Совет 1: Как учесть чековую книжку

Большинство наличных расчетов предприятий производится за счет денег, полученных в банке по чеку на конкретные цели. Чековые книжки относятся к бланкам строгой отчетности и нуждаются в особом учете, оформлении и хранении.
Инструкция
1
При получении чековой книжки в банке сразу впишите на каждом листе наименование предприятия и номер расчетного счета или проставьте штамп вашей организации, если он содержит указанные реквизиты.
2
Установите условную оценку чеков, например, в 1 рубль за 1 бланк в приказе об учетной политике. Полученную чековую книжку оприходуйте в дебет забалансового счета 006 «Бланки строгой отчетности» по стоимости 25 или 50 рублей в зависимости от количества листов в книжке. Оформите эту операцию бухгалтерской справкой.
3
Вознаграждение банка за выдачу чековой книжки учитывается в составе операционных, внереализационных или прочих расходов, поэтому сделайте проводки в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 51 «Расчетный счет» на сумму комиссии, если она списана с расчетного счета мемориальным ордером, или счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», если оплачена наличными через кассу. Если же вы хотите учесть стоимость чековой книжки во взаиморасчетах с банком, отразите ее по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: Дт 91 Кт 60 Дт 60 Кт 51 Обычно услуги банка, связанные с расчетно-кассовым обслуживанием, не облагаются НДС, но если все-таки вам выдали счет-фактуру за оформление чековой книжки и выделили НДС, в проводках следует использовать также счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»: Дт 91 Кт 51 - сумма комиссии без НДС; Дт 19 Кт 51 - сумма НДС.
4
Поскольку для получения денег в банке материально-ответственному лицу (кассиру, бухгалтеру) на руки выдается отдельный чек, то и списывать их нужно каждый в отдельности. Оформите расходование чека актом списания и сделайте соответствующую проводку по кредиту забалансового счета 006.
5
Как правило, чековая книжка хранится в сейфе у кассира или главного бухгалтера, а полностью использованную можно хранить как у ответственного лица бухгалтерии, так и в архиве в течение 5 лет.

Совет 2: Как оприходовать трудовую книжку

Приобретение, хранение и выдача бланков трудовых книжек работникам по действующему законодательству является обязанностью работодателя. Трудовая книжка и вкладыш в нее являются бланками строгой отчетности, поэтому существуют некоторые нюансы отражения в бухгалтерском учете их приобретения и выдачи сотрудникам.
Вам понадобится
  • Документы, подтверждающие приобретение и оплату бланков строгой отчетности (кассовый и товарный чек, платежное поручение, товарная накладная).
Инструкция
1
Отразите приход бланков трудовой книжки и/или вкладышей в нее в Приходно-расходной книге по учету бланков трудовой книжки. Эта книга должна быть оформлена в соответствии с инструкцией по ведению трудовых книжек и храниться в бухгалтерии вместе с бланками строгой отчетности.
2
Сделайте в бухгалтерском учете на основании документов, подтверждающих поступление и оплату бланков трудовой книжки, необходимые проводки:Дебет счета 10 «Материалы», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками» — получены бланки трудовой книжки;Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками» — учтен НДС, предъявленный продавцом;Дебет счета 006 «Бланки строгой отчетности» — оприходованы трудовые книжки и вкладыши в нее.
3
Выдайте бланк трудовой книжки или вкладыш в нее при необходимости сотруднику, назначенному ответственным за ведение, хранение и учет трудовых книжек по его заявлению на имя главного бухгалтера. Работник отдела кадров должен отразить получение бланков в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них согласно инструкции по ведению трудовых книжек, а также выдать сотруднику организации заполненный бланк документа.
4
Возьмите заявление у сотрудника, получающего трудовую книжку, на удержание из его заработной платы стоимости бланка (или вкладыша к ней). В бухгалтерском учете сделайте следующие проводки: Дебет счета 91-2 «Прочие расходы», Кредит счета 10 «Материалы» — списана стоимость использованного бланка;Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», Кредит счета 91-1"Прочие доходы« — отражена возмещение стоимости бланка трудовой книжки;Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», Кредит счета 73 — отражено удержание из заработной платы сотрудника стоимости трудовой книжки;Кредит 006 — списан бланк строгой отчетности.
Источники:
  • Форма книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Совет 3: Как заполнить чековую книжку

Снятие денежных средств с расчетного счета предприятия производится с помощью чековой книжки. Любые банковские операции с деньгами, в том числе обналичивание, строго регламентированы и требуют идентификации участвующих лиц. Поэтому заполнять чековую книжку следует с максимальной внимательностью и скрупулезностью. Помарки, ошибки и исправления в чеке недопустимы и означают порчу документа.
Инструкция
1
Каждый чек содержит поля, предназначенные для письменного заполнения получателем. Почерк и цвет чернил в одном чеке должны быть одного цвета. Первым заполняется поле «Чекодатель», расположенное в самом верху чека. В нем допускается краткое наименование организации (ИП или ООО).
2
Сумма в следующем поле «НА ______ Р. ___ К.» заполняется цифрами. Если после цифр остается пустое место, его следует прочеркнуть двумя параллельными линиями на всю длину.
3
Поля «Место выдачи», «Число», «Месяц прописью» заполняются соответственно, например: «г. Калуга «31» июля 2009 г.».
4
В поле «ЗАПЛАТИТЕ» указываются в дательном падеже фамилия, имя и отчество сотрудника, которому выписывается чек. Пустое место, оставшееся после текста, также прочеркивается двумя параллельными линиями до конца поля.
5
В поле «СУММА ПРОПИСЬЮ» с заглавной буквы пишется сумма чека. Отступы от начала поля не допускаются. Завершается запись суммы словом «рублей» или «копеек». Оставшееся пустое место снова прочеркивается двумя линиями.
6
В поле «ПОДПИСИ» проставляются подписи уполномоченных лиц организации. Первая подпись обычно принадлежит директору, вторая – главному бухгалтеру. Если в карточке образцов подписей второй подписи не предусмотрено, то подпись ставит только директор.
7
В специально отведенном месте печати чекодателя ставится штамп организации. При этом печать не должна выходить за границы предназначенного места.
8
На обратной стороне чека в таблице «Цели расхода» указываются направления расходования средств с соответствующими суммами по каждой статье. В последней строке таблицы также проставляются первая и (при наличии) вторая подписи должностных лиц организации.
9
Ниже таблицы «Цели расхода» в поле «Указанную в настоящем чеке сумму получил» ставит подпись лицо, получающее денежные средства.
10
Далее заполняется поле «Отметки, удостоверяющие личность получателя», куда вписываются паспортные данные сотрудника, получающего средства по чеку.
Прочие поля чека заполняются сотрудниками банка.

Совет 4: Как учесть комиссию банка

Все предприятия сталкиваются с необходимостью банковского обслуживания, которое не обходится без начисления определенной суммы комиссии. Данные затраты стали давно привычной обыденностью, однако для многих бухгалтеров они остаются головной болью, так как их учет достаточно специфичен.
Инструкция
1
Относите в бухгалтерском учете расходы, связанные с комиссией банка, к прочим расходам предприятия. Данное правило указывается в п.4 и п.11 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Согласно п.18 ПБУ 10/99 данные затраты признаются на дату оказания услуг по банковскому обслуживанию, а не дату фактического перечисления оплаты. Однако, в случае малого предпринимательства, в котором ведение бухгалтерии осуществляется кассовым методом, комиссия банка может быть признана только по факту оплаты.
2
Осуществляйте сотрудничество с банком только на основании соответствующего договора. В данном документе должны быть четко прописаны все операции и прочие случаи, за которые будет начислена комиссия, а также указан ее размер. Сумма комиссии может быть выражена как определенной величиной, так и в процентном соотношении от проводимой при помощи банка сделки или оплаты.
3
Отразите комиссию банка по факту ее начисления в бухгалтерском учете. Для этого необходимо открыть кредит по счету 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» в корреспонденции со счетом 91.2 «Прочие расходы». Также в зависимости от операции, по которой была начислена комиссия, может быть открыт кредит по счету 60 «Расчеты с подрядчиками и поставщиками».
4
Оплатите комиссию банка, после чего спишите ее посредством переноса дебета со счета 76 на кредит счета 51 «Расчетные счета». Если комиссия банка связана с операциями, производимыми через систему Клиент-банк, то в некоторых случаях они могут быть списаны на счет 97 «Расходы будущих периодов».
5
Учитывайте комиссию банка в налоговом учете, относя ее к внереализованным или прочим расходам предприятия, и тем самым уменьшайте налогооблагаемую базу. Исключением является система налогообложения УСН с объектом «доходы» и начисление ЕНВД. В этих случаях банковская комиссия не влияет на данные вносимые в налоговую декларацию и на расчет налогов.

Совет 5: Для чего нужны забалансовые счета

Забалансовые счета – это такие счета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс. Как правило, на них отражаются операции по обязательствам заемщиков; по ценностям, которые приняты на хранение и другие. Они имеют код, состоящий из трех символов, например, 001 «Основные средства, взятые в аренду». Для чего же нужны эти счета?

Забалансовые счета обобщают информацию о тех ценностях, которые временно находятся в пользовании организации. Также с помощью них происходит контроль за некоторыми хозяйственными операциями.

Забалансовые счета отражают и финансовое состояние организации, например, вы сможете контролировать выдачу залоговых сумм.

Обязательно ли отражать операции на этих счетах? Налоговые инспекторы однозначного ответа дать не могут. С одной стороны, операции, отраженные за балансом не изменяют налогооблагаемую базу. С другой стороны, если вы не отразите арендованное основное средство – это будет являться грубой ошибкой. Если вы не хотите иметь проблем с налоговой инспекцией, внимательно отслеживайте движения всех операций.

Например, на счете 006 отражаются хозяйственные операции, связанные с движением бланков строгой отчетности (дипломы, трудовые книжки, талоны и другие). В этом случае забалансовый счет просто необходим, так как именно он отражает операции, связанные с бланками. В плане счетов подобного счета не имеется.

Если вы являетесь организацией, которая осуществляет подрядные работы (монтаж, ремонт и прочее), то принятое оборудование для дальнейшего монтажа отражайте на счете 005. С помощью этого забалансового счета вы сможете получить полную информацию обо всех оборудованиях, находящихся когда-либо у вас на монтаже.

На счете 011 отражайте имущество, которое вы передали в аренду другой организации. С помощью этого забалансового счета вы сможете контролировать движение данных активов, а при инвентаризации этот счет является обязательным, так как это имущество также учитывается в составе всего имущества.

План счетов, утвержденный Приказом Министерства финансов, содержит некоторые основные забалансовые счета. Однако вы вправе использовать свои записи, характеристики которых указаны в учетной политике организации. Эти счета должны записываться в корреспонденции с балансовыми.

Совет 6: Для чего нужна чековая книжка

Имея чековую книжку, можно без проблем совершать оплату покупок, определенных услуг, не посещая банк самостоятельно. Выписанная по чеку сумма выдается на руки предъявителю. Используют и расчетные, и денежные чеки.
Чековая книжка – довольно удобная вещь, если вы не желаете постоянно носить с собой наличные. Также именно эта форма расчета выручит, когда банки уже или еще закрыты или поблизости нет банкомата. Считается, что чековые книжки – явление из прошлого, ведь сейчас многие отдали предпочтение пластиковым картам. Однако есть ситуации, когда выгоднее и проще воспользоваться книжкой с чеками. С помощью чека можно рассчитаться за услугу, купить товар. Чеки делятся на сугубо денежные и расчетные. Первые – это своего рода указания банку, какую сумму выдать предъявителю «наличкой». Но есть и расчетные чековые книжки, по таким чекам передается распоряжение о переводе некой суммы на счет физического лица или компании, которая предъявила чек.Сегодня активнее всего используются именно денежные чековые книжки. Дело в том, что использование расчетных чеков – довольно хлопотное дело. К тому же в ходу они больше в Европе и Америке.Заказывать чековую книжку необходимо через банк. Примечательно, что внешний вид книги с чеками может варьироваться в зависимости от организации, в которой он получен. Приобрести чековую книжку можно на любое количество чеков. Нужно будет внести платеж за книжку, определенную сумму вы заплатите всего один раз.Банковские чеки необходимо заполнять по образцам, малейшее несоответствие приведет к тому, что чек будет признан недействительным. Нельзя вносить правки в документ, обратить внимание нужно и на соответствие подписей. И «автографы», и печати, проставленные на денежном чеке, будут подвергаться сличению. Именно по ним определяется подлинность чека.Чековая книжка обязательно должна заполняться только одним человеком! Как правило, миссию поручают руководителю предприятия или бухгалтеру. Лучше, если чековая книга будет храниться в надежном сейфе, все-таки это финансовый документ.Использование чековой книжки дает большую безопасность, потому что эта ценная бумага проходит тщательную проверку, подделать чек сложно. Контролировать, какие суммы будут «уплывать» со счета, будет намного проще, если пользоваться чековой книжкой. Но если выписывать чек, чтобы самому затем получить с него деньги, станет понятно, что на операцию тратится много времени. В этом смысле банковские карты выигрывают. Но они не так надежны.Действительным выписанный чек будет в течение 10 суток – за это время необходимо успеть обналичить ту сумму, которая обозначена на этой бумаге. Всегда нужно уточнять у банка – где можно будет получить деньги по чеку, только ли в конкретном отделении или в других тоже.
Видео по теме
Источники:
  • Чековая книжка: шаг за шагом

Совет 7: Как получить чековую книжку

В России чековые книжки имеют достаточно ограниченное распространение. Они используются только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Как же организации оформить вою чековую книжку?
Вам понадобится
  • - банковский счет, открытый для юридического лица или ИП.
Инструкция
1
Откройте банковский расчетный счет для вашей организации. Предварительно уточните, возможно ли оформить к нему чековую книжку.
2
После открытия счета напишите заявление на выпуск книжки для вашей организации. Это можно сделать в отделении вашего банка, однако не в каждом - обычно финансовые организации выделяют специальных сотрудников для работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и эти специалисты работают не во всех отделениях. Узнать, где вы сможете получить такое обслуживание, можно через колл-центр банка.
3
В заявлении укажите реквизиты вашей организации, а также информацию о вашей печати, которой будут заверяться чеки.
4
Оплатите стоимость чековой книжки. Она зависит от конкретного банка. Это можно сделать наличными или по безналичному расчету через ваш банковский счет.
5
После анализа вашего заявления получите саму книжку в одном из отделений банка. После этого вы сможете использовать ее для расчетов.
6
Узнайте правила использования этого типа платежного документа. В различных банков ни могут отличаться. Например, может быть различной максимальная сумма, которую можно снять со счета один чеком. В случае, если необходимо будет выплатить больше денег по одному платежному документу, банк нужно будет дополнительно об этом предупредить. Есть и общие правила для использования чеков всех банков. выписывать чеки могут только те сотрудники организации, подписи которых проставлены на специальной регистрационной карточке банка как лиц, имеющих право на выписывание чеков. При смене таких сотрудников или печати организации нужно заранее уведомить об этом банк.
Полезный совет
После получения книжки придерживайтесь требований безопасности при ее использовании. Сама она должна храниться у главного бухгалтера в закрывающемся сейфе.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше