Общая характеристика

Философская школа стоиков возникла во времена раннего эллинизма – примерно в III-IV веке до н.э. Направление обрело столь широкую популярность среди античных философов, что просуществовало несколько сотен лет и претерпевало изменения в учениях многих мыслителей.

Основателем данного философского течения является Зенон из древнегреческого города Китиона. Поселившись в Афинах, он начал обучение у известных философов античности: Кратета Фиванского, Диодора Крона и Ксенократа Халкидонского. Набравшись знаний и опыта, Зенон Китийский решил основать свою школу в Расписной стое, которая сначала носила название от его имени – зенонизм, а затем по названию места расположения школы – стоицизм. Условно данное направление разделяют на 3 периода: древнюю, среднюю и позднюю стою.

Древняя стоя

Зенон Китийский активно отвергал господствовавшие в то время идеи киников (циников) о том, что жить нужно максимально тихо, незаметно, не облагая себя лишними вещами, «нагими и одинокими». Излишнее богатство и роскошь, он, однако, также не признавал. Он жил довольно скромно, но не в нищете. Он считал, что в жизни нужно добровольно принимать любую возможную активность, так как практическое участие в событиях дает шанс их истинного познания.

Зенон развивал учение об аффектах – следствиях ошибочных суждений, которые мешают человеку жить в гармонии с природой и портят разум. Он считал, что аффекты следует специально подавлять, а сделать это можно только с развитой силой воли. Следовательно, силу воли нужно специально упражнять. Поддерживая теорию Гераклита Эфесского, Зенон полагал, что весь мир происходит и состоит из огня. Умер Зенон в преклонном возрасте, предположительной причиной смерти является суицид с помощью задержки дыхания.

Ближайшим учеником Зенона был Клеанф. Основным видом его деятельности было писательство. Ему принадлежит множество трудов о мыслях и умозаключениях его учителя, он оставил богатое библиографическое наследие, но ничего принципиально нового в философию он не внес. Предположительной причиной его смерти также является суицид – считается, что в преклонные годы он специально отказался от пищи.

Хрисипп– один из учеников Клеанфа. Он первый смог систематизировать знания стоиков до слаженного философского направления, и написал, предположительно, более 1000 книг. Он считал Сократа и Зенона Китийского единственными мудрецами, когда-либо жившими на планете. В некоторых моментах он с Зеноном, был, однако, не согласен. Он считал, что аффекты (страсти), не происходят из неправильной деятельностью ума, а сами по себе являются ошибочными умозаключениями. Развивая мысль Зенона о происхождении всего сущего из огня, считал, что во вселенной периодически происходят пожары, поглощающие все существующее и возрождающее заново. Основой правильного образа жизни считал согласие с природой.

Диоген Вавилонский стал преподавать стоицизм в Риме. Он поддерживал и развивал наследие, оставленное Зеноном Китийским. Самым знаменитым его учеником стал Антипатр из Тарса, развивавший стоицизм в рамках богословия.

Средняя стоя

Средний период стоицизма начинается с первых сомнений в правдивости концепций Зенона Китийского. К примеру, Панетий Родосский отверг возможность периодически происходящего мирового пожара. Он несколько пересмотрел и вопрос об образе жизни: все, что требует от человека природа – прекрасно, следовательно, все, заложенное в человеке природой, должно выполняться в жизни. К этому он относил общение с другими людьми, познание мира и духовное совершенствование.

Посидоний– ученик Панетия, немного переосмысливший труды своего учителя. Он считал, что не каждый человек должен жить в гармонии с собственной природой, ведь человеческие души бывают разными, не все из них стремятся к самосовершенствованию. Он выделял три вида душ: стремящиеся к наслаждению (низшая душа), стремящиеся к господству, и стремящиеся к нравственной красоте (высшая душа). Только третий вид он считал разумным, способным жить гармонично и в согласии с природой. Целью жизни он считал подавление низшего начала души и воспитание разума.

Знаменитым представителем среднего стоицизма является Диодот. Он жил в доме Цицерона и обучал его основополагающим идеям философии стоиков. В дальнейшем его ученик не принял стоицизм, но уроки Диодота отразились на всей его философской деятельности.

Поздняя стоя

Луций Анней Сенека обучался основам стоицизма у древнеримских стоиков. Отличительной особенностью его работ является их четкая связь с богословием и христианством. Бог, согласно его концепции, бесконечно милосерден и мудр. Сенека считал, что возможности деятельности человеческого ума благодаря их божественному происхождению являются безграничными, стоит их только развивать.

Его идеи отвергал другой представитель позднего стоицизма – Эпиктет. Согласно его представлением, разум человека не является всемогущим. Не все подвластно силам души и разума, и человек должен четко это осознавать. Все, что находится вне нашего тела, мы можем познать только посредством умозаключений, но и они могут оказаться ложными. То, как мы думаем об окружающем мире, составляет основу нашего счастья, следовательно, своим счастьем мы можем управлять самостоятельно. Все зло мира Эпиктет приписывает лишь неправильным умозаключениям людей. Его учения имеют религиозную направленность.

Марк Аврелий – великий римский император и одна из самых ярких фигур позднего стоицизма. Он пришел к умозаключению, что в человеке находятся три начала (а не два, как полагали все его предшественники-стоики): душа – нематериальное начало, тело – материальное начало, и интеллект – разумное начало. Ведущим в жизнедеятельности человека он считал именно интеллект, что противоречит концепциям стоиков раннего и среднего периодов. В одном он с ним был, однако, согласен: разум нужно активно развивать, чтобы избавиться от страстей, мешающих человеческой жизни своей иррациональностью.

Иногда к эпохе позднего стоицизма относят труды Филона Александрийского, но многогранность его теорий не позволяет четко отнести их к какой-либо философской школе. Его труды, как и труды многих представителей позднего стоицизма, имеют яркую религиозную направленность. Он считал, что только несчастные люди стремятся к богатству и отвергают существование Бога, их телесные побуждения преобладают над духовными. Подобные жизненные стремления Филон приравнивал к нравственной смерти. Человек, живущий в гармонии с природой и самим собой, должен верить в Бога и обращаться к собственному разуму на пути к совершению поступков. Согласно Филону Александрийскому, мир состоит из высших и низших слоев пространства. В верхних обитают ангелы и демоны, в низших – смертные человеческие тела. Человеческая душа попадает в материальное тело из верхних слоев пространства и имеет, соответственно, ангельскую или демоническую природу.

Таким образом, для стоиков всех периодов основой счастья было согласие с природой. Человеку следует избегать аффектов, или сильных эмоций: удовольствия, отвращения, вожделения и страха. Подавлять их нужно с помощью развития силы воли.