Совет 1: Как отказаться быть свидетелем в суде

Человека, у которого есть какая-либо информация по поводу дела, рассматриваемого в суде, может ждать вызов в качестве свидетеля. Но если таким свидетелем быть не хочется, знайте, что существуют способы отказаться от этой обязанности.
Инструкция
1
Узнайте, по какому вопросу вас привлекают в качестве свидетеля. Если до суда вас приглашают встретиться со следователем или прокурором, это может быть хорошей возможностью узнать, по какому поводу требуется ваше свидетельство.
2
Дождитесь получения судебной повестки. Без нее вы, скорее всего, даже не будете иметь право присутствовать на суде. Эта бумага будет доставлена вам по почте со специальным курьером. Повестка должна быть подписана вами, это будет означать, что вы извещены о дате и месте судебного заседания.
3
Уточните свои права. В этом вам может помочь юрист. Его услугами можно воспользоваться, обратившись в одну из юридических фирм. Их координаты есть в справочнике организаций вашего города.
4
Но есть и общие положения закона о свидетелях, для понимания которых юрист не требуется. Вы имеете право отказаться от дачи показаний против себя и своих ближайших родственников - родителей, детей, супруга, бабушек или дедушек. В этом случае обратитесь к следователю, ведущему дело, или в суд, в котором будет проходить заседание и заявите о своем нежелании выступать на процессе. Ваше заявление должны удовлетворить.
5
Еще одна законная возможность не быть свидетелем - это состояние здоровья или физическая невозможность прибыть в место заседания к дате суда. Такие заявления должны быть подтверждены соответствующими справками. На их основании судья может принять решение о том, будете ли вы выступать в суде. Но будьте готовы к тому, что заседание может быть перенесено, и от вас все равно потребуется участие.

Совет 2: Как отказаться от показаний

Проходя свидетелем по какому-либо уголовному или гражданскому делу, вы вправе как дать свои показания, так и отказаться от дачи показаний. В законе показания свидетеля прописаны как устное сообщение об обстоятельствах, имеющих отношение к рассматриваемому делу, так и письменное, сделанное в ходе допроса и зафиксированное протоколом в установленном законом порядке.
Инструкция
1
Конечно, официально за дачу ложных показаний в отношении свидетеля предусмотрено уголовное наказание, также как и за отказ от дачи показаний. Причем перед любым допросом вас должны предупредить об этой ответственности и разъяснить ваши права и обязанности. Но даже законом предусмотрены исключительные случаи, которые позволяют вам отказаться от дачи показаний. Например, никто не может заставить вас свидетельствовать против себя самого или своих близких.
2
Если же вы уже дали показания, а потом захотели дать другие или вообще отказаться от них, то это автоматически будет означать, что в одном из случаев ваши показания были заведомо ложными, поэтому теоретически вы можете быть привлечены за это к уголовной ответственности.
3
Но на практике совсем не редкость, когда свидетель дает ложные показания. И в очень редких случаях за этим следует уголовная ответственность. Это скорее страхующая "страшилка" для взрослых. Поэтому если вы изменили свои показания, то суд по своему усмотрению может использовать любые из данных сведений, как первичных, так и вторичных.
4
Для того чтобы дать новые показания или вообще отказаться от показаний, дождитесь, когда вас снова вызовут для дачи показаний. В большинстве случаев процедура эта повторяется неоднократно. Если дело находится в процессе расследования, то вас непременно не раз попросят прийти. Вы можете, конечно, и сами проявить инициативу. Обратитесь с просьбой о незапланированном визите в органы, где давали ранее показания. И будучи уже на месте, сообщите о своем решении отказаться от сделанных показаний.
5
Скорее всего, у вас потребуют объяснить причину, по которой вы решили отказаться от показаний. В этом случае лучше заранее посоветуйтесь с адвокатом, как вам лучше поступить и что сказать. Ведь для каждого дела и судебного процесса это индивидуальный порядок.

Совет 3: Как перенести заседание суда

Большинство современных юридических проблем решается в судебном порядке. При вашем участии в судебном заседании вы обязательно получите повестку. Она будет являться официальным документом, объясняющим причину вашего отсутствия на рабочем месте. Тем не менее, иногда необходимо перенести заседание суда на другой день.
Инструкция
1
Если вы не можете явиться по уважительной причине, обратитесь с письменным ходатайством в суд, в котором будет рассматриваться дело. В ходатайстве обязательно укажите:
- полное наименование суда;
- свои фамилию, имя, отчество, процессуальное положение в рассматриваемом деле, адрес проживания;
- причины, по которым вы ходатайствуете о переносе судебного слушания;
- список документов, подтверждающих данный факт;
- срок, на который вы просите перенести рассмотрение дела.

Ходатайство должно быть распечатано в количестве двух экземпляров. Один экземпляр вы оставите в секретариате суда, на втором – будет сделана отметка о том, что ходатайство принято. Второй экземпляр останется у вас.

Ходатайство можно также направить телеграммой в адрес суда.
2
Заседание суда может быть автоматически перенесено в случае неявки важных участников процесса без уважительной причины. В то же время, если это повторится несколько раз, данную сторону судебного разбирательства возможно доставить в суд приводом. В этом случае судебное заседание назначается судьей на новый день. Судебным приставам дается указание о принудительном доставлении в суд. Естественно, это также повлечет перенос заседания на новый срок.
3
Заседание может быть перенесено также в случае затягивания по времени до окончания рабочего времени суда. В этом случае судья также может принять самостоятельное решение о переносе срока.
4
Кроме того, заседание будет автоматически перенесено, если на назначенный срок выпадает праздничный день, либо если одному из участников процесса не был предоставлен «дежурный» адвокат на бесплатной основе. В последнем случае время рассмотрения может быть перенесено на более поздний срок, чтобы дать возможность назначенному адвокату ознакомиться с материалами дела совместно с участником, интересы которого он представляет.
5
Срок заседания будет перенесен при наличии ходатайства о назначении слушаний на другой день в случае ожидания ответа на адвокатский или судебный запрос. Данное ходатайство может быть заявлено как устной, так и в письменной форме.
Источники:
  • ходатайство в суд о переносе заседания

Совет 4: Как отказаться от дачи показаний

Вас привлекли в уголовное дело в качестве свидетеля или обвиняемого. Если вы проходите в качестве свидетеле, но не хотите давать показания, вы можете сделать это только в строго определенных случаях: например, вы близкий родственник обвиняемого, его адвокат или священник. Если же вы обвиняемый, то вы имеете право хранить молчание.
Инструкция
1
Ознакомьтесь с правилами «Уголовно-процессуального кодекса», регламентирующими дачу показаний. Если вы обвиняемый (подсудимый), то находитесь в выигрышном положении. Вы имеете право не давать показания. При этом не забудьте, что если захотите давать показания, то сами должны об этом заявить. В соответствии с УПК, после отказа от дачи показаний подсудимого (обвиняемого) не должны вызывать на допрос, пока он сам не заявит о своем желании дать показания.
2
Если вы свидетель, то дело несколько сложнее. Помните, что вы можете быть освобождены от дачи показаний, если являетесь близким родственником обвиняемого (подозреваемого), а также иным близким лицом. В УПК дан примерный перечень подобных статусов, так что вы можете легко найти себя (или не найти) среди них. Если подпадаете под указанную в УПК категорию, то имеет право отказаться от дачи показаний.
3
Вы также можете отказаться от дачи показаний, если являетесь адвокатом. Помните, что вы должны быть адвокатом (защитником) в этом деле. Если вы просто адвокат, и проходите по делу только как свидетель, то отказаться от дачи показаний вы не имеет права. Также вы имеете право отказаться от дачи показаний, будучи священником. Есть один маленький нюанс: священник должен состоять в официально зарегистрированной религиозной организации. В силу этого вы не можете сослаться на то, что являетесь адептом какой-нибудь секты или движения вроде сайентологии. Ваша организация должна быть зарегистрирована в качестве религиозной. В ином случае вы обязаны будете дать показания в общем порядке.
4
Если вы не подпадаете ни под одну из указанных категорий, то права отказаться от дачи показаний вы не имеете. В этом случае вам придется понести уголовную ответственность за отказ от дачи показаний. Можно радоваться только тому, что дел по привлечению к ответственности по этой статье ничтожно мало.
Видео по теме
Обратите внимание
Если вы свидетель и не подпадаете под категорию лиц, освобожденных от дачи показаний, то за отказ вас могут привлечь к уголовной ответственности.
Полезный совет
Не кричите о своих правах на суде.

Совет 5: Что такое шемякин суд

В русском языке существует множество устойчивых выражений, имеющих переносный смысл. Иногда в публицистике приходится встречать сочетание «шемякин суд». Кто же такой Шемяка? Почему это имя стало нарицательным и используется с пренебрежительным или даже вовсе с отрицательным оттенком?

Повесть «Шемякин суд»

Повесть «Шемякин суд» – произведение, в сатирической форме рассказывающее о неправедном суде, учиненном «судией Шемякой». В этом произведении говорится о том, как на одного из бедняков по очереди подают в суд его богатый брат, поп, а затем горожанин. Для разбирательства дела трое истцов и ответчик отправляются на суд к Шемяке.

А дело было так. Как-то раз бедный брат попросил у богатого на время лошадь, чтобы дрова привезти. Богач с большой неохотой согласился, вот только в хомуте брату отказал. Недолго думая, бедный брат привязал заготовленные дрова к лошадиному хвосту. Кобыла вдруг понесла и оторвала хвост. Узнав об этом, богатый брат отправился с жалобой на брата в суд. Бедный брат последовал за ним, чтобы найти правду.

По дороге братья остановились на ночлег у попа. Когда стали ужинать, бедняка к столу не позвали. Обиделся бедный брат и в сердцах удавил поповского сына. Разгневанный поп тоже отправился к судье Шемяке с жалобой на бедняка. По дороге бедняк успел настроить против себя еще одного человека, который также пошел за поддержкой в суд. Так они все четверо и предстали перед судьей.
За пазухой у бедного брата был камень, завернутый в тряпицу, который он рассчитывал предложить судье в качестве «посула».

Судья Шемяка, полагая, что бедняк ему предлагает золото, вынес решение таким образом, чтобы все три жалобщика вынуждены были откупиться от бедняка, только бы не выполнять неправедного судебного решения. По окончании суда Шемяка узнал, что бедняк имел за пазухой камень, и возблагодарил Бога за то, что тот надоумил его решить дело в пользу бедняка, который в противном случае мог бы убить судью этим самым камнем.

Шемяка как символ неправедного судьи

Рассказ о «судие Шемяке», который датируется XVII столетием, стал основой для более позднего фразеологизма. Устойчивое очетание «шемякин суд» употребляют, когда хотят подчеркнуть судейское корыстолюбие, нелепость законодательных установлений, которые могут исполняться так, как угодно судьям.
«Судия Шемяка» вынес свой приговор в пользу бедняка не на основании фактов и представлений о справедливости, а в надежде поживиться. Именно поэтому имя судьи стало нарицательным.

Интересно, что исследователи считают, что прототипом корыстолюбивого судьи стал галицкий князь Шемяка, правивший в первой половине XV века. Правитель был широко известен в народе своим коварством, жестокостью, пристрастностью и несправедливыми судебными решениями. Считается, что устные сказания о Дмитрии Шемяке впоследствии были переработаны неизвестными авторами и обрели форму сатирической повести.

Совет 6: Можно ли отказаться от дачи показаний

Отказаться от дачи показаний можно при наличии статуса обвиняемого, подозреваемого, подсудимого при производстве по уголовному делу. Также подобным правом обладает свидетель, но только в том случае, когда речь идет о свидетельствовании против себя, своего супруга, близких родственников.
По общему правилу любой участник производства по уголовному делу обязан давать показания компетентным органам, а отказ от предоставления соответствующей информации является основанием для привлечения к ответственности. Тем не менее, действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает несколько исключений, при которых некоторые категории лиц могут отказаться от дачи показаний. Иногда такой отказ является общим, в других случаях человек отказывается рассказывать о строго определенных обстоятельствах, что не может повлечь назначение ему какого-либо наказания.

Возможность полного отказа от дачи показаний

Полностью отказаться давать показания может единственный участник уголовного производства – то лицо, в отношении которого ведется расследование, судебное разбирательство. На разных стадиях уголовного дела данный участник может именоваться подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, однако во всех случаях он обладает соответствующим правом. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации специально предусматривает обязательное предупреждение такого лица о том, что озвученные им сведения могут быть использованы для подтверждения значимых обстоятельств по уголовному делу. При этом последующий отказ от таких показаний не повлечет их автоматическую отмену.

Частные случаи отказа от дачи показаний

Отказаться от дачи показаний в определенных обстоятельствах могут и другие участники уголовного производства. В частности, подобное право предоставлено свидетелю, который имеет полное право не сообщать никаких сведений, способных свидетельствовать против него лично, его супруга, других близких родственников. К близким родственникам отнесены также родители, дети, бабушки, дедушки, внуки, усыновленные, усыновители, сестры, братья. Следует учитывать, что уголовно-процессуальное законодательство полностью запрещает привлечение некоторых лиц к участию в уголовном деле в качестве свидетелей. Такими лицами являются священнослужители, депутаты Государственной Думы, члены совета Федерации, адвокаты и защитники, которые имеют право не разглашать информацию, полученную при непосредственном выполнении своих профессиональных обязанностей (например, священник может быть связан тайной исповеди). Кроме того, подобным правом обладают судьи, присяжные заседатели, которые не допрашиваются в отношении сведений, узнанных ими при участии в конкретном деле.
Источники:
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Совет 7: Кто может быть свидетелем на свадьбе

Свадьба – весьма волнительное событие. Но еще больше сил отнимает подготовка к торжеству. Невесте не обойтись без помощников. Поэтому свидетели на свадьбе должны быть людьми надежными.
Инструкция
1
Роль подружки невесты очень ответственная. Главная задача дружки – следить, чтобы и подготовка, и само торжество прошли должным образом, а новобрачная на протяжении праздника выглядела безупречно. То же самое касается и шафера – он отвечает за кольца и внешний вид жениха непосредственно на свадьбе.
2
Естественно, доверить такие обязанности можно только близким людям. Это могут быть родственники – братья и сестры, кузины и кузены, даже дяди и тети, если они достаточно молоды. К тому же стоит избавиться от стереотипов, что свидетелями могут быть только люди, не связанные узами брака.
3
Напротив, опытные мужчины и женщины могут быть более полезными на свадьбе. В Римской Империи, например, подружкой невесты выбирали замужнюю матрону, главной обязанностью которой было отгонять от новобрачных злых духов.
4
Но необходимо соблюсти баланс – если дружка замужняя, то и дружок тоже должен быть женат. Также можно взять женатую пару. Наличие одного свободного свидетеля может создать в их тандеме некую напряженность. К тому же незамужние девушки соглашаются быть подружками невесты, надеясь встретить на свадьбе свою половинку. Так что не стоит «подсовывать» дружке женатого дружка.
5
Будущим молодоженам стоит учесть, что от свидетелей зависит не только то, как пройдет свадьба, но и как будет устроен девичник или мальчишник. Если жених с невестой решили закатить праздник на полную катушку, рекомендуется взять двоих почетных свидетелей с каждой стороны и еще несколько вспомогательных подружек и дружков.
6
Итак, становится понятно, что свидетели на свадьбе должны быть не чужими людьми жениху и невесте. Но что делать, если в их окружении нет подходящего человека? Можно позвать приятелей, коллег, однокурсников или дальних родственников. Только в этом случае стоит заранее пообщаться с этими людьми, чтобы понять, годятся ли они на роль свидетелей.
7
Главное, выбрать людей уверенных в себе, артистичных, ответственных, веселых. Свидетели должны быть первыми помощниками тамады, а значит, уметь смело брать на себя инициативу. В противном случае праздник может превратиться в скучное действо.
8
Выбор главной подружки невесты – дело ответственное. Поэтому стоит заранее перебрать несколько кандидатур. Тогда в случае непредвиденных обстоятельств свадьба не окажется под угрозой срыва.
9
Не нужно забывать, что свадьба – праздник не только для молодоженов, но и для их свидетелей. Поэтому будущих подружку и шафера стоит познакомить, если они до этого ни разу не виделись. Если они найдут общий язык, то будут работать в тандеме. При возникновении между свидетелями антипатии, стоит заменить одного из них. Иначе праздник пройдет в натянутой атмосфере.

Совет 8: Какую роль играют свидетельские показания

На стадии следствия, а также в суде ведущая роль отводится свидетелям. Порой, их показания могут играть решающее значение для осуждения или же оправдания человека. Участие свидетелей также характерно для гражданского и хозяйственного процесса.

Кто такой свидетель

Свидетелем считается лицо, которому известны какие-либо факты и обстоятельства, имеющие значение для расследования уголовного дела или разрешения возникшего судебного спора. При раскрытии преступления лицо может приобрести статус свидетеля как в ходе досудебного следствия, так и в рамках судебного процесса. По гражданским и хозяйственным спорам свидетели вызываются на судебное заседание по инициативе сторон или самого суда.

Показания свидетелей как доказательства

Свидетельские показания считаются одним из видов доказательств, которые принимает во внимание суд при вынесении своего вердикта. Они не имеют заведомого преимущества перед другими доказательствами. Показания свидетелей могут использовать обе стороны судебного процесса (истец и ответчик, обвинение и защита). Например, в рамках рассмотрения судом уголовного дела свидетели могут привлекаться как со стороны обвинения, так и на стороне защиты.

Показания свидетелей могут как подтвердить, так и опровергнуть ранее установленные факты. Кроме того, суд и иные участники процесса вправе задавать свидетелю свои вопросы. Ответы на них могут пролить свет на дополнительные, ранее неизвестные, обстоятельства дела.

Если несколько свидетелей дают противоречивые показания и суд, основываясь на них, принимает свое решение, это может быть основанием для его отмены. Кроме того, разночтения в свидетельских показаниях по уголовному делу могут повлечь за собой вынесение оправдательного приговора за недоказанностью вины.

Основываясь на свидетельских показаниях, суд должен описать их в своем решении. При этом в решении указываются мотивы, по которым суд принимает во внимание показания одних свидетелей и отвергает пояснения других.

Кто не может быть свидетелем

В соответствии с законодательством ряд категорий граждан не могут быть допрошены следователем или судом в качестве свидетелей. К их числу относятся адвокаты или представители сторон, судьи, священники и т.д. Так, адвокат либо представитель не может выступать свидетелем в части подтверждения обстоятельств, ставших ему известными при оказании правовой помощи. Священник не вправе свидетельствовать о фактах или событиях, сообщенных ему на исповеди.

За что отвечает свидетель

Свидетель обязан явиться по вызову в назначенное время и дать следствию или суду показания по интересующим их вопросам. Он не может отказаться от дачи показаний за исключением случаев, когда они касаются самого свидетеля, а также близких членов его семьи. Перед тем как свидетель начнет давать показания, он должен быть предупрежден об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или лжесвидетельство.

Совет 9: Как отказаться от судьи

Современное судопроизводство предусматривает равенство и состязательность сторон в судебном процессе, где у каждого участника есть свои права. О них можно заявлять в ходе слушаний или на предсудебном этапе. Если вы участвуете как одна из сторон в гражданском суде, ваше право на отвод судьи регламентируется статьей 16 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Инструкция
1
Заявите судье отвод, если он участвовал при предыдущем рассмотрении данного дела в роли свидетеля, прокурора или секретаря. Действуйте аналогично, если судья связан родственными узами с кем-либо из лиц, участвующих в деле.
2
Дружеские или приятельские отношения с кем-либо из участников процесса не оговорены в законе, но если данное обстоятельство имеет место быть, постарайтесь позаботиться о доказательствах этой связи (фото, видеоматериалы, показания свидетелей), по крайней мере, при вынесении судьей неправедного решения у вас будет твердое основание для его обжалования. То есть вам надлежит доказать не столько факт дружбы судьи с кем-то из участников процесса, сколько то, что ввиду этой дружбы судья может быть необъективен, пусть даже невольно.
3
Практически те же самые основания для отвода предусмотрены и в уголовном судопроизводстве. Они регламентируются ст.61-63 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Часть 2 ст. 62 прямо указывает на то, что вы имеете право отказаться от судьи, независимо от того, кем вы являетесь в процессе – потерпевшим, обвиняемым, свидетелем или любым другим участником.
4
Помните, что отвод должен быть заявлен до того, как объявят о начале судебного процесса, а в случае рассмотрения уголовного дела судом присяжных — до того, как объявят о формирования коллегии присяжных заседателей. Вообще любые заявления нужно делать сразу, как только судья поинтересуется о том, есть ли у кого-либо из участников отводы к составу суда. В ходе дальнейшего судебного процесса заявление об отказе от судьи допускается только в случае, когда основание для него ранее не было произнесено.
5
Основное правило участия в процессе независимо от того, в каком качестве вы в нем участвуете – сохранять спокойствие (хотя бы внешне) и уверенно настаивать на своих правах. Незаконно можно поступить с человеком, который боится самого факта своего участия в суде и, соответственно, который не станет жаловаться. Сама перспектива подачи жалобы на их действия дисциплинирует должностных лиц, что бы они вам на этот счет не заявляли.
6
Не позволяйте себя обманывать, отвод заявляйте громко, четко и аргументировано, и требуйте немедленного занесения в протокол судебного заседания ваших слов.

Совет 10: Как написать ходатайство о свидетеле

До начала судебного разбирательства и в процессе судебного заседания сторонами защиты и обвинения составляются ходатайства о вызове свидетелей. Такой документ имеет специальный бланк. В нем прописываются обстоятельства рассматриваемого дела, которые находятся в ведении лиц, заявленных в ходатайстве.
Вам понадобится
  • - Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
  • - персональные данные и адрес места жительства истца и ответчика;
  • - реквизиты свидетелей;
  • - реквизиты суда, в котором рассматривается дело;
  • - сведения о рассматриваемом деле (номер, содержание).
Инструкция
1
В «шапке» ходатайства впишите полное наименование судебного органа, в котором рассматривается дело. Напишите персональные данные истца (лица, подавшего в суд на другого человека или группу людей), адрес его постоянного места жительства в соответствии со сведениями в паспорте. Укажите фамилию, имя, отчество ответчика (лица, которое обвиняется в каком-либо неправомерном деянии), полный адрес его прописки.
2
Впишите номер гражданского дела, который присвоен досудебной инстанцией. Посередине напишите наименование документа, которое соответствует ходатайству о вызове свидетелей в суд.
3
В содержательной части ходатайства пропишите номер дела. Кратко напишите содержание иска. Далее впишите, что вы представляете суду сведения, которые являются обоснованием требований или возражений и считаете необходимым вызов следующих свидетелей. Затем укажите персональные данные каждого физического лица, которые располагают конкретными сведениями, имеющими отношение к рассматриваемому делу.
4
Пропишите факты и обстоятельства, которые смогут подтвердить указанные свидетели. Ссылаясь на статьи 35, 55 и 69 Гражданско-процессуального кодекса РФ, попросите суд о вызове на судебное заседание физических лиц.
5
Напишите персональные данные каждого свидетеля, располагающего конкретными фактами и обстоятельствами рассматриваемого дела. Впишите адреса их места жительства. Укажите то количество свидетелей, явку которых вы желаете обеспечить.
6
В зависимости от того, какая из сторон пишет ходатайство, подчеркните нужное из предложенных слов: истец, ответчик. Напишите персональные данные лица, которое желает заявить свидетелей в суд. Ходатайство подписывается истцом или ответчиком.
7
Ходатайство отправляется по почте. В этом случае запечатайте заказное письмо с описью вложения. Это делается для того, чтобы у вас было доказательство о вручении документа. Ходатайство передается непосредственно в судебный орган. В таком случае составьте его в двух экземплярах, один из которых остается в суде, второй остается у вас на руках. В качестве подтверждения на нем ставится штамп с датой и подписью лица, которое его приняло.
Источники:
  • Как вызвать свидетеля в суд?
Видео по теме
Полезный совет
Нельзя просто не явиться на суд без уважительной причины. Наказанием за это может служить штраф или общественные работы. Поэтому подумайте, стоит ли административное наказание того, что вы не будете выступать в суде.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше