Совет 1: Как избежать манипуляции

Манипулирование - психологическое воздействие с целью подсознательно побудить человека действовать вопреки его воле. В некоторых ситуациях это полезный метод, но когда его используют с неправильными мотивами, то нужно уметь противостоять.
Как избежать манипуляции
Инструкция
1
Умейте распознавать манипуляторов. Вопреки распространенному мнению, что манипулируют сильные и подавляющие личности, психологи выделяют около 10-ти типов манипулирования. К ним относится преувеличение ситуации, игнорирование очевидного, потребность все держать под собственным контролем, демонстрирование своей зависимости, чрезмерная добродетельность, повышенная склонность к критике и подобное. В зависимости от того, с каким манипулированием вы столкнулись, зависят ваши дальнейшие действия.
2
Вырабатывайте внутренние качества. Если вы доверчивы или стеснительны, то старайтесь по возможности искоренять подобные чувства. Также не помешает повысить самооценку. Но помните, что если вы только внешне будете создавать впечатление сильного и уверенного в себе человека, то манипулятор это почувствует.
3
Учитесь отказывать. Вовремя и уверенно сказанное слово «нет» поможет вам показать человеку, что у вас есть своя позиция. Это уменьшит его желание действовать.
4
Показывайте свое недоверие. Пусть человек чувствует, что между вами выдержана дистанция. Не делитесь с такой личностью чем-то сокровенным.
5
Действуйте непредсказуемо. Манипуляторы привыкли к тому, что все идет по задуманному им плану. Но если вы будет реагировать на их действия как вам нужно, то они будут сбиты с толку и в растерянности немного ослабят давление.
6
Скрывайте свои недостатки. Людям, управляющим другими, свойственно давить на самые слабые места и провоцировать свою жертву. Поэтому чем меньше о ваших минусах знает манипулятор, тем спокойнее вы будете.
7
Избегайте хвастовства. Даже если ваши успехи не придуманы, а реальны, манипулятор рассматривает хвастовство как ваше уязвимое место и не упустит возможности сделать больно. Когда захотите похвастаться, лучше потренируйтесь над скромностью. Специально преуменьшайте свои способности, для того чтобы ввести в заблуждение собеседника.
8
Не преувеличивайте ситуацию. Уметь распознать манипулятора – это хорошо, но если вы будете выискивать склонность к манипулированию в каждом, то тогда вами будут управлять собственные страхи, а это не очень хорошая альтернатива.
Видео по теме

Совет 2: Манипулирование как один из методов психологического воздействия

Для того чтобы манипулировать человеком, необходимо примерно определить его уровень мышления, образования, полученный жизненный опыт, предпочтения, страхи и многое другое. Манипуляторы используют различные методики для манипуляции своей жертвы.
Манипулирование

Таких методик насчитывается несколько сотен и все они весьма эффективны. Однако, некоторые могут показать результат мгновенно, а некоторые могут работать лишь после многолетней практики.

Наивысшим искусством в манипуляции является то, что жертва даже не подозревает о манипуляции над ней.

1) Переспрашивание. Манипулятор как бы повторяет ваши слова лишь вначале, но в конце вставляет свои слова, меняя при этом весь смысл сказанной вами мысли.

2) Перескакивание с темы на тему также является средством манипуляции. Здесь психика человека не успевает подготовить ответ, который следовала бы дать. Манипулятор старается вытащить из вас ту информацию, которую бы вы хотели скрыть.

3) Ложная невнимательность также является средством манипуляции. Человек будет доказывать манипулятору, что он значим, тем самым вытягивая из него всю полезную для него информацию.

4) Мнимая слабость. Манипулятор всеми своими действиями показывает свою беспомощность, заставляя жертву делать за него работу.

5) Гнев. Манипулятор будет проявлять приступы гнева и раздражительности, тем самым заставляя свою жертву все больше и больше идти на уступки.

Вот далеко не весь перечень ситуаций связанных с манипуляцией. Постарайтесь провести анализ, возможно, кто-то на работе или дома пытается вами манипулировать.

Видео по теме

Совет 3: Что такое гипертимный тип личности

Человек с гипертимным типом личности всегда энергичен и жизнерадостен, идет по жизни смеясь. Он постоянно в действии, полон необычных идей. Но иногда достоинства гипертима оборачиваются против него самого.
Что такое гипертимный тип личности

Гипертим - человек-праздник

Гипертимный тип личности проявляет себя искрометной бодростью и энергией. Периодически практически все люди могут испытывать энергетический подъем, но гипертимы пребывают в таком состоянии постоянно. Они создают о себе впечатление как о жизнерадостном человеке. Однако чрезмерное заострение гипертимных черт может привести к развитию маниакальных состояний.

Человек с гипертимным типом личности предпочитает большие шумные компании людей, в которых через небольшой промежуток времени оказываются в центре внимания. Их считают душой компании и веселым человеком. Гипертимы получают удовольствие, развлекаясь в компании, рассказывая интересные истории, участвуя в играх. Они сами охотно предлагают развлечения. О гипертимах говорят, с ними не соскучишься.

Гипертимы отличаются быстротой нервных процессов, потому им присущи сообразительность и реактивность. Волевая регуляция поведения также удается этим людям. Они все делают быстро: говорят, думают, принимают решение. Такая спешка порой приводит к ошибкам. Взгляды на жизнь у гипертимов оптимистичные, они не поддаются унынию. Даже о проблемах они высказываются в шутливом тоне.

Всесторонне развитые и увлекающиеся, гипертимы часто вызывают изумление у более пассивных людей. При этом заинтересованность гипертима нельзя назвать неискренней, эти люди духовно щедры и добры. В них всегда кипит энергия, что помогает добиваться видимых успехов в работе. Кроме того, гипертимам не свойственно стереотипное мышление. Наоборот, их разум свободен от ограничений, что дает возможность продуцировать нестандартные идеи. Из гипертимов могут получиться гениальные изобретатели.

Недостатки гипертимов

Чтобы удержаться на вершине, требуются серьезное отношение к делу и постоянство. Но гипертимы слишком непоседливы, в их голове постоянно роятся новые идеи. Им сложно сосредоточиться, что приводит к незаконченности некоторых дел. Все это может сыграть против них в вопросах карьерного роста. Чем острее выражены данные черты, тем больше трудностей они приносят.

Слишком яркие гипертимы скорее страдают от своих качеств. Общительность у них скорее напоминает болтливость, которая будет раздражать окружающих своей неуместностью. Легкое отношение к жизни мешает увидеть проблему и отнестись к ней серьезно, чтобы не допустить негативных последствий. Также недостает им ответственности. Разнообразные идеи могут привести к неустойчивости взглядов, непостоянству, пустому мечтательству. Непринятие рамок и жажда приключений может привести к проблемам с законом.

Совет 4: Как избежать манипуляций критикой

Вас бесит, когда коллега говорит, что это платье вам не идет? Напрягает, если начальник часто делает необоснованные замечания? Обижает, если муж ворчит, что вы весь день проторчали в интернете? Если это так - вы попались на крючок манипулятивного воздействия с помощью критики.
Как избежать манипуляций критикой

Каждый человек понимает, что от таких отношений нужно избавляться. Но как? Не уйдешь ведь с работы из-за неэтичной коллеги? Где гарантия, что на другой работе такой не будет? А уж начальники и вовсе «одним миром мазаны». Да и от мужа не станешь убегать только потому, что он критикует. 

Здесь важно понять, зачем они это делают. На основании многих исследований специалисты вывели некоторые закономерности в поведении критиканов и их жертв.

Почему критикуют коллеги. Они могут самоутверждаться за счет вас, могут быть вампирами, которые хотят подпитаться вашей негативной реакцией на критику, могут быть просто бестактными. Стоит ли реагировать на высказывания таких людей? Самый лучший выход - не дать им того, чего они так сильно хотят: вашей отрицательной реакции и ваших эмоций. Пусть себе беснуются, вы-то тут причем? Держим вектор хорошего настроения и не поддаемся на провокации!

Почему критикует начальник. Здесь полностью подходит пункт первый, плюс еще прибавляется сверхтребовательность некоторых вышестоящих лиц. Также возможно, он видит в вас конкурента, если вы способны выполнять работу его уровня. В этом случае важно помнить одну важную вещь. Как бы там ни было и как бы он ни издевался, существует закон иерархии, согласно которому он должен быть уважаем подчиненными. Просто потому, что отвечает за более сложный участок работы. А противостоять такой критике можно только с помощью абсолютного внутреннего спокойствия, которое можно натренировать. Тогда у начальника отпадет потребность доставать вас – ему это станет не интересно, потому что не будет реакции.

Почему критикует муж. Это, кстати, относится ко всем близким. Как правило, они прибегают к манипуляции критикой тогда, когда не могут высказать что-то прямо в глаза. Если муж ворчит про интернет – значит, ему не хватает вашего внимания, вкусной еды или секса. Он знает, что после долгих баталий во всемирной паутине жена свалится и быстро уснет, не одарив его своей лаской. Прямо этого сказать он не может. Возможно, он хотел вместе сходить куда-то или съездить к маме. Вариантов множество, и каждый раз причина критика может быть разной. В этом случае нужно просто быть внимательней к родным: спрашивать, чего они хотят, планировать выходные и просто больше общаться, чтобы лучше понимать друг друга.

Необъективная критика

Однако если манипуляция слишком откровенная, критика несправедлива и направлена только на удовлетворение чьих-то эгоистичных потребностей, ей нужно уметь противостоять.

Самый лучший способ – соглашаться с критикой: «Да, наверное, ты прав, я слишком долго просидела в интернете. Но мне это было необходимо». Если последуют возражения – снова соглашаться с ними. И так до тех пор, пока поток претензий не иссякнет. Критикан поймет, что его уловки не действуют.

С начальником этот способ лучше использовать осторожно, а вот с коллегами можно даже применить гротеск и поощрить их: «Да, ты не представляешь – я еще хуже, чем ты думаешь». Или: «Да, в этом платье я как корова, самой не нравится». Ступор вашей коллеге обеспечен. Есть еще один мощный прием – задать прямой вопрос: «Зачем ты мне это говоришь?». Этим вы покажете, что догадываетесь об истинных намерениях критика, а этого он совсем не хочет. 

Все вышесказанное относится именно к манипуляции с помощью критики. А если замечания в ваш адрес справеливы - подход должен быть другой.

Источники:
  • 5 способов правильного отношения к критике в свой адрес
  • Манипуляции во время интервью: какие бывают и как избежать?
Совет полезен?
Поиск
Комментарии 1
написалa
Да, все верно подмечено, особенно про хвастовство. Я вот недавно на эту тему книгу прочла Деманипулятор называется, скачать, кстати, можно на одноименном сайте demanipulator.by. Там тоже говорится о противодействиях манипуляциям в различных сферах: науке, медицине, СМИ, в маркетинге и так далее.
Обалдеть можно от того КАК нами манипулируют, причем намеренно...
Осталось символов: 500