Совет 1: Как определить палладий

Палладий – химический элемент под номером 46 в таблице Менделеева. Он является благородным металлом платиновой группы, был открыт в 1803 году английским химиком Волластоном. Свое название получил в честь крупного астероида Паллада, открытого чуть раньше (в 1802-м году). Как отличить палладий от других благородных металлов?
Инструкция
1
Если имеются образцы достаточно чистых металлов, сходных по внешнему виду (например, палладий, платина, серебро), то можно сравнительно легко отличить их друг от друга, определив плотность каждого из образцов. Поскольку плотность чистого серебра примерно 10,5 грамм/кубический сантиметр, палладия – около 12 грамм (точнее, 12,02), а платины – примерно 21,4 грамма. Но, разумеется, такой способ допустим лишь для весьма чистых веществ, в которых содержание примесей сравнительно мало.
2
Безошибочно отличить палладий от той же платины можно, попробовав растворить кусочек вещества в горячей азотной кислоте. Палладий растворится, платина – нет. Она растворяется лишь в знаменитой «царской водке» (смеси соляной и азотной кислот), причем при нагревании. В холодной «царской водке» реакция идет очень медленно.
3
Геологи, а также химики-аналитики широко применяют качественное определение благородных металлов на пробирном камне. Он представляет собою специально изготовленную пластину из определенного вида кремниевых сланцев. Такой пробирный камень обладает следующими свойствами: он очень тверд, инертен к агрессивным веществам (включая сильные кислоты и их смеси), имеет мелкозернистое строение.
4
Качественный анализ (пробу) на этом камне делают так: берут испытуемый металл (или его сплав) и проводят, с довольно ощутимым нажимом, по поверхности пластины. След должен быть хорошо различимый, иметь в длину около 2-х сантиметров. После чего воздействуют на след специально подготовленным реагентом и наблюдают, каков будет результат.
5
Если проведенная черта оставлена палладием или его сплавом, то при воздействии на нее реагента, состоящего из смеси «царской водки» и 10%-го раствора йодистого калия, быстро возникает яркое, хорошо различимое красно-коричневатое пятнышко. Это происходит потому, что в ходе химической реакции образуется вещество К2PdCl4 — тетрахлоропалладат калия.

Совет 2: Как определить сплав

Вы случайно наткнулись на старинную бабушкину брошку и не можете понять, из чего она. Что ж, самым простым способом разобраться в сложившейся ситуации является поход к ювелирных дел мастеру, который по наработанной методике под микроскопом, а также с применением химических препаратов определит вам состав сплава. К этой процедуре ювелир привлечет также весы и дополнительное прикладное оборудование в виде пилочек и иголочек.
Инструкция
1
Наиболее применимым методом является определение сплава пробирным камнем. В основе метода лежит анализ с применением эталона металла, который распознают в сплаве, и лидийского камня, на который наносят след. Сам камень должен быть определенной породы в виде черного бруса пористой структуры. По цвету оставленного следа ювелир и определяет сплав, долю присутствия драгоценного металла в изделии.
2
Если наличие драгоценных металлов под вопросом, то специалист прибегает к полноценному химическому анализу с использованием «царской водки», которая со стопроцентной гарантией обозначит присутствие в сплаве золота или платины. В основе химической реакции лежит свойство кислоты растворять драгоценные металлы. Именно это и спровоцировало появление названия «царская».
3
К современным средствам определения состава сплава относятся эмиссионные спектрометры. Их диапазон значительно шире, чем частные методы ювелиров, и определяют в составе сплавов цветные, черные металлы, а также горные породы. Принцип работы этого прибора построен на применении разных плазменных зарядов.
4
Конечно, для домашнего использования приобретать спектрометр нецелесообразно, да и определение сплава брошки вашей бабушки не будет столь сильным мотиватором для покупки эмиссионного спектрометра. Вам будет лучше обратиться в специализированное учреждение или научно-исследовательскую лабораторию, производящие подобные анализы для населения.
Источники:
  • как определить долю серебра

Совет 3: Как определить пробу

Каждое драгоценное изделие, покупаемое в ювелирном магазине, имеет ярлык и пробу. На ярлыке указывается наименование изделия, его конструкция, составляющие части, вес драгоценного металла в граммах, вес драгоценного камня в каратах (если таковой имеется), изготовитель.
Вам понадобится
  • - кремнистый сланец;
  • - набор пробирных игл;
  • - латунные пластинки.
Инструкция
1
Проба драгоценных металлов проставляется заводом-изготовителем и означает содержание золота, серебра или платины в 1000 частей металла, из которого данное изделие изготовлено. Чтобы поставить ту или иную пробу, изделие, прежде всего опробируется, клеймится.
2
Опробирование может быть разрушающим и неразрушающим. Наиболее точным является разрушающее опробирование. При его использовании изделие из драгоценного металла помещают в специальный химический состав, в котором растворяется сопутствующий металл, а золото (серебро, платина) остается в осадке. По количеству осадка определяют пробу изделия. Однако такой способ разрушает изделие.
3
Менее точный, но щадящий способ определения пробы - пробирный камень. Суть метода заключается в сравнении следов, оставленных пробирными иглами на камне со следами, оставляемыми проверяемым изделием.
4
Для этого требуется кремнистый сланец с отполированной поверхностью черного цвета и набор пробирных игл, латунные пластинки с напаянными пластинками драгоценных металлов различных проб. Для определения пробы проведите пробирной иглой по поверхности камня, так чтобы осталась полоска 5-20 мм. Проведите рядом такую же черту проверяемым изделием.
5
Смочите оба следа пробирным реактивом. Обычно для этого используется хлорное золото или азотная кислота. Через несколько секунд осмотрите пробирный камень. Если результат воздействия реактива одинаков, тогда проверяемое изделие соответствует пробе используемой пробирной иглы. Если след от реактива на испытуемой полоске светлее, чем на полоске от пробирной иглы, тогда проба изделия выше. Если темнее – ниже. Если при попадании реактива след вскипел или сильно потемнел, значит в изделии очень малое содержание золота или его нет вообще.
6
В домашних условиях проверить пробу изделия можно только при осмотре изделия на наличие клейма. На клейме должна быть изображена голова девушки в кокошнике, повернутая направо. Далее пишется проба изделия. Такое клеймение драгоценных металлов принято в России с 2002 года. На изделиях более раннего года выпуска должна определяться пятиконечная звезда с серпом и молотом и номер пробы.

Совет 4: Как определить плотность известкового теста

При гашении извести получается так называемое известковое тесто, его объем увеличивается примерно в 3,5 раза по сравнению с исходным. Подобное тесто, если оно качественное, содержит порядка 50% основного вещества и столько же воды. Для определения его плотности необходимо провести достаточно несложные измерения и вычисления.
Вам понадобится
  • - сосуд объемом один литр;
  • - весы.
Инструкция
1
Известь используют при побелке, добавляют в штукатурные и кладочные растворы, силикатные бетоны. Ее неправильное гашение может привести к тому, что в веществе окажутся непогашенные частицы, способные привести к отслаиванию побелки, вздутию и разрушению штукатурки. Одним из важнейших показателей известкового теста является его плотность, именно по ней можно судить о процентном соотношении в готовом продукте извести и воды.
2
Чтобы определить плотность известкового теста, сначала взвесьте металлический сосуд объемом 1 литр и запишите результат взвешивания. После этого заполните его до краев известковым тестом и снова взвесьте. Полученный результат запишите.
3
Теперь узнайте вес известкового теста в сосуде, для этого вычтите из второго результата первый (массу пустого сосуда). Допустим, масса емкости равна 1 кг, а ее же масса с 1 литром известкового теста – 2,35 кг. Значит, масса содержимого емкости равна 1,35 кг.
4
Определите плотность известкового теста. Как известно, она равна отношению массы вещества к его объему. Отсюда следует, что необходимо 1,35 разделить на 1 (или 1350 на 1000, если проводить вычисления в граммах и миллилитрах). Ответ – плотность известкового теста в данном примере равна 1,35 кг/л, или 1350 кг в кубическом метре.
5
О чем говорит полученный результат? Качество известкового теста определяют по его плотности в соответствии со стандартами для кальциевых и магнезиальных видов извести. Для кальциевой извести: 1300 г/л – первый сорт; 1350 г/л – второй сорт; 1400 г/л – третий сорт; 1450 г/л и выше – отход.
6
Для магнезиальной извести: 1300-1350 г/л – первый сорт; 1400 г/л – второй сорт; 1450 г/л – третий сорт; 1500 г/л и выше – отход.
7
Сравнив приведенные выше данные и полученные результаты вычислений, можно сделать вывод о том, что известковое тесто относится ко второму сорту, если использовалась кальциевая известь, и к первому, если брали магнезиальный исходный продукт.
Видео по теме
Источники:
  • Известковое тесто технология приготовления
  • плотность теста

Совет 5: Серебро как химический элемент

В периодической системе элементов Д.И. Менделеева серебро имеет порядковый номер 47 и обозначение «Ag» (argentum). Название этого металла, вероятно, произошло от латинского «argos», что означает «белый», «блистающий».
Инструкция
1
Серебро было известно человечеству еще в IV тысячелетии до нашей эры. В Древнем Египте его называли даже «белым золотом». Этот драгоценный металл встречается в природе как в самородном виде, так и в виде соединений, например, сульфидов. Серебряные самородки обладают большим весом и часто содержат примеси золота, ртути, меди, платины, сурьмы и висмута.
2
Химические свойства серебра.

Серебро относится к группе переходных металлов и обладает всеми свойствами металлов. Однако химическая активность серебра невелика – в электрохимическом ряду напряжений металлов оно находится правее водорода, почти в самом конце. В соединениях серебро чаще всего проявляет степень окисления +1.
3
При обычных условиях серебро не реагирует с кислородом, водородом, азотом, углеродом, кремнием, но взаимодействует с серой, образуя сульфид серебра: 2Ag+S=Ag2S. При нагревании серебро взаимодействует с галогенами: 2Ag+Cl2=2AgCl↓.
4
Растворимый нитрат серебра AgNO3 используется для качественного определения галогенид-ионов в растворе – (Cl-), (Br-), (I-): (Ag+)+(Hal-)=AgHal↓. К примеру, при взаимодействии с анионами хлора серебро дает нерастворимый белый осадок AgCl↓.
5
Почему серебряные изделия темнеют на воздухе?

Причина постепенного потемнения изделий из серебра объясняется тем, что серебро реагирует с содержащимся в воздухе сероводородом. В результате этого на поверхности металла образуется пленка Ag2S: 4Ag+2H2S+O2=2Ag2S+2H2O.
6
Как серебро взаимодействует с кислотами?

С разбавленными соляной и серной кислотами серебро, как и медь, не взаимодействует, поскольку является металлом низкой активности и не может вытеснять из них водород. Кислоты-окислители, азотная и концентрированная серная кислоты, растворяют серебро: 2Ag+2H2SO4(конц.)=Ag2SO4+SO2↑+2H2O; Ag+2HNO3(конц.)=AgNO3+NO2↑+H2O; 3Ag+4HNO3(разб.)=3AgNO3+NO↑+2H2O.
7
Если к раствору нитрата серебра добавить щелочь, получится темно-коричневый осадок оксида серебра Ag2O: 2AgNO3+2NaOH=Ag2O↓+2NaNO3+H2O.
8
Как и соединения одновалентной меди, нерастворимые осадки AgCl и Ag2O способны растворяться в растворах аммиака, давая комплексные соединения: AgCl+2NH3=[Ag(NH3)2]Cl; Ag2O+4NH3+H2O=2[Ag(NH3)2]OH. Последнее соединение часто применяют в органической химии в реакции «серебряного зеркала» – качественной реакции на альдегидную группу.

Совет 6: Полоний как химический элемент

Полоний — радиоактивный химический элемент VI группы периодической системы Менделеева, он относится к халькогенам. Полоний представляет собой мягкий серебристо-белый металл. Стабильных изотопов у данного элемента нет, но известно 27 радиоактивных.
Инструкция
1
Полоний был одним из первых открытых радиоактивных элементов, его обнаружили Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри в 1898 году. Свое название он получил в честь Польши — родины Марии Склодовской-Кюри. Впервые полоний был выделен из урановой смоляной руды.
2
Полоний — редкий элемент, известны две его кристаллические модификации: низкотемпературная форма с кубическая решеткой, при температуре выше 36°С устойчива форма с ромбоэдрической решеткой.
3
Полоний присутствует в небольших количествах в морской воде, его могут накапливать различные морские организмы. Этот элемент попадает в тело человека вместе с пищей, после чего равномерно распределяется по отдельным органам.
4
В высоких концентрациях полоний чрезвычайно токсичен, для работы с ним используют специальные боксы. Токсичность полония была исследована в опытах на животных, он вызывал изменения состава периферической крови и сокращал продолжительность жизни. У животных развивались опухоли различных органов. Биологическое воздействие полония в малых концентрациях недостаточно изучено.
5
По своим химическим свойствам полоний близок к теллуру, в соединениях этот элемент проявляет степени окисления -2, +2, +4 и +6. Полоний окисляется на воздухе, он реагирует с растворами кислот с образованием ионов. При взаимодействии с водородом этот элемент дает летучий гидрид.
6
Нагревая металлы с парами полония при температуре 400-1000°С, получают полониды. Диоксид полония может существовать в двух кристаллических модификациях: при температуре ниже 54°С стабильна желтая форма с гранецентрированной кубической решеткой, при нагревании диоксид переходит в красную форму с тетрагональной решеткой. Монооксид полония представляет собой твердое вещество черного цвета, он образуется при самопроизвольном разложении селенита или сульфита полония.
7
В граммовых количествах полоний получают при помощи облучения металлического висмута нейтронами, процесс проходит в ядерных реакторах. В микроскопических количествах он может быть выделен из отходов переработки урановых руд. Его получают экстракцией, электроосаждением, возгонкой и ионным обменом. Полоний также образуется при облучении висмута протонами в циклотроне.
8
Полоний используют в качестве источника энергии в атомных батареях космических аппаратов, а также в переносных устройствах. Его применяют для изготовления ампульных источников нейтронов.
Видео по теме
Источники:
  • ХиМиК.ру, Полоний

Совет 7: Радий как химический элемент

Радий — радиоактивный химический элемент II группы периодической системы Менделеева, в свободном виде он представляет собой серебристо-белый металл, который быстро тускнеет на воздухе. Радий относится к щелочноземельным элементам.
Инструкция
1
Радий является очень редким рассеянным элементом. Главные его источники - урановые руды, в 1 т урана содержится примерно 0,34 г радия. В очень малых концентрациях этот химический элемент был обнаружен в самых разных объектах, например, в природных водах.
2
У радия кубическая объемноцентрированная кристаллическая решетка, на внешней оболочке его атома находится 2 электрона, по этой причине у данного элемента только одна степень окисления +2. Все соединения радия обладают свойством автолюминесценции, для них характерно бледно-голубое свечение в темноте.
3
Многие соли радия бесцветны, однако, разлагаясь под действием собственного излучения, они приобретают коричневую или желтую окраску. Из-за самопоглощения частиц, испускаемых при радиоактивном распаде, радий постоянно выделяет тепло, поэтому температура его препаратов всегда немного выше окружающей.
4
Металлический радий быстро покрывается на воздухе пленкой, состоящей из его оксида и нитрида. Он бурно реагирует с водой, образуя растворимый в воде гидроксид и выделяя водород. Бромид, нитрат, сульфид и хлорид радия хорошо растворяются в воде. Хромат, карбонат и оксалат — плохо растворимы.
5
По своим химическим свойствам этот элемент похож на барий, но более активен. Практически все соединения радия изоморфны соответствующим соединениям бария. По сравнению с другими щелочноземельными металлами, радий обладает слабой склонностью к комплексообразованию. Известны его комплексы с яблочной, винной, молочной и лимонной кислотами.
6
Радий выделяют в виде хлорида и других солей как побочный продукт переработки урановых руд. Для этого применяют методы ионного обмена, дробной кристаллизации и осаждения. При помощи электролиза на ртутном катоде получают металлический радий.
7
Обнаруживают этот химический элемент радиометрическими методами. Радий очень токсичен. В геологии его изотопы применяют для определения возраста минералов и осадочных пород. В геохимии его используют в качестве индикатора циркуляции и смещения океанических вод.
8
Долгое время радий был единственным радиоактивным элементом, который находил свое практическое применение в медицине, его использовали для приготовления люминофоров постоянного свечения. Однако он был вытеснен более дешевыми радионуклидами, полученными искусственным путем. Радий сохранил некоторое значение в медицине в качестве источника радона для лечения радоновыми ваннами.
Видео по теме
Источники:
  • ХиМиК.ру, Радий
Полезный совет
Палладий находит очень широкое применение в органическом синтезе (катализатор), в гальванотехнике и электротехнике, медицине, при изготовлении высокоточных измерительных приборов. При добавлении даже самых малых количеств палладия к золоту, оно приобретает прочность и характерный цвет («белое золото»). Палладий является драгоценным металлом и потому используется при торгах на биржевых и внебиржевых рынках.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше