Совет 1: Как получить долю в приватизированной квартире

Предоставление государством права приватизировать жилье позволило многим гражданам стать собственниками недвижимости. Но в течение жизни возникают различные ситуации, когда необходимо выделить кому-либо из владельцев долю в общей собственности. В зависимости от ситуации, вопрос получения доли в квартире может решаться разными способами.
Инструкция
1
Для начала обратитесь к нотариусу, чтобы заключить с другими собственниками договор об установлении долей. Закон предоставляет участникам общей собственности право определить доли по своему усмотрению. Если же такой вопрос не обсуждался, доли признаются равными. Удостоверенный нотариусом договор зарегистрируйте в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.
2
При отсутствии согласия собственников с пропорциональным разделением долей обратитесь в суд. Его решением можно также установить порядок пользования жилыми комнатами и местами общего пользования в квартире (коридор, кухня, ванная, балкон и т.д.).
3
Доля в приватизированной квартире представляет собой ее дробную часть: ½, ¼ и т.д. Такую долю очень затруднительно привязать к конкретному помещению или квадратным метрам. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» говорится, что выделение участнику общей собственности принадлежащей ему доли в натуре допускается, если есть техническая возможность передать ему изолированные жилые и подсобные помещения (кухня, санузел и др.). Как правило, в стандартных квартирах не бывает по 2-3 ванных комнаты или кухни, кроме того, не в каждой квартире имеются изолированные комнаты. Иными словами, выделить долю квартиры в натуре в единоличное пользование кого-то из собственников сложно, а зачастую просто невозможно.
4
Для разрешения этого вопроса законом предусмотрено право выделяющегося собственника требовать от других участников выплаты ему стоимости доли в приватизированной квартире, оформленной в общую долевую собственность, а также распорядиться ею на свое усмотрение: продать, подарить, завещать и т.д. Таким образом, чтобы получить свою долю в квартире, проще всего продать ее сособственникам или сторонним лицам, но при соблюдении особого порядка: - сначала предложите совладельцам выкупить вашу долю, поскольку им предоставлено преимущественное право покупки;- затем известите их о намерении продать долю постороннему лицу в письменной форме с указанием условий продажи;- если в течение 1 месяца другие собственники квартиры не приобретут вашу долю, то вы вправе продать ее любому заинтересованному лицу.

Совет 2: Как получить долю на квартиру

Как и все остальное имущество, нажитое супругами во время брака, совместно приобретенная квартира является их общей совместной собственностью, независимо от того, на имя кого из супругов такая квартира приобретена (статья 34 Семейного кодекса РФ, далее – СК РФ). Режим совместной собственности характеризуется отсутствием определенных долей в праве общей собственности (часть 2 статьи 244 Гражданского кодекса РФ, далее ГК РФ).
Инструкция
1
Однако ситуации в жизни бывают разные, например, у супругов назревает необходимость жить раздельно. Как в таком случае, например, жене добиться размены квартиры или получить денежное возмещение, соразмерной доле в квартире, на которую она вправе рассчитывать?
Как получить <strong>долю</strong> на <b>квартиру</b>
2
Для начала квартиру нужно из режима общей совместной собственности перевести в режим общей долевой собственности. Сделать это можно по соглашению супругов либо по решению суда (часть 5 статьи 244 ГК РФ). В случае определения долей по соглашению участников общей собственности закон устанавливает право участников самостоятельно определить долю каждого из них (часть 1 статьи 245 ГК РФ). Соотношение может быть как 50/50, так и любым другим.
3
В том случае, если доли будет определять суд, то суд будет исходить из презумпции равенства долей супругов в общей собственности (часть 1 статьи 245 ГК РФ). Если жена хочет добиться, чтобы ее доля в праве собственности на квартиру была больше 50%, она должна представить суду соответствующие доказательства, в зависимости от обстоятельств дела, например, справку о своих высоких доходах в период, непосредственно предшествовавший покупке квартиры и свидетельства о том, что в то же самое время супруг не был трудоустроен и проходил курс лечения от алкоголизма; свидетельства того, что жена за свой счет произвела неотделимые улучшения в квартире (часть 2 статьи 245 ГК РФ) и так далее.
4
Нужно иметь ввиду, что квартира - это неделимое имущество, и доли, которые будут установлены соглашением супругов или решением суда - это не доли квартиры как физического объекта (например, доля жены – кухня и коридор, а доля мужа – жилая комната и санузел), а доли в праве собственности на квартиру, не привязанные к конкретным частям квартиры. Изменение в правовом режиме жилища как объекта недвижимости подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции (часть 1 статьи 131 ГК РФ).После того как доли определены, они могут участвовать в гражданском обороте как самостоятельные объекты гражданских прав, то есть такую долю можно продать или обменять.
5
При продаже доли в праве общей собственности нужно учитывать, что супруг имеет преимущественное право покупки такой доли (часть 1 статьи 250 ГК РФ). Преимущественному праву покупки корреспондирует обязанность жены известить мужа в письменной форме о намерении продать свою долю в квартире с указанием цены и других условий, на которых жена хочет продать свою долю. Если муж откажется от покупки или не выкупит долю жены в течение месяца, жена вправе продать свою долю любому лицу (часть 2 статьи 250 ГК РФ).
6
При обмене преимущественное право супруга на приобретение доли также будет действовать (часть 2 статьи 246 ГК РФ).Поскольку трудно найти желающих приобрести долю в квартире, где проживает посторонний человек, и стоимость такой доли при фактической продаже будет значительно ниже, чем половина стоимости целой квартиры, в большинстве случаев супругам есть смысл совместно продать свои доли в квартире одному лицу, а вырученные средства поделить между собой соразмерно своим долям в праве общей собственности.

Совет 3: Как подарить свою долю в квартире

Дарение доли в квартире - довольно распространенная сделка. Для того, чтобы подарить долю, нужно выполнить те же действия, что и при дарении всей квартиры (сбор документов, заключение договора дарения, регистрация договора дарения доли в Федеральной Регистрационной Службе - ФРС). Но в договоре дарения важно указать, что в дар переходит не вся квартира, а определенная доля.
Инструкция
1
Подарить долю в квартире можно следующим образом:
1. подарить комнату (например, комнату площадью 15 кв.м).
2. подарить часть квартиры, не относящуюся к конкретной комнате (например, просто 1/2 квартиры).
2
Чтобы грамотно организовать процедуру дарения доли в квартире, лучше всего обратиться к специалистам по этим вопросам, которые хорошо себя зарекомендовали, поскольку они смогут в любой момент проконсультировать вас по любым вопросам и взять определенные действия на себя. Как правило, фирмы предлагают целый комплекс услуг - юридическую проверку документов дарителя, формирование пакета документов для регистрации договора дарения и саму регистрацию в ФРС. Регистрация договора дарения в ФРС осуществляется примерно за 1 месяц.
3
Для регистрации договора дарения доли в квартире понадобятся:
1. заявление о дарении доли в квартире (на бланке государственного образца, выдается в ФРС).
2. договор дарения доли в квартире.
3. паспорта сторон по договору или паспорта и документы, подтверждающие полномочия их представителей (подлинники и копии).
4. квитанция об оплате госпошлины за регистрацию.
5. выписка из домовой книги по адресу квартиры (подлинник и копия).
6. кадастровый паспорт с экспликацией на квартиру (подлинник и копия, заверенная выдавшим их органом).
7. правоустанавливающие документы дарителя на квартиру (например, свидетельство о регистрации права собственности).
8. если у дарителя есть супруг или супруга, то потребуется его или ее согласие на дарение.
4
Важно помнить, что договор дарения доли в квартире должен содержать информацию о лицах, прописанных в квартире и имеющих право на проживание в ней после того, как право собственности на квартире будет зарегистрировано на указанное в договоре дарения лицо.
5
Приятным моментом для дарителя и одаряемого, являющихся членами семьи или близкими родственниками (по Семейному кодексу), будет то, что в таком случае одаряемый освобождается от необходимости платить подоходный налог после получения квартиры.
Источники:
  • какие документы нужны чтобы подарить квартиру

Совет 4: Как продать доли в приватизированной квартире

В соответствии со ст. 246 Гражданского Кодекса РФ участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю имущества, либо распорядиться ею иным образом.
Инструкция
1
Поговорите с остальными участниками долевой собственности на квартиру. Может быть, они тоже захотят продать свои доли. Тогда вы сможете продать квартиру целиком и разделить вырученную сумму пропорционально долям в квартире или по договоренности.
2
Если другие участники собственности не хотят продавать свои доли, известите их в письменной форме о продаже своих долей, цене на них и других условиях продажи (ст. 250 ГК РФ). Другие собственники имеют преимущественное право на покупку.
3
При отказе всех участников долевой собственности от покупки, смело выставляйте свои доли на продажу(ст. 250 ГК РФ). Но, помните, что право на приобретение ваших долей другие участники долевой собственности сохраняют в течение месяца. Отказ от приобретения должен быть письменным.
4
Соберите необходимые документы на продажу долей в квартире и приглашайте покупателя к нотариусу.
Обратите внимание
Во избежание недоразумений с другими участниками долевой собственности зарегистрируйте отказы от приобретения ваших долей нотариально.
Полезный совет
Если у вас нелады с соседями, и они всячески стараются помешать вам продать свою долю, попробуйте договориться с покупателем о залоге или дарении.

Совет 5: Как продать долю в комнате

Продать долю в комнате еще сложнее, чем в однокомнатной квартире. Ведь покупатель получает в собственность вариант не просто в коммуналке, но и такой, что его придется делить с другим владельцем или владельцами. Найти желающих на такое маловероятно и, скорее всего, по бросовой цене. Да и цепочка имеющих преимущественное право покупки увеличивается.
Вам понадобится
  • - отказы собственников, имеющих преимущественное право покупки, или подтверждения, что они проигнорировали ваше предложение;
  • - пакет документов для продажи доли в комнате;
  • - услуги риэлторов или ресурсов по размещению объявлений по продаже недвижимости;
  • - услуги нотариуса.
Инструкция
1
Если встал вопрос о продаже доли, следует не забывать, что по закону преимущественное право покупки имеют обладатели других долей в той же комнате. Им нужно направить письменные уведомления с предложением выкупить свою долю, лучше всего с уведомлением о вручении и нотариально заверенные.
И делать это придется при каждом снижении цены.
2
Сложный вопрос - нужно ли при продаже комнаты в коммуналке направлять аналогичные предложения собственникам других комнат в той же квартире. Однозначного ответа на него юристы и специалисты по недвижимости дать не могут, так как закон четкой информации не дает. Но советуют после отказа собственников долей в комнате направить для страховки предложения и им.
3
Если же вы получили отказы ото всех, имеющих преимущественное право покупки, или они проигнорировали ваше предложение, а вы можете подтвердить факт его рассылки, нет никаких препятствий к тому, чтобы выставлять свою долю в законную продажу.
Процедура при этом аналогична любому другому объекту недвижимости.
Полезный совет
Лучше всего постараться договориться с другими собственниками долей в комнате и продать ее целиком с последующим разделением вырученной суммы пропорционально доли каждого. В этом случае жилье, даже расположенное в коммуналке или общежитии, поскольку это все же отдельная комната, становится для покупателя предпочтительнее доли в квартире, которую невозможно выделить как отдельную комнату.

Совет 6: Как приватизировать долю в квартире

Сложные жизненные обстоятельства могут подтолкнуть нас к необходимости приватизации доли в квартире для расселения или обмена квартиры. Однако квартира - объект целостный, и ее можно приватизировать только целиком. Есть определенные способы, помогающие добиться расселения с родственниками, но они не всегда надежны.
Инструкция
1
Согласно закону, приватизация - это бесплатная передача в собственность граждан жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда. Для осуществления приватизации граждане должны проживать в этих помещениях на основании договора социального найма жилья. Соответственно, приватизировать квартиру или долю в ней может сам наниматель или его родственники, которые тоже прописаны с ним в данной квартире. Квартира может быть приватизирована на всех прописанных в ней в равных долях.
2
Сама по себе приватизация доли в квартире при условии, что квартира не приватизирована, производиться не может. Квартира - это целостный объект. Приватизация осуществляется сразу на всю квартиру с согласия всех прописанных в ней. К примеру, если в квартире прописана супружеская пара с сыном, то каждый из прописанных получает по 1/3 квартиры.
3
Приватизация квартиры оформляется по следующему алгоритму:
1. подписывается и заверяется у нотариуса доверенность на одного из членов семьи, который будет ходить по инстанциям для осуществления приватизации.
2. в службу одного окна органа, за которым закреплен жилищный фонд, подается комплект документов, состоящий из ордера или выписки из распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда (ДЖП) о предоставлении жилой площади в право пользования, договора социального найма, выписки из домовой книги, финансового лицевого счета, кадастрового паспорта квартиры, паспортов (с копиями) всех прописанных членов семьи.
3. в двухмесячный срок решается вопрос о приватизации.
4. заключается договор передачи жилого помещения в собственность.
4
В том случае, если остальные члены семьи, прописанные в квартире, не хотят ее приватизировать, можно попытаться заключить отдельный договор социального найма на комнату. Однако комнату не всегда удается приватизировать, нередко отказ в приватизации оспаривается в суд, и уже суд выносит решение, что приватизация комнаты невозможна. Так что этот путь не очень надежен. Есть и иной путь - подача в суд заявления о принудительном расселении. Однако для этого нужно сначала предложить родственникам, прописанным в квартире, варианты ее размена. При их несогласии (в письменном виде) можно писать заявление. Подтверждения их несогласия необходимо приложить к заявлению.

Совет 7: Как приватизировать часть квартиры

Часть муниципальной квартиры можно приватизировать только в том случае, если она официально является коммунальной. В этом случае каждый пользователь может приватизировать свою комнату. В остальных приватизация квартиры возможна только с согласия всех, кто в ней прописан. При этом в большинстве случаев жилье переходит в долевую собственность прописанных.
Вам понадобится
  • - ордер на жилье;
  • - договор социального найма;
  • - выписка из домовой книги с информацией обо всех, кто был прописан в вашей части квартиры (квартире), с момента получения ордера;
  • - финансовый лицевой счет;
  • - справка о проверке жилищных условий;
  • - справка о заменах паспорта с сентября 1991 г. по момент обращения;
  • - если меняли прописку, начиная с сентября 1991 года - выписки из домовых книг со всех предыдущих мест прописки и справки, что там вы не участвовали в приватизации;
  • - поэтажный план и экспликация из БТИ.
Инструкция
1
Если на вашей части коммунальной квартиры прописан еще кто-то, кроме вас, необходимо оформить согласие каждого на приватизацию или отказ от участия в ней. Это можно сделать у нотариуса или непосредственно в агентстве. В обоих случаях необходима личная явка того, кто оформляет документ, с паспортом. При оформлении бумаг в агентстве должны явиться все одновременно.
2
Если кто-то из прописанных на жилплощади чинит препоны в ее приватизации, но сам там фактически не живет и не оплачивает коммунальные услуги, есть шанс выписать его через суд, тем самым избежав необходимости оформлять его согласие. Но на сто процентов гарантировать решение в вашу пользу нельзя. Все зависит от того, насколько убедительными сочтет суд представленные вами доказательства.
3
Соберите комплект других необходимых документов на квартиру или комнату и подтверждений, что вы имеете к ней отношение, а ранее в бесплатной приватизации не участвовали, и с ним обратитесь в приемные часы в агентство по приватизации. Если все в порядке, в положенный срок каждый новоявленный собственник получит свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение.
4
По действующему закону вы можете приватизировать квартиру в совместную собственность только если являетесь супругами. В остальных случаях законом предусмотрено только выделение долей, по умолчанию равных по числу прописанных. Например, по 1/2, если прописаны двое, 1/3, если трое, и т.д.Опытные специалисты рекомендуют оформлять долевую собственность также супругам на случай возможного развода. В этом случае разделить жилье им будет легче.
Видео по теме
Источники:
  • приватизация части квартиры в 2017

Совет 8: Как выделить долю в приватизированной квартире

В приватизированной квартире можно выделить долю каждого в натуре или в процентном соотношении. Каждый собственник, участвовавший в приватизации, имеет право на свою долю жилплощади. Если люди хотят разделить квартиру и разъехаться, то лучшим вариантом в данной ситуации будет продажа и раздел денежных средств поровну между всеми собственниками или размен квартиры на несколько. Но такой вариант подходит только тогда, когда все собственники в этом заинтересованы. Если кто-то из собственников против данного раздела, то выделить свою долю можно в судебном порядке.
Вам понадобится
  • -заявление в суд
  • -план квартиры из БТИ
  • -акт комиссии
  • -решение суда
Инструкция
1
Для выдела доли в натуре следует написать заявление в суд. На судебное заседание необходимо представить план квартиры, полученный в БТИ и отметить в нем, каким образом можно произвести раздел квартиры.
2
Раздел квартиры в натуре возможен только в том случае, если квартира большая и каждому собственнику или отдельной семье собственников достанется отдельная изолированная комната. Прежде чем суд определит личную долю каждого собственника в натуре, будет создана комиссия, которая определит на месте, возможен выдел доли в натуре или нет. Суд будет принимать решение на основании акта комиссии обследовавшей жилплощадь.
3
Если доли разделены в натуре, каждый собственник или семья собственников получила свою отдельную изолированную комнату, то предупредив всех собственников письмом с уведомлением с вложением нотариального документа об условиях продажи, свою долю можно продать пожелавшему ее купить одному из собственников или постороннему лицу по умолчанию всех собственников.
4
Но прежде чем это сделать, нужно оформить новые технические документы на квартиру и получить каждому собственнику свое свидетельство о собственности на свою долю.
5
Если квартира маленькая или каждому собственнику невозможно выделить изолированную комнату, то выдел доли в натуре невозможен. В этом случае суд присудит долю каждого в процентном исчислении.
6
Если доля каждого выделена в процентном соотношении, кто-то желает разменяться, а другие собственники не соглашаются, то суд в принудительном порядке заставит выплатить денежные средства, соответствующие по размеру доли квартиры.

Совет 9: Как выделить доли в общей собственности

Когда несколько лиц владеют одним и тем же имуществом, вещью, такое имущество, вещь находятся в общей собственности этих лиц. Закон выделяет два режима общей собственности: совместная собственность, без выделения долей и долевая собственность. По общему правилу собственность на имущество - долевая, если возможность общей совместной собственности не предусмотрена законом. И тем не менее, случаи, когда в отношении имущества, вещи действует именно режим общей совместной собственности, очень распространены: это и имущество супругов, нажитое совместно, и приватизированные квартиры (на первоначальном этапе приватизация допускалась без определения долей), а также собственность крестьянского (фермерского) хозяйства.
Инструкция
1
Прежде, чем выделять долю из общего имущества, нужно перевести имущество в режим долевой собственности. Супруги могут сделать это, например, заключив брачный договор. А по общему правилу статьи 244 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) переход из режима совместной собственности в режим долевой собственности осуществляется по соглашению всех сособственников, либо по решению суда, на основании требования, заявленного одним или несколькими сособственниками.
2
Выдел доли из общей долевой собственности по общему правилу производится по соглашению всех сособственников (статья 252 ГК РФ). В ряде случаев выдел доли возможен в натуре, например, в частном доме можно сделать отдельный вход и пользоваться только частью дома. В других случаях выдел доли в натуре невозможен, поэтому доля, выделяющегося собственника, может быть выкуплена одним или несколькими оставшимися сособственниками.
3
При недостижении согласия, любой из участников долевой собственности может обратиться в суд с требованием о выделе своей доли (статья 252 ГК РФ). Здесь также будет иметь значение делимость или неделимость объекта в натуре. Нужно иметь в виду, что доли в праве общей собственности – это доли абстрактные, не привязанные, например, к конкретной комнате или части дома, если продолжить пример о частном доме, поэтому при разделе дома в натуре размер такой идеальной доли может не совпасть с реальной долей, которую можно выделить. Допустим, доля в праве собственности составляет 50%, а комната и коридор, которые реально можно выделить под отдельный вход, составляют только 40% от дома. В таких случаях, чтобы компенсировать непропорциональность реально выделенной доли доле лица в праве собственности, собственнику устанавливается денежная выплата со стороны другого (других) собственников, чья реальная имущественная доля увеличилась за счет такого собственника. Несоразмерность может быть устранена не только денежной, но и иной компенсацией, например, присуждением ущемленному собственнику сарая или иной хозяйственной постройки при доме.
4
При невозможности выделить долю в натуре, участник долевой собственности вправе требовать выплаты стоимости его доли другими участниками. С другой стороны, если доля участника незначительна и он не имеет существенного интереса в пользовании общим имуществом, суд может обязать других участников долевой собственности выплатить компенсацию такому участнику даже при отсутствии его согласия. С момента получения компенсации за свою долю в общем имуществе лицо утрачивает право на долю в общем имуществе.

Совет 10: Как приватизировать служебное жилье

К служебному жилью относятся помещения, предназначенные для проживания тех граждан, которые работают в органах государственной власти, местного самоуправления, на государственном или муниципальном предприятии. Согласно ч.1 ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», служебное жилье не может быть приватизировано. Однако есть и частные случаи, когда предприятия и учреждения, за которыми закреплены подобные квартиры, вправе самостоятельно принимать решение по данному вопросу.
Вам понадобится
  • - разрешение на приватизацию от собственника служебного помещения;
  • - оригинал ордера или договора социального найма;
  • - оригиналы и копии паспортов всех тех, кто зарегистрирован в данной квартире;
  • - кадастровый паспорт;
  • - выписки из домовых книг со всех адресов, по которым вы проживали, начиная с 1 июля 1991г., и где были официально зарегистрированы;
  • - заявление от всех прописанных членов семьи и их личное присутствие;
  • - квитанция об уплате госпошлины.
Инструкция
1
Проверьте, кому принадлежит ваша квартира, то есть кто является ее собственником. Если ее передали в муниципалитет, то вам нужно пройти ряд инстанций.
2
Соберите необходимый пакет документов. В него входит разрешение на приватизацию от собственника служебного помещения; оригинал ордера или договора социального найма; оригиналы и копии паспортов всех тех, кто зарегистрирован в данной квартире; кадастровый паспорт; выписки из домовых книг со всех адресов, по которым вы проживали, начиная с 1 июля 1991г. и где были официально зарегистрированы. Дополнительно требуется заявление от всех прописанных членов семьи и их личное присутствие.
3
Уплатите госпошлину. Ее размер составляет 500 руб. Квитанцию об уплате также нужно приложить к пакету документов.
4
Обратитесь в приемную по приватизации, предоставив им собранный пакет документов.
5
Дождитесь завершения процесса государственной регистрации. Он может занять от 1 до 2-х месяцев.
Видео по теме
Обратите внимание
Разрешение о приватизации служебного помещения выдает муниципальный департамент имущественных отношений. Если оно будет отрицательным, то оспаривать право на приватизацию жилья придется только в суде.
Полезный совет
Если квартира, которую вы хотите приватизировать, не передана в муниципалитет, то необходимо проверить, законно ли ей присвоен статус служебного помещения. Учтите, что штамп в ордере – это не показатель. Для этого необходимо узнать, есть ли решение о включении занимаемой вами квартиры в число служебных. Оно должно было быть принято тогда, когда помещение еще не было передано жильцам. Данный документ можно найти в государственном архиве той области, в которой вы проживаете. Если оно не обнаружено, то квартира является помещением социального найма и подлежит приватизации в обычном порядке.

Совет 11: Как продать часть приватизированной квартиры

Данный вопрос может возникнуть в случае получения несколькими наследниками в наследство одной квартиры. В таком случае недвижимость делится на доли на всех наследников.
Инструкция
1
Есть 2 варианта мирного решения проблемы, когда все собственники приватизированной квартиры пришли к единому желанию ее продать:
- продать квартиру целиком и распределить деньги с продажи поровну,
- один наследник выкупает остальные доли у других наследников и распоряжается недвижимостью по собственному усмотрению.
2
Зачастую между наследниками жилплощади возникают конфликты, либо нежелание расставаться со своими долями в квартире. Тогда остальным наследникам ничего не остается, как отстаивать свои права в суде или продать свои доли. Если вы столкнулись с такой ситуацией и желаете продать долю в приватизированной квартире, сначала предложите другим собственникам купить ее у вас. Напишите предложение о продаже письменно, укажите цену и размер продаваемой площади. Лучше отправьте деловым письмом.
3
Воспользуйтесь правом продажи своей доли, если в течении месяца (статья 250 гражданского кодекса РФ) собственники не сообщили вам о своем согласии или отказе покупки вашей доли.

Теперь вы можете продать свою долю по нижеперечисленным схемам:

- Составьте договор дарения всей доли. Официально это выглядит, как передача доли квартиры в подарок третьему лицу. На самом же деле совершается купля-продажа. Здесь важно все юридически правильно оформить.

- Составьте договор дарения части доли и договор купли-продажи остатка доли. Удобно подарить один метр и всю оставшуюся часть вы можете спокойно продавать. Такой вариант обычно происходит с одним и тем же покупателем, то есть он получает в дар один метр, а потом неофициально приобретает и всю оставшуюся долю.

- Действуйте по залоговой схеме. Вы можете оформить договор займа. То есть покупатель вам дает какую то сумму займа, а вы ему в залог свою долю в квартире. Все это регистрируется, потом подписывается отступная, долг покупатель вам прощает и получает легально свою долю. Этот способ будет самым правильным, но и самым тяжело исполнимым, так как практика регистрации договора займа с залогом доли очень маленькая, юристы вам могут отказать в проведении такой сделки.

Совет 12: Как подарить приватизированную квартиру

Приватизированная квартира – это личная собственность граждан. После процедуры приватизации осуществляется оформление прав собственности. Дарение производится на общих основаниях и регулируется статьей № 572 ГК РФ.
Вам понадобится
  • - паспорт;
  • - кадастровые выписки;
  • - выписка из домовой книги и лицевого счета;
  • - нотариальное разрешение от всех собственников;
  • - договор дарения;
  • - заявление в ФУГРЦ;
  • - квитанция оплаты за регистрацию.
Инструкция
1
Если вы хотите подарить всю приватизированную квартиру, получите нотариальное разрешение от всех собственников. В свидетельстве о собственности указаны все лица, участвовавшие в приватизации. На основании этого жилье находится в общедолевой собственности (статья 244 ГК РФ). Если вы приватизировали квартиру единолично, то разрешение на дарение не потребуется.
2
Получите выписки из кадастровых документов в БТИ. Обратитесь в ЖЭУ и получите выписку из домовой книги и лицевого счета.
3
Договор дарения вы можете составить в простой письменной или в нотариальной форме.
4
Обратитесь в ФУГРЦ. Заполните бланк заявления, предъявите свой паспорт, паспорт одариваемого, свидетельство о собственности, договор дарения, квитанцию оплаты за регистрацию, нотариальное разрешение всех собственников. Через один месяц права собственности зарегистрируют на одариваемого.
5
Если вы планируете подарить только долю квартиры, то необходимо зарегистрировать отдельное право собственности на свою долю на основании добровольного нотариального согласия всех собственников или по решению суда. Квартиру можно разделить как на доли в натуре, так и на доли в процентном соотношении. Процентную долю невозможно оформить в отдельную собственность, но это не мешает передать ее в дар.
6
Далее процедура дарения осуществляется точно так же. Единственное отличие в том, что на оформленную в собственность долю не требуется брать разрешение от других совладельцев. Если доли разделены в процентном соотношении, то вы можете подарить свою долю, но при этом оформить на нее отдельное право собственности и продать невозможно. Можно лишь получить за нее стоимость в добровольном или принудительном порядке. Поэтому права на подаренную долю в процентном соотношении существенно ограничены.

Совет 13: Как определить доли в приватизированной квартире

Если квартира приватизирована несколькими собственниками без определения долей, закон позволяет сделать выделить долю или несколько в любой момент, когда в этом возникнет необходимость. Особенности процедуры зависят от отношений между собственниками и наличия в их числе несовершеннолетних детей.
Вам понадобится
  • - соглашение о выделении долей каждому собственнику и порядке пользования квартирой;
  • - копии паспортов всех собственников;
  • - разрешение органов опеки, если среди собственников есть несовершеннолетние;
  • - документы на квартиру (свидетельство о праве собственности);
  • - документы технического учета (справка БТИ и др.);
  • - заявление в Росреестр;
  • - деньги на оплату государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве собственности на каждую долю.
Инструкция
1
Обсудите со всеми собственниками, на какую долю каждый претендует и на каких условиях согласен на компромисс, если ситуация спорная.
2
Оговорите также порядок совместного пользования квартирой. Даже если число комнат позволяет выделение доли в натуре (на практике отдельную комнату каждому собственнику), остается открытым и чреватым конфликтами вопрос о местах общего пользования: прихожей, коридорах, кухне, санузле.
3
Уделите особое внимание вопросу распределения между собственниками коммунальных платежей. Если доли имеют разную площадь (а при выделении каждой в натуре этого не избежать), вы можете распределить обязательства по счетам пропорционально долям (особенно актуально для платежей, размер которых зависит от жилплощади). Законом этот вопрос не отрегулирован никак, все определяется только соглашением собственников.
4
Получите разрешение органа опеки и попечительства по месту нахождения квартиры, если среди собственников есть хотя бы один несовершеннолетний. Чтобы выдать этот документ, чиновники должны убедиться, что при распределении долей интересы несовершеннолетнего собственника не ущемлены. Поэтому есть смысл идти туда с готовым соглашением о распределения долей и порядке пользования квартирой.
5
Обратитесь в суд, если никак не можете достичь согласия. Подготовьте как можно больше доказательств каждой позиции, которую намерены отстаивать на слушании. Наиболее весомо выглядят различные документы, подтверждающие вашу правоту, в некоторых случаях - показания свидетелей.
6
Уточните в территориальном управлении Росреестра полный список документов, необходимых для выделения долей в квартире. Вам точно понадобятся заявление установленной формы, соглашение о выделении долей и порядке пользования квартирой или решение суда, разрешение органов опеки, если есть несовершеннолетние, документы о собственности на квартиру и техническая документация из БТИ.
7
Если все документы в порядке, в положенный срок получите свидетельства о праве собственности на доли в квартире.

Совет 14: Как передать долю в квартире

Передать долю в квартире можно всего двумя способами: при помощи договора купли-продажи или договора дарения. Второй способ, в отличие от первого, не подраузмевает возмездности и отношений на уровне "продавец-покупатель".
Инструкция
1
Передача доли в квартире посредством договора дарения – весьма популярный вид сделки. По сути, передача недвижимости происходит по одной схеме – по большому счету неважно, передаете ли вы часть или все жилье целиком. В обоих случаях заключается договор дарения. Только при его составлении не забудьте указать, что дарите получателю не всю квартиру или дом, а только часть.
2
Вы имеете полное право распоряжаться собственностью исключительно по вашему усмотрению. Поэтому можете подарить как одну комнату в доме, так и ½ и даже ¼ комнаты. При этом в договоре может быть оговорена конкретная комната или просто часть любой из имеющихся, без особых указаний (конечно, имеются ввиду лишь жилые помещения).
3
Если вы не имеете юридического образования, за помощью в составлении договора дарения лучше обратиться к квалифицированным специалистам. Специалисты расскажут вам, какие документы потребуется приготовить, помогут их собрать и предложат обсудить тонкости оформления.
4
Решили заняться этим самостоятельно? Придется ощутимо похлопотать. Обратитесь в местное отделение Регистрационной палаты – там вам выдадут типовой бланк заявления о дарении доли в квартире, который вы заполните самостоятельно. К нему должны прилагаться:

1) Составленный договор.
2) Паспорта, а также их копии, заверенные нотариально, – дарителя и одаряемого.
3) Квитанция, подтверждающая уплату вами установленной законом государственной пошлины. Уплатить ее можно в платежном терминале или любом отделении Сбербанка России. Размер пошлины определяется Налоговым кодексом РФ.
4) Подлинник домовой книги и выписка из нее, полученная в паспортном столе.
5) Договор купли-продажи, по которому вы приобрели это жилье и свидетельство, подтверждающее непосредственно ваше право собственности на него.
Источники:
  • как передать договор стороне

Совет 15: Как выкупить долю в квартире

Операции с недвижимостью требуют особого внимания, поскольку связаны с определенным риском. В особенности это касается тех ситуаций, когда объект находится в долевой собственности. В некоторых случаях можно выкупить долю в квартире и продать ее другому лицу, но делать это следует с учетом всех тонкостей такой процедуры.
Вам понадобится
  • - паспорт;
  • - документ, удостоверяющий право собственности на долю;
  • - нотариально заверенный отказ собственника от покупки доли;
  • - иные документы, соответствующие особенностям сделки.
Инструкция
1
Обратите внимание на то, что законодательство предоставляет преимущественное право выкупа долевого имущества у других собственников тем, кто имеет свои доли в квартире. При регистрации права собственности регистрирующий орган потребует нотариально заверенный отказ от такого права преимущественного выкупа.
2
Чтобы выкупить долю в квартире, частью которой вы владеете, напрямую обратитесь к соответствующему собственнику и сделайте предложение о покупке. Если условия сделки устраивают обе стороны, пройдите процедуру оформления документов и зарегистрируйте передачу собственности в порядке, установленном законом. Поскольку вы имеете право преимущественного выкупа, проблем с оформлением сделки обычно не возникает.
3
Если вы нашли покупателя на свою долю в квартире, обратитесь к другим собственникам жилья с предложением выкупить вашу долю. Лучше всего сделать это, направив заказное письмо с уведомлением. В том случае, если отношения с прочими собственниками квартиры хорошие, сделать такое предложение можно просто в личной беседе.
4
В случае отрицательного ответа предложите собственникам оформить отказ нотариально. Когда вы получите нотариально заверенный документ об отказе от преимущественного права всех других собственников объекта недвижимости, совершите сделку купли-продажи своей доли лицу, заинтересованному в такой покупке.
5
Воздержитесь от заключения сделки с применением договора дарения. На такую хитрость иногда идут, если собственник доли фактически не проживает в квартире и найти его, чтобы заручиться нотариально заверенным отказом, не представляется возможным. Недостаток такого способа состоит в том, что выкуп с применением договора дарения с юридической точки зрения не соответствует своей истинной сути. Суд вполне может посчитать данную сделку недействительной и вернуть объект недвижимости прежнему владельцу, оставив покупателя без денег.

Совет 16: Можно ли приватизировать служебное жилье

Для многих жителей России, особенно тех, кто работает в бюджетной сфере: учителей, медиков, военных, единственной возможностью приобретения в собственность жилья является приватизация тех квартир, которые они снимают по договору социального найма. Но, если квартира является служебной, приватизировать ее почти невозможно.

Что такое «служебное жилье»

Если то жилье, которое предоставляется гражданам по договорам социального найма, является собственностью муниципалитетов, то фактическим собственником служебных квартир является предприятие или организация, где работает наниматель. Служебная квартира выделяется ему этой организацией на условиях временного проживания на тот период действия трудового договора. Подобные квартиры стоят на балансе этой организации и являются жилыми помещениями ее специализированного жилищного фонда. В документах, подтверждающих права нанимателя, ставится отметка о статусе такой квартиры – «служебная». Жилищный Кодекс в части 3 статьи 104 оговаривает срок аренды такой квартиры, который не может превышать срок службы сотрудника, указываемый в его контракте или трудовом договоре.

Право арендовать данное служебное жилье у нанимателя заканчивается в момент прекращения действия трудового договора или в момент его расторжения по инициативе работодателя или соглашению сторон. Как правило, работодатель не обязан предоставлять уволившемуся альтернативную жилую площадь, если он не относится к такой категории служащих, как: сотрудники ФСБ, таможни, органов внутренних дел, военнослужащие и не является пенсионером по старости или инвалидом I или II группы, утратившим здоровье в связи с профессиональной деятельностью или по вине работодателя.
Субъекты Российской Федерации, в соответствии с Конституцией, также имеют право устанавливать региональные правила, условия и основания, позволяющие жителям данной территории приватизировать служебные квартиры.

Как можно приватизировать служебную квартиру

Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», действующий с 1991 года в статье 4, ч. 1 относит служебные квартиры к объектам, не подлежащим приватизации. Но в ч.2 этой же статьи говорится, что собственники служебного жилья имеют право по собственной инициативе принимать решения о приватизации и передавать его нанимателям в собственность.
Действие закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» продлено до 1 марта 2015 года, это последний реальный шанс приватизации квартиры для большинства категорий граждан.

Следует учесть, что разрешать нанимателям приватизацию служебного жилья не является обязанностью организации. Ее сотрудник, проживающий в служебной квартире, может написать заявление с такой просьбой, которое администрация должна рассмотреть в течение двухмесячного срока. В случае, когда будет принято положительное решение, администрация и сотрудник заключают соответствующий договор, и квартира переходит в собственность нанимателя.

Еще один вариант – перевод квартиры в муниципальную собственность. Для этого, конечно, потребуется согласие администрации предприятия-собственника, именно она должна ходатайствовать перед местными властями, чтобы вывести жилье из специализированного жилищного фонда и поставить ее на муниципальный баланс. После этого наниматель заключает с муниципалитетом договор социального найма и получает право на приватизацию.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500