Биография

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии (ныне Брянская область).

Его отец Евгений Кузьмич – ученый, который внес большой вклад в развитие сельскохозяйственной науки страны. Он занимался растениеводством, возглавлял опытную станцию по сельскому хозяйству. Он был профессором и академиком Белорусской Академии наук.

Мать Ростислава Серафима Павловна преподавала в школе русский язык и литературу.

В семье Алексеевых было четверо детей. Старшим братом Ростислава был Анатолий. Родители вместе с сестрами Галиной и Маргаритой ласково называли Ростислава «Ростиком».

В 1923 году мальчик пошел в первый класс в Новозыбковскую школу, в которой учился до 13 лет.

В конце 20-ых годов XX века в стране шли политические репрессии. По приказу Сталина арестовывали ни в чем неповинных людей. 29 сентября 1929 года по доносу был арестован отец Ростислава. Мальчика исключили из пионеров как сына «врага народа».

Мать Ростислава, чтобы спасти семью, отправила детей к родственникам, которые жили в разных городах Советского Союза. Затем она отправилась к месту ссылки мужа в Среднюю Азию. Ростислав стал жить у своего дяди в Нижнем Тагиле. Там юноша устроился работать на радиомонтажный завод в слесарный цех.

В 1933 году семья Алексеевых воссоединилась. Им было разрешено поселиться в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). В это время Ростислав стал увлекаться парусным спортом. С юношеским задором он принимал участие в гонках и ловил ветер под парусами. Вместе с другом они построили яхту «Черный пират». Это увлечение стало знаковым в его судьбе.

В 1935 году Ростислав Алексеев поступил учиться в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет. Будучи студентом, он возглавлял яхтенную секцию в институте. Юноша мечтал о создании водного транспорта высоких скоростей.

Дипломная работа Р.Е. Алексеева называлась «Глиссер на подводных крыльях», которую он защитил в июле 1941 года. Тема его проекта в период начала войны была очень актуальна. Алексеев получил правительственное задание – создать скоростной боевой катер для советского флота.

В 1942 году молодой специалист получил распределение на завод «Красное Сормово» в Горьком. Там он работал в цехе, где выпускались танки. В стенах этого завода появилось первое в мире судно на подводных крыльях. В 1945 году Алексеев выполнил поставленную перед ним задачу. В 1951 году за достигнутые успехи в кораблестроении конструкторскому бюро Алексеева и его руководителю была присуждена Сталинская премия.

В 1960 году Ростислав Евгеньевич получил правительственное задание – создать экраноплан. Работы проводились в строгой секретности на испытательной станции в городе Чкаловске Горьковской области. Лучшие специалисты конструкторского бюро трудились над сборкой модели экраноплана СМ-1(самоходная модель -1).

В 1962 году Ростиславу Алексееву была присуждена Ленинская премия за создание судов на подводных крыльях.

В 1965 году талантливого ученого сняли с должности главного конструктора. Ему были предъявлены анонимные доносы, в которых содержались незаслуженные обвинения. Незадолго до этого Алексеев пригласил к себе на работу нескольких конструкторов из Зеленодольска. Директор конструкторского бюро Зеленодольска был назначен Министром промышленности. Он заставлял своих бывших подчиненных писать на Алексеева доносы. Знаменитого конструктора оставили работать в направлении экранопланов.

С 1975 по 1980 годы Р.Е.Алексеев разработал несколько моделей пассажирских экранопланов: «Волга-2», «Ракета-2», «Вихрь-2».

В 1980 году вручную на реку спускали экраноплан весом в полторы тонны. Один из сотрудников, оставив экраноплан, стал поправлять ворота ангара, которые закрылись от ветра. Аппарат сдвинулся с места и наехал на Ростислава Евгеньевича всей своей тяжестью. В больницу он попал с перитонитом, который вызвал осложнения. Он скончался утром 9 февраля 1980 года, не приходя в сознание. Р.Е. Алексеев похоронен в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище.

Посмертно Р.Е. Алексеев был удостоен Государственной премии в области судостроения.

Портрет Ростислава Алексеева висит в галерее Зала Славы Конгресса США среди выдающихся личностей, которые внесли огромный вклад в развитие цивилизации в XX веке.

Именем гениального конструктора назван Нижегородский государственный технический университет. Одна из площадей Нижнего Новгорода названа в его честь.

Выдающемуся конструктору в Нижнем Новгороде установлен памятник. В городе Чкаловске Нижегородской области есть «Музей скоростей», в котором собраны материалы о его личности.

Творчество

В жизни Ростислава Евгеньевича всегда присутствовала скорость. Он любил гонять на своем автомобиле, нередко нарушая правила дорожного движения.

Окончив институт, Алексеев вместе с коллективом специалистов трудился над созданием боевых катеров на подводных крыльях на заводе «Красное Сормово».Осенью 1945 года Алексеевым был сконструирован катер, который летел над гладью воды с невиданной ранее скоростью 87км/ч .  

С окончанием войны необходимость в боевых кораблях отпала. Стране были нужны суда для перевозки гражданского населения. Алексеев получил новую задачу: переоборудовать военный катер для использования его в мирных целях.

В мае 1957 года на Волге впервые была представлена «Ракета» на подводных крыльях. В это время в Москве проходил VI Международный фестиваль молодежи и студентов. Путь из Горького до Москвы «Ракета» прошла за 14 часов. Другим судам водного транспорта нужно было три дня, чтобы доплыть по Волге от Горького до столицы. Участники фестиваля с огромным восторгом встретили «Ракету». Они совершали на ней прогулки по Москве–реке. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев тоже с удовольствием прокатился на «Ракете».

Руководитель партии одобрил все проекты Р.Е. Алексеева. В 1959 году на заводе «Красное Сормово» начали серийный выпуск «Ракет». Конструкторское бюро Алексеева ежегодно создавало новую модель судна. Во время проведения первых испытаний «Ракеты» на них присутствовал создатель космических кораблей С.П. Королев. Всем судам давали названия, которые были связаны с космосом. После «Ракеты» был выпущен «Метеор», а затем «Комета» и «Спутник».

«Комета» стала самым удачным судном. Она шла со скоростью 60 км/ч  и могла перевозить до 130 пассажиров.

Уже тогда идея о создании новой техники высоких скоростей не давала конструктору покоя. Он смотрел далеко в будущее и связывал перспективы развития судостроения с экранопланами.

Экраноплан имеет большое преимущество по сравнению с самолетом. Этот летательный аппарат обладает скоростью самолета, но его грузовая способность значительно выше. Он летит над гладью воды на высоте 2-3 метра. Это возможно благодаря экранному эффекту, когда между крылом и поверхностью воды возникает динамическая воздушная подушка.

На экраноплане летать для человека безопаснее, чем на самолете. В случае выхода из строя двигателей машина может опуститься на водную поверхность, несмотря на шторм. Преимущество экранопланов заключается в том, что им не нужны взлетно-посадочные полосы.

В 1961 году на реке Троца прошли первые испытания экраноплана. Конструктор управлял своим «детищем» сам. Он мастерски умел водить самолет, автомобиль, яхту.

Во время первого полета экраноплан развил скорость 200 км/ч. Это был огромный прорыв в будущее. 

В 1966 году на Каспийском море прошли испытания экраноплана КМ (корабль–модель). За рубежом он получил прозвище Каспийский монстр. Благодаря успешному завершению испытаний, Алексеев приступил к дальнейшим проектам. 

В 1967 году был построен гигантский экраноплан весом 500 тонн, который в длину достигал 100 метров и имел 10 моторов.

В 1974 году при испытании экраноплана «Орленок» произошло чрезвычайное происшествие: у него оторвало хвостовую часть. Р.Е. Алексеев на всех испытаниях всегда находился в кабине пилота. Он смог мгновенно принять правильное решение в аварийной ситуации. Включив двигатели на полную мощность, он посадил экраноплан. 

Пилоты авиации, которые были свидетелями происходящего, говорили, что Алексеев достоин звания героя, ведь он спас и людей, и машину. Алексеева по приказу министра Бутомы перевели в рядовые конструкторы.

Руководству советской системы гениальный изобретатель был неудобен. Он решал все вопросы сам, минуя бюрократический аппарат. Чиновники не могли подчинить себе талантливого ученого. В это время в стране произошла смена власти. Н.С. Хрущева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС сменил Л.И. Брежнев. Министерское начальство воспользовалось этим, чтобы снять Р.Е. Алексеева с должности.

Гонения на гениального изобретателя продолжались. Он получил запрет находиться на испытаниях летательных аппаратов, которые были им созданы. Знаменитый конструктор достойно переносил унижения. Ему пришлось пережить предательство бывших друзей, которые не подавали ему руки.

Ученый работал над усовершенствованием новых моделей экранопланов до последних лет своей жизни.

Личная жизнь

С будущей супругой Мариной Ростислав познакомился во время учебы в институте.  Девушка училась на факультете химии курсом младше.

Они поженились перед самой войной 6 июня 1941 года. Затем стали жить с матерью Марины в ее квартире. Начало совместной жизни было для них трагическим. В тяжелые военные годы умерли двое их детей: в 1942 году первый ребенок умер при родах, а в 1943 году второй, в связи с тяжелым заболеванием – врожденным пороком сердца. Позже у них родились сын Евгений и дочь Татьяна.

Дом 45а по ул. Ульянова, в котором жил Алексеев и сейчас стоит в Нижнем Новгороде. В нем живут его дети, внуки и правнуки.

Выдающийся конструктор, создавший для страны технику, не имеющую мировых аналогов, жил в этой квартире со своей семьей и тещей до конца своих дней. Он никогда не просил для себя материальных благ.

У Татьяны Ростиславовны, дочери Р.Е. Алексеева, есть сыновья – Глеб и Михаил. Четверо детей Глеба и двое детей Михаила являются правнуками знаменитого изобретателя.