте от десяти до двадцати витков. Наматывайте ровно – виток к витку. Направление обмотки не меняйте.
3
Первичную обмотку тоже нужно изолировать. Концы проволоки пропустите сквозь пластмассовые трубочки. Сначала покройте обмотку изоляционной лентой в четыре слоя, потом широким скотчем на 6-7 слоев.
4
По бокам катушки приклейте двухсторонний скотч, чтобы вторичную обмотку делать равномерно. Не забудьте, что вторичную обмотку вы должны производить в том же направлении, что и предыдущую, в ином случае ваш трансформатор не будет работать. Первый виток пустите через пластмассовую трубочку (подходят изолированные термотрубки от паяльника или трубки из стекловолокна).
5
Провода для вторичной обмотки возьмите диаметром 0,2 миллиметра. Каждый ряд делайте из 40-50 витков, наматывайте ровно, никуда не торопясь. После того как первый ряд будет готов, сделайте изоляцию из 5-6 слоев широкого скотча. Приступайте ко второму ряду.
6
Вторичная обмотка высоковольтного трансформатора, которую вы делаете, содержит 300-350 витков. Если же вы набрали 500 и больше, такую катушку придется заливать эпоксидной смолой.
7
Для соблюдения ровной и аккуратной намотки не забывайте наклеивать двухсторонний скотч по бокам, а для изоляции используйте широкий качественный материал. Ваш готовый трансформатор будет работать стабильно и с большой мощностью, но для такого результата на первичную обмотку нужно подавать от конденсатора мощные импульсы.

Совет 2: Как намотать сердечник

Для изготовления некоторых приборов необходимо использовать устройства, преобразующие токи и переменные напряжения - трансформаторы. Кроме понижающих трансформаторов может возникнуть необходимость и в мощных повышающих устройствах. Одним из таких преобразующих приборов и является индукционная катушка - катушка Румкорфа. Обмотка сердечника индукционной катушки - задача вполне посильная и не требующая специальных знаний или оборудования.
Вам понадобится
  • - медный провод диаметром 1,5 мм с двойной изоляцией;
  • - нитки;
  • - парафин;
  • - картон или тонкая фибра;
  • - провод ПШО или ПЭ диаметром 0,1 мм;
  • - пропарафиненная бумага;
  • - изоляционная лента;
  • - проволока;
  • - спиртовой лак
Инструкция
1
Сделайте сердечник. Для этих целей подойдет железная проволока. Накалите проволоку до темно-красного цвета, а затем поместите в горячую золу и оставьте до тех пор, пока она не остынет. Тщательно счистите накалину и аккуратно покройте спиртовым лаком. Сложите из проволоки пучок и крепко обмотайте при помощи изоляционной ленты. Намотайте несколько слоев пропарафиненной бумаги.
2
При обмотке сердечника следует сделать сначала первичную обмотку, а затем - вторичную, повышающую. Возьмите медный провод. Отмерьте 10 см, оставив этот конец свободным. Закрепите закрепите провод на сердечнике, на расстоянии 4 см от торца при помощи нити.
3
Начните наматывать проволоку по часовой стрелке. Старайтесь уложить виток к витку как можно плотнее. Полностью обмотайте сердечник одним слоем провода.
4
Сделайте петлю. Длина петли должна составлять 10 см. Закрепите провод при помощи нитки. Намотайте второй слой провода с том же направлении. Прочно зафиксируйте конец обмотки с помощью нитки. Залейте всю обмотку горячим парафином.
5
Вторичную обмотку сердечника рекомендуется делать многосекционной. Это очень практично - в случае неисправностей гораздо проще перемотать одну секцию, чем поменять всю обмотку.
6
Возьмите тонкую фибру. Если этого материала у вас нет, то подойдет и картон. Тощина листа картона должна составлять 1 мм. Для улучшения изоляционных свойств необходимо предварительно проварить материал в парафине.
7
Изготовьте 10 катушек. Диаметр внутреннего отверстия катушек должен соответствовать диаметру сердечника с первичной обмоткой.
8
Возьмите изолированный провод ПШО или ПЭ. Аккуратно намотайте секции вторичной обмотки. Все секции следует наматывать в одном направлении. Намотку каждой из секций необходимо закончить на расстоянии 5 мм от верхнего борта. Сделайте в данном месте небольшой прокол в щечке катушки. Закрепите провод, оставив конец 6-7 см.
9
Аккуратно покройте обмотку пропарафиненной бумагой в несколько слоев, а затем - изоляционной лентой.
10
Оберните первичную обмотку 2 слоями пропарафиненной бумаги. Аккуратно, соблюдая правильную порядок, наденьте секции второй обмотки. Последовательно соедините концы обмотки секций.
11
Припаяйте по куску провода, длиной 15 см, сперва к началу, а затем - к концу вторичной обмотки. Тщательно залейте катушку парафином. Следите за тем, чтобы между секциями не осталось пустот. Индукционная катушка готова.
Источники:
  • Катушка Румкорфа

Совет 3: Как намотать импульсный трансформатор

Импульсные трансформаторы используют в современных радиоэлектронных устройствах, летательных аппаратах, установках связи, автоматике и других сферах техники. Это определяется тем, что при проведении многих электрофизических экспериментов требуются электрические токи, которые достигают сотен килоампер при огромных напряжениях, несколько мегавольт.
Вам понадобится
  • ферритовый сердечник, медный провод,изолязионная прокладка (стеклоткань, киперная или ФУМ лента, бумага), электрокартон, паяльник, аспирин
Инструкция
1
Возьмите ферритовое кольцо. Подготовьте его для дальнейших работ - притупите, скруглите при помощи наждачной бумаги острые кромки сердечника снаружи и внутри.. Это делается для того, чтобы провод не повредил изоляционную прокладку.
2
Возьмите стеклоткань, лакоткань, лавсановую пленку, киперную ленту или бумагу, и намотайте ее на ферритовый сердечник. Эта изоляционная прокладка исключит пробой между первичной обмоткой и ним. Если провод имеет толщину более 1-2 мм, то целесообразнее применить киперную ленту. Так же, можно использовать ленту ФУМ (фторопластовую), которая применяется для сантехнических работ.
3
Данный материал удобен в эксплуатации, но фторопласты имеют холодную текучесть, а в местах острых краев ферритового кольца давление провода может быть большим. Поэтому, следует при использовании этой ленты, проложить по краю кольца полосу бумаги (обычной) или электрокартона. Изолирующую ленту наматывайте с перехлестом предыдущего витка очередным с наружной стороны ферритового кольца. За счет этого, снаружи изоляция получается двухслойной, а внутри - четырехслойной. для этой работы используйте монтажный крючок, который можно сделать из велосипедной спицы или проволоки.
4
Возьмите два отрезка медной толстой проволоки. Из них изготовьте челнок. Необходимая длина провода обмотки равна: длина одного витка перемноженная на количество витков. Оставьте на небольшой припуск и погрешность. Например, 35(мм) * 110(витков) * 1,1(раз) = 4235(мм). Начало обмотки должно быть надежно закреплено. При использовании пайки, это место надежно закройте электрокартоном. Концы обмоток (при использовании пайки), также изолируйте электрокартоном и х/б нитками. Концы нитей скрепите каплей канифоли.
5
Возьмите изолирующую ленту. Намотайте ее в два слоя на первичную обмотку. Она надёжно изолирует вторичные цепи от осветительной сети. При применении провода диаметром более 1 мм, лучше применить киперную ленту.
Обратите внимание
Ацетилсалициловая кислота при плавлении выделяет ядовитые пары.
Полезный совет
При использовании провода для обмотки толщиной более 0,5мм - выводы сделайте ним же. На концы наденьте отрезки полихлорвиниловой трубки. При применении провода менее 0,1 мм, то зачистку изоляции следует проводить с помощью паяльника и таблетки аспирина.
Источники:
  • Вдовин С. С. - Проектирование импульсных трансформаторов
  • как перематывать трансформатор

Совет 4: Как намотать силовой трансформатор

У домашних мастеров может возникнуть необходимость переделать старый трансформатор, либо вовсе изготовить новый. Особой сложности процесс намотки не вызывает и является скорее затяжной процедурой, требующей повышенного внимания и аккуратности.
Вам понадобится
  • - многожильный провод;
  • - намоточный и размоточный механизмы;
  • - намоточный провод;
  • - изоляционная прокладка;
  • - изоляционная бумага.
Инструкция
1
Подготовьте для работы намоточные и размоточные механизмы. На ось последнего приспособления установите катушку с обмоточным проводом и надежно ее зафиксируйте. Каркас трансформатора закрепите на валу намоточного приспособления.
2
Установите размоточный и намоточный механизм на столе на расстоянии примерно в один метр так, чтобы каркас трансформатора и катушка с проводом располагались в одной плоскости. Проволока, образующая витки обмотки, должна ложиться сверху на каркас.
3
Возьмите многожильный провод для изготовления первого вывода трансформатора, зачищенный конец которого протяните через одну из щечек, спаяйте его с концом намоточного провода и уложите вдоль оси каркаса перпендикулярно виткам намотки.
4
Произведите намотку. Работу выполняйте двумя руками, причем одной вращается вал намоточного станка, а другой выставляйте натяжение намоточного провода. Его держите под некоторым углом к виткам для плотного прилегания каждого следующего оборота провода к предыдущему. Намотку первого слоя производите справа налево витком к витку на выводной провод, фиксируя его и не давая ему выскользнуть по неосторожности. В ряд укладывайте расчетное количество витков. Таким же образом выполните все последующие слои. Намотку ведите, не доходя 2 мм до каждой из щечек. Ряд закрывайте изоляционной прокладкой, концы которой должны выступать за края проволоки и ложиться внахлест на щечки.
5
Продолжите намотку до предпоследнего слоя, когда необходимо будет уложить второй выводной провод. Проденьте его конец через ту щечку каркаса, где находится окончание предпоследнего слоя намотки, и уложите его. Последний слой фиксирует выводной провод, который в завершении спаяйте с концом обмоточной проволоки. Готовую намотку оберните несколькими слоями изоляционной бумаги. Произведите намотку второй обмотки аналогичным способом, после чего трансформатор соберите и проведите его тестирование.
Видео по теме

Совет 5: Как намотать выходной трансформатор

Технология намотки выходного трансформатора является достаточно тонкой работой, так как любые неточности могут привести к нелинейным искажениям и разнице напряжений на первичных обмотках. В связи с этим необходимо вначале ознакомиться с теоретической частью и рассчитать необходимые параметры, после чего приступать к непосредственному изготовлению.
Вам понадобится
  • - электрическая или ручная дрель;
  • - станок с укладчиком витков;
  • - магнитопровод;
  • - каркас выходного трансформатора.
Инструкция
1
Приготовьте заранее приспособление для намотки катушек. В примитивном виде оно может быть представлено обычной электрической или ручной дрелью, которая зажимается в тисках. При этом необходимо смастерить согнутую резьбовую шпильку, которая укрепляется в деревянных брусках. Идеальным случаем будет наличие специального намоточного станка с укладчиком витков и счетчиком их числа, так как такое устройство обеспечит максимально плотную рядовую послойную намотку.
2
Выберите вид каркаса выходного трансформатора, на который будет производиться намотка. Вы можете приобрести промышленный, однако он не всегда подходит и стоит достаточно дорого. Можете изготовить его самостоятельно. Для этого воспользуйтесь стеклотекстолитом или материалом гетинакса с толщиной 1,5-2мм. Самым примитивным вариантом будет приобрести в магазине сантехники полипропиленовую трубку с диаметром 20 мм и длиной 5-6 см. На ней делаются соответствующие небольшие углубления для намотки провода.
3
Приобретите магнитопровод для выходного трансформатора. Если судить по качеству работы, то тип данного материал не имеет существенного значения, однако удобнее всего будет наматывать О-образные ленточные разрезные магнитопровода стержневого типа. Приобретите необходимый метраж с запасом.
4
Закрепите секционный каркас выходного трансформатора на приспособлении для намотки. Если вы воспользовались дрелью, то намотайте на сверло изоленты так, чтобы каркас держался плотно и ровно. Закрепите стержень магнитопровода и начните намотку. Следите, чтобы провода не наваливались друг на друга и шли ровно и послойно.
5
Намотайте таким способом первичную и вторичную обмотку, после чего соедините их последовательно. Залейте выходной трансформатор разогретым парафином, который позволит сымитировать вакуумные процессы. Также можно воспользоваться эпоксидной смолой.
Видео по теме

Совет 6: Как работает трансформатор

Трансформатор позволяет повышать напряжение за счет проигрыша в силе тока, либо наоборот. Во всех случаях действует закон сохранения энергии, но некоторая ее часть неизбежно превращается в тепло. Поэтому коэффициент полезного действия трансформатора хотя и обычно близок к единице, но меньше нее.
Инструкция
1
В основу трансформатора положено явление, называемое электромагнитной индукцией. При воздействии на проводник изменяющегося магнитного поля на концах этого проводника возникает напряжение, соответствующее первой производной изменения этого поля. Таким образом, когда поле постоянное, напряжения на концах проводника не возникает. Это напряжение очень мало, но его можно повысить. Для этого достаточно вместо прямого проводника использовать катушку, состоящую из желаемого количества витков. Поскольку витки соединены последовательно, напряжения на них суммируются. Поэтому при прочих равных условиях напряжение будет больше по сравнению с единичным витком или прямым проводником в число раз, соответствующее количеству витков.
2
Создавать переменное магнитное поле можно по-разному. Например, вращать рядом с катушкой магнит - получится генератор. В трансформаторе же для этого используют еще одну обмотку, называемую первичной, и на нее подают напряжение той или иной формы. Во вторичной обмотке возникает напряжение, форма которого соответствует первой производной формы напряжения в первичной обмотке. Если напряжение на первичной обмотке изменяется по синусоидальному закону, на вторичной оно будет изменяться по косинусоидальному. Коэффициент трансформации (не путать с коэффициентом полезного действия) соответствует соотношению чисел витков обмоток. Он может быть как меньше, так и больше единицы. В первом случае трансформатор будет понижающим, во втором - повышающим. Количество витков, приходящееся на один вольт (т. наз. "число витков на вольт") - одинаковое для всех обмоток трансформатора. Для трансформаторов промышленной частоты оно составляет не менее 10, иначе КПД падает и увеличивается нагрев.
3
Магнитная проницаемость воздуха очень мала, поэтому трансформаторы без сердечников применяют только при работе на очень высоких частотах. В трансформаторах промышленной частоты нашли применение сердечники из стальных пластин, покрытых слоем диэлектрика. Благодаря этому пластины электрически изолированы друг от друга, и не возникают вихревые токи, способные снизить КПД и увеличить нагрев. В трансформаторах импульсных блоков питания, работающих на повышенных частотах, такие сердечники неприменимы, так как существенные вихревые токи могут возникнуть в каждой отдельной пластине, а магнитная проницаемость избыточна. Здесь применяют сердечники из ферритов - диэлектриков, обладающих магнитными свойствами.
4
Потери в трансформаторе, снижающие его КПД, возникают за счет излучения им переменного электромагнитного поля, небольших вихревых токов, все же возникающих в сердечнике несмотря на принятые меры по их подавлению, а также наличия у обмоток активного сопротивления. Все эти факторы, кроме первого, ведут к нагреву трансформатора. Активное сопротивление обмотки должно быть пренебрежимо малым по сравнению с внутренним сопротивлением источника питания или нагрузки. Поэтому чем больше ток через обмотку и ниже напряжение на ней, тем более толстый провод для нее применяют.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Намотка высоковольтных катушек шокера
  • трансформатор высоковольтный
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше