Совет 1: Как определить дебет и кредит

Организации, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ, должны вести бухгалтерский учет. Как правило, все хозяйственные операции регистрируются с помощью двойной записи, которая содержит дебет и кредит.
Инструкция
1
Чтобы определить, где дебет и кредит, посмотрите на хозяйственную операцию. Как правило, дебет отражает те суммы, которые должны вам, а кредит – это то, что должны вы. Например, вы работаете с какими-либо контрагентами. Та сумма, которую вы должны заплатить за товар, будет отражаться в кредитовом сальдо. В том случае, если покупатели должны вам, то сумма задолженности будет учитываться на дебете.
2
Если вы увидите перед собой журнал хозяйственных операций, обратите внимание на то, что все операции зарегистрированы дважды, то есть будет стоять наименование движения, а затем две колонки. Чтобы определить какая из них - дебет, а какая - кредит, достаточно знать, что дебет регистрируется всегда по левой стороне, а кредит – по правой.
3
Чтобы определить дебет и кредит, вы должны знать, что если счет активный или активно-пассивный, увеличение дебетового сальдо ведет к увеличению имущества организации. Тогда как увеличение кредита по этим счетам ведет к уменьшению стоимости имущества.
4
В том случае, если счет пассивный, то увеличение дебетового сальдо ведет к уменьшению источников организации. И наоборот, если увеличивается кредитовый остаток, то это означает увеличение источников организации.
5
Если вы хотите зарегистрировать операцию в главной книге, то должны сначала сформулировать проводку, то есть разбить операцию на дебет и кредит. Для этого внимательно продумайте всю сущность операции. Например, вы реализовали товар в адрес покупателя. Сформировалась дебиторская задолженность (то есть вам стали должны), это нужно отразить на дебетовом счете, так как на кредите отражается ваша задолженность. Значит, по дебету будет счет 62 «Расчеты с покупателями». По кредиту нужно тоже отразить эту операцию, иначе баланс не пойдет. Определите, с какого счета ушло. Из операции видно, что была продажа, значит в кредите укажите счет 90 «Продажи».

Совет 2: Как определить активно-пассивный счет

Активно-пассивный счет – это счет, применяемый в бухгалтерском учете, на котором одновременно отражаются активы, или имущество предприятия, и пассивы, источники его формирования. Активно-пассивный счет обладает характеристиками как активного, так и пассивного счета, т.е. сальдо может отражаться как по дебету, так и по кредиту.
Инструкция
1
На активно-пассивных счетах учитываются показатели, которые могут принимать положительное или отрицательное значение. Например, на счете 99 «Прибыли и убытки» отражается показатель – финансовый результат текущего периода. Он может принимать положительное значение, и тогда имеет место прибыль, и отрицательное, при котором мы говорим об убытке.
2
При определении активно-пассивного счета следует помнить, что они он может иметь как одностороннее сальдо (либо дебетовое, либо кредитовое), так и двустороннее (дебетовое и кредитовое вместе). Счет 99 – это счет с односторонним сальдо. При превышении доходов над расходами, т.е. возникновении прибыли, сальдо отражается по кредиту и относится к пассиву баланса, поскольку прибыль является источником формирования активов. И наоборот, при наличии убытков сальдо отражается по дебету счета.
3
К активно-пассивным счетам относятся также счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
4
Общую схему ведения операций на активно-пассивных счетах можно представить следующим образом. На начальном сальдо по дебету отражается наличие дебиторской задолженности на начало отчетного периода, соответственно по кредиту – кредиторской. Оборот по дебету представляет собой увеличение дебиторской задолженности и уменьшение кредиторской и, наоборот, по кредиту отражается увеличение кредиторской задолженности и уменьшение дебиторской.
5
Например, на счете 60 фирма учитывает расчеты с двумя контрагентами. При этом одному из поставщиков выплатили аванс в размере 100 тыс. руб., а второму должны 30 тыс. руб. Таким образом, по дебету счета будет отражаться аванс (дебиторская задолженность), по кредиту – долг (кредиторская задолженность). При этом остатки по активно-пассивным счетам показываются в развернутом виде, поскольку свернутые суммы могут привести к недостоверному представлению бухгалтерской отчетности.
Обратите внимание
К основным активно-пассивным счетам относятся: 71 — «Расчеты с подотчетными лицами»; 75 — «Расчеты с учредителями»; 76 — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 99 — «Прибыли и убытки». Активно-пассивные счета могут находится как в активе,так и в пассиве.
Полезный совет
Относительно счета 99, который ранее рассматривался как пассивный, следует сказать следующее: все предприятия работают, имея основную цель — получение прибыли, но если по каким-либо причинам они несут убытки, то в этом случае счет 99 становится активно-пассивным. Рассмотрим на примере, как ведется учет на счете 99 «Прибыли и убытки».
Источники:
  • какие счета являются активно пассивными

Совет 3: Что такое дебет и кредит

Дебет и кредит – это понятия, используемые в бухгалтерском учете. Дебет – это левая сторона бухгалтерского счета, происходящая от латинского слова – «должен». Правая сторона счета называется кредитом и происходит от латинского – «верить».
Такое обозначение сторон счета сложилось исторически. Они появились на той стадии развития, когда сущность бухгалтерского учета заключалась в отражении взаимоотношений между поставщиком и должником, заемщиком и банкиром.

В настоящее время данные термины потеряли свое буквальное значение. Дебет счета обозначает имущество или имущественные права предприятия в зависимости от учитываемых на счете фактов.

С термином «дебет» связано понятие «дебетовый оборот», включающий хозяйственные операции, осуществляемые за определенный промежуток времени, приводящие к увеличению имущества организации или уменьшению источника их формирования. Состояние имущества, учитываемого на некотором счете на определенный момент времени, носит название дебетового остатка.

Кредит – противоположная сторона счета, необходимая для отражения пассивов (источников формирования имущества) предприятия. Следовательно, кредитовый оборот – это хозяйственные операции, которые приводят к увеличению его обязательств (пассивов) или уменьшению активов.

Таким образом, хозяйственные операции, записываемые на счете, вызывают увеличение или уменьшение группы средств, для которой он открыт. А каждая сторона счета предназначена для раздельного отражения уменьшения или увеличения сумм. При отражении хозяйственных операции по активным счетам (счетам имущества) дебетовый оборот обозначает увеличение указываемых на нем сумм. Дебетовый оборот по пассивным счетам (счетам обязательств организации), наоборот, указывает на их уменьшение. Кредитовый оборот по активным счетам обозначает уменьшение записанных на нем сумм, а по пассивным – их увеличение.

Наличие у счета двух сторон обусловлено необходимостью раздельного учета операций на нем (увеличения и уменьшения), а также удобством записей по счету.
Источники:
  • оборот по дебету

Совет 4: Почему дебет с кредитом не сходятся?

Людям, далеким от бухучета, сложно понять радость бухгалтера, которому наконец-то удалось свести баланс! Почему происходят ситуации, когда Актив с Пассивом никак не могут сойтись и зачем нужно, чтобы они сошлись?

Азбука бухгалтера



Чтобы эффективно вести хозяйственную деятельность и вовремя принимать верные управленческие решения, нужно в текущем времени отслеживать хозяйственные процессы и производимые хозяйственные операции. Для этого данные из первичной документации группируются на счетах бухгалтерского учета, зачем эти данные систематизируются, анализируются и руководство предприятия получает возможность делать выводы о результатах своих усилий.

Бухгалтерский учет основан на принципе двойной записи: каждая хозяйственная операция должна быть отражена в Дебете и Кредите счетов, т.е. приобретения должны быть равны расходам. Иначе произойти не может, поскольку средства переходят из одного состояния в другое, но не могут возникать из ниоткуда и бесследно исчезать. Именно на этом принципе построена вся система бухгалтерского учета, а само понятие «баланс» означает равенство, когда это правило соблюдено.

Каждая хозяйственная операция затрагивает два бухгалтерских счета: если в кассу поступают денежные средства, должен быть указан источник их поступления; при расходовании этих средств в учете отражается категория расходов: будь это выплата поставщику, оплата труда работника или налоговые платежи – для каждого из них в Плане Счетов найдется своя категория. Помимо этого, принцип двойной записи исключает возможность совершения бухгалтерской ошибки: если она имеет место, баланс свести не удастся.

Как найти ошибки в учете?



Все ошибки в бухгалтерском учете бывают двух типов: преднамеренные и непреднамеренные, но чаще других допускаются следующие системные ошибки:

- при первичном учете, когда операции отражаются в учете без соответствующих документов;
- при несвоевременном отражении в учете.
- при составлении неверных проводок. В этом случае искажаются данные учета;
- в оценке, могут быть связаны с нарушениями в правилах первичного учета, исчисления суммы амортизационных отчислений;
- специфические ошибки могут возникнуть при сбоях в работе компьютеров, при использовании некорректных бухгалтерских программ, при внезапном отключении электроэнергии, при внедрении в систему вредоносных компьютерных программ.

Во всех случаях самым эффективным методом, позволяющим найти ошибки в учете, является проведение инвентаризации, когда фактический остаток сверяется с бухгалтерским. В этом случае можно выявить факты неправильного оформления ценностей и хищений. Также поможет проведение сверок с контрагентами по приходу и расходу товарно-материальных ценностей.

При составлении оборотно-сальдовой ведомости вручную опытный бухгалтер может «на глазок» увидеть неверные проводки, а также отследить движение средств по дебетам и кредитам счетов. Помимо этого, полезно применять метод логического контроля, с созданием «контрольных точек», значения которых в верной отчетности должны совпадать.
Источники:
  • дебет и кредит счетов
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше