Детство будущей женщины-скульптора Камиллы Клодель прошло в строгой атмосфере провинциальной мелкобуржуазной семьи. Потом в её жизни случилась великая любовь, а затем безумное разочарование. Творческий путь был оборван ударами судьбы. Однажды она окажется в психиатрической лечебнице и проведёт в ней 30 лет.

1864–1876 гг. Раннее детство Камиллы Клодель в провинциальной буржуазной семье

Отец Камиллы Луи-Проспер Клодель служил в сфере недвижимости. Мать Луиза Атанис Сесиль Серво вела домашнее хозяйство. У четы Клоделей родилось четверо детей, но первенец Анри умер в раннем возрасте.

Камилла увидела свет 8 декабря 1864 года в небольшом городе на севере Франции Фер-ан-Тарденуа. Через да года там же появилась младшая сестра Луиза, а ещё через два — брат Поль в Вильнёв-сюр-Фере, куда семья переехала в дом, полученный в наследство матерью Камиллы.

Семья Камиллы Клодель

Семья Камиллы Клодель

Луиза, повзрослев, стала женой и матерью, Поль — поэтом, драматургом и крупнейшим религиозным писателем XX века. Камиллу неведомая сила влекла к ваянию. В итоге она научилась делать то, к чему стремилась с раннего детства.

Движимая энтузиазмом, она брала с собой младшего брата на прогулки по окрестностям и в походы за глиной. Дети приносили её домой, очищали, месили и Камилла лепила членов своей семьи, которым приходилось быть её натурщиками. Особенно часто ей позировал Поль, разница с которым в 4 года не была препятствием для их тесной дружбы.

Никто не учил её ваянию. До всего, что она делала, додумывалась сама. Камилла много читала, особенно рьяно штудировала книги античных авторов из библиотеки отца. Чтение помогло ей поднять свой культурный уровень настолько высоко, что много лет спустя девушка будет легко общаться в кругу парижских интеллектуалов.

Альфред Буше (1850-1934), девочка-читательница, 1879-1882

Альфред Буше (1850-1934), девочка-читательница, 1879-1882

В 1876-м году Луи-Проспера Клоделя переводят по службе и семья переезжает в Ножан-сюр-Сен. Здесь происходит первая судьбоносная для Камиллы встреча: отец девочки решил посоветоваться со скульптором Альфредом Буше, который приезжал в город к своим родителям, по поводу неистового увлечения ваянием 12-летней дочери. Работы ребенка-самородка произвели на мастера сильное впечатление. Он сразу понял, что перед ним громадный талант требующий развития.

1881–1885 гг. Приезд в Париж и встреча Камиллы Клодель с Огюстом Роденом

Весной 1881 года отца Камиллы переводят по службе в Рамбуйе. Он переезжает туда, а жену с детьми отправляет в Париж. Луи-Проспер имел скверный характер и властную натуру, он не отличался нежностью в общении со своими детьми. Однако Луи мечтал об их хорошем образовании и с пониманием относился к увлечению Камиллы. К тому же он прислушивался к авторитетному мнению Альфреда Буше о необходимости обучения дочери скульптурному мастерству. Начался следующий этап в жизни Камиллы Клодель.

В те времена было запрещено принимать женщин в Академию искусств, поэтому Камилла поступила в частную художественную школу Коларосси. Объединившись ещё с тремя девушками она арендует помещение для мастерской. Альфред Буше курирует их работу. Особенно заинтересованно присматривается к молодому дарованию Камилле.

Камилла Клодель (справа) со своей подругой Ghita Theuriet в студии в 1881 году. | Музей Камиллы Клодель

Камилла Клодель (справа) со своей подругой Ghita Theuriet в студии в 1881 году. | Музей Камиллы Клодель

Камилла Клодель (справа) со своей подругой Ghita Theuriet в студии в 1881 году. | Музей Камиллы КлодельКамилла Клодель (справа) со своей подругой Ghita Theuriet в студии в 1881 году. | Музей Камиллы Клодель. (Колорирование фотографии - Klimbim)

Как-то Альфред Буше предложил руководителю Школы изящных искусств Полю Дюбуа взглянуть на работы своей подопечной. Нестандартные и довольно зрелые изваяния юной художницы удивили опытного скульптора, и он спросил её: «Вы учитесь у господина Родена?». На тот момент это не было большим комплиментом, т.к. звезда Огюста Родена ещё не взошла на надлежащую ей высоту. Интересно то, что Дюбуа уловил схожесть творческого видения этих двух художников.

Камилла Клодель. Терракотовая голова «Старуха Элен» (около 1881-1882).

Камилла Клодель. Терракотовая голова «Старуха Элен». Камилла Клодель (около 1881-1882). Юной ваятельнице всего 17 – 18 лет.

На ту пору Камилла ничего не знала о Родене, но вскоре сложилось так, что они не только познакомились, но стали близки. Альфред Буше в 1882 году получил золотую медаль Салона и премию — учебную поездку во Флоренцию. На время своего отсутствия он попросил Огюта Родена заменить его в мастерской девушек и присмотреться к работам Камиллы. Так она оказалась ученицей Родена. Это был следующий решающий поворот в её жизни.

Кроме того, что Камилла выделялась мужским занятием, упорством и темпераментом, она обладала редкой красотой. Огюст Ренуар не мог не заметить ни её работы, ни её саму.

В 1884 году в качестве ученицы и ассистента она поступает в мастерскую Родена. Камилла становится его самой талантливой воспитанницей, любимой моделью, а через некоторое время любимой женщиной и музой, будоражащей его творческое и мужское воображение.

В этот период Роден выполнял заказ Департамента изобразительных искусств на создание портала для будущего Музея декоративного искусства и был полностью поглощен композицией «Врата ада». Камилла пришлась как нельзя кстати. Она не только позирует, Роден доверяет ей лепить сложные детали — ноги и руки некоторых персонажей. Это говорит о признании им её грандиозного дарования и мастерства.

Огюст РоденОгюст Роден

1886 – 1893 гг. Огюст Роден и Камиль Клодель, время бурной любви и страстный художественный диалог

Это был тот период, когда они с Огюстом Роденом были друг другу ближе всего как возлюбленные и как два скульптора. Разница в возрасте почти в 25 лет не сказывалась на их взаимоотношениях. Каждый получал от другого что-то нужное для себя. Хотя Камиллу к моменту встречи с Роденом можно считать вполне сложившимся мастером, она получает от опытного скульптора новые знания и умения, раскрывается во всю силу своего таланта.

По словам редактора газеты «Le Temps» Матиаса Морхардта, в свою очередь Роден имел «счастье быть всегда понятым» и что это «одна из величайших радостей его творческой жизни». В период тесной связи с Камиллой Роден создал великолепные скульптуры с изображением мгновений чувственной любви, проявлением всепоглощающей страсти между мужчиной и женщиной. Сам Роден говорил, что на них нужно смотреть сквозь слёзы эмоций.

Популярность Родена растёт. Он вращается в высших слоях общества в сопровождении Камиллы Клодель. Молодая, красивая, образованная спутница устраивает его больше, чем Роза Бёре — женщина, с которой он живёт без заключения брака с 1864 года. Обе женщины не сразу узнали о существовании друг друга.

Камилла КлодельКамилла Клодель

Камилла КлодельКамилла Клодель

Когда тайное становится явным, ситуация накаляется. Каждая из женщин претендует на роль главной и единственной. Камилла пытается ослабить свое влечение к Родену и его влияние на неё как творца. Весной 1986 года она уезжает в Англию. Роден скучает по ней и ждёт её возвращения. 12 октября того же года она заставляет его подписать контракт, по которому он, в частности, обязуется жениться на ней. Контракт не был исполнен.

Их бурная связь продолжается. Роден снимает студию в Ла-Фоли-Нойбур для мастерской, в которой они с Камиллой увлечённо работают и где происходят их любовные свидания. Но к 1892 году их отношения расстраиваются.

Студия в Ла-Фоли-Нойбур

Зданиев Ла-Фоли-Нойбур, в котором находилась студия  

Камилла Клодель. Поцелуй. Огюст Роден.Камилла Клодель.Огюст Роден. Поцелуй.

1893–1908 гг. Годы творчества Камиллы Клодель в одиночестве

В 1993 году Камилла работает уже одна. Она снимает помещение для собственной мастерской и углубляется в самостоятельную работу. С Огюстом Роденом они ещё общаются на протяжении последующих пяти лет, но затем с её стороны следует полное отчуждение. Она не только прекращает любовные отношения, но и стремится к полной независимости от него в искусстве. Она пытается доказать свою индивидуальность, её раздражает всякое сравнение с Роденом, даже хвалебное.

Всегда выносливая и работоспособная, Камилла полна идей и непрерывно лепит свои скульптуры. Её произведения экспонируются на выставках и имеют успех. Но крупные заказы не поступают. Материальное положение ухудшается. Она беднеет и становится всё более замкнутой.

В июле 1995 года Клодель получает первый заказ от государства и начинает делать скульптурную группу «Зрелый возраст». По неясной причине произведение не было выкуплено. Сюжет чаще всего связывают с её личной драмой: стоящая на коленях Камилла отчаянно пытается удержать Родена, которого увлекает за собой пожилая Роза Бёре. Может быть и так, а может быть Камилла в эту сцену закладывала куда более глубокий философский смысл: человеку неподвластно оставаться вечно молодым, он вынужден отдаляться от прекрасной юности и приближаться к старости и смерти, как бы ни хотелось ему иного.

Камилла Клодель. Зрелый возраст.Камилла Клодель. Зрелый возраст.

Камилла отдалилась от Огюста, но не перестала думать о нём. Мысли о Родене постоянно крутились в её голове и, кажется, никогда не покидали её теперь. Во всех своих неприятностях она обвиняла его, считала, что Роден не только несправедлив к ней, но и неизменно вредит, ворует её идеи и работы, нанял целую банду для того, чтобы бесконечно преследовать её.

Работы Камиллы Клодель и Огюста Родена

Рядом с Камиллой не оказалось близких людей в столь трудное для неё время. Она осталась совсем одна в смятении и страхе. Мать и сестра осуждали её за неприличную связь с Роденом, не желали с ней общаться и были очень далеки от искусства. Любимый брат Поль по службе уехал далеко в Китай. Отец старался помогать дочери финансово, но не мог отодвинуть от неё кризис, удушающий её разум.

В моменты ярости, неудовлетворения своими работами или по другим причинам, ведомым только ей, она в бешенстве крушила свои творения и бросала в огонь восковые заготовки.

1909–1943 гг. Лишение свободы навсегда

Матиас Морхардт считал, что первые проявления душевного расстройства появились у Камиллы около 1893 года, когда она покинула Родена. К 1911 её состояние становится явно слишком тревожным. Она ведёт замкнутый образ жизни, самоизолировав себя от окружающей среды. Не выходит из дома. В мастерской творится хаос и царит грязь, она панически обеспокоена ужасом преследования «бандой Родена», от которого укрывается в своей мастерской.

Самоизоляция закончилась для Камиллы Клодель изоляцией навсегда.

События марта 1913 года развивались стремительно. 3 марта в Вильнёв-сюр-Фере умирает отец, о смерти которого Камилле не сообщают. 7 марта по инициативе семьи Клодель доктор Мишо выписывает медицинское заключение о бредовом психозе у Камиллы, которое становится основанием для её принудительной госпитализации. 10 марта крепкие санитары проникают в мастерскую Камиллы и, одолевая сопротивление хрупкой женщины, увозят её в психиатрическую больницу. Камилле Клодель на тот момент 48 лет.

Она умрёт в 78 в психиатрической лечебнице Мондеверг в городке Воклюз 19 октября 1943 года. Мать и сестра не посещали её никогда. Камилла пережила их обоих: мать скончалась в 1929 году, младшая сестра в 1935-м. Любимый брат Поль навещал Камиллу раз 10–12, его последний визит произошёл за месяц до её ухода. Останки Камиллы Клодель захоронены в общей могиле на кладбище Монфавет.

На просьбы Камиллы к родственникам освободить её из психиатрического заточения положительного ответа не было. Сложно сказать почему.

Из письма Камиллы КлодельКамилла Клодель в старостиКамилла Клодель в психиатрической лечебнице в старости

Из письма Камиллы Клодель

Драматичная история судьбы женщины-скульптора послужила сюжетом для создания художественных фильмов. В 1988 году снята кинолента «Камилла Клодель», в которой Камиллу играла Изабель Аджани, а Огюста Родена Жерер Депардье. В 2013 году вышел фильм «Камилла Клодель, 1915», где главную роль исполняет Жюльет Бинош.

ФильмФильм «Камилла Клодель»

Фильм «Камилла Клодель, 1915»

​Фильм «Камилла Клодель, 1915»

Работы скульптора Камиллы Клодель экспонируются в музее Родена в Париже и в её собственном музее, созданном в Ножан-сюр-Сен в марте 2017 года. Клодель, которая не могла выбраться из тени Родена при жизни, получает запоздалое для неё признание и занимает собственное место на высоком пьедестале искусства.

Музей Камиллы Клодель в Ножан-сюр-СенМузей Камиллы Клодель в Ножан-сюр-Сен

Камилла Клодель

………

 

Работы французского скульптора Камиллы Клодель 

Камилла Клодель. Вальс.Камилла Клодель. Вальс.

 

Камилла Клодель. Сплетницы.Камилла Клодель. Сплетницы.

 

Камилла Клодель. Голова старика.Камилла Клодель. Голова старика.

 

Камилла Клодель. Молодой римлянин.Камилла Клодель. Молодой римлянин.

 

Камилла Клодель. Персей и горгона.Камилла Клодель. Персей и Горгона. (Отрезанная голова Горгоны - автопортрет).

 

Камилла Клодель. КлотоКамилла Клодель. Клото. (В древнегреческой мифологии Клото плетёт нить человеческой судьбы).

 

Камилла Клодель. Сакунтала.Камилла Клодель. Влюблённые.

 

Камилла Клодель. Зрелый возраст.Камилла Клодель. Зрелый возраст.

 

Камилла Клодель. Зрелый возраст. Фрагмент.Камилла Клодель. Зрелый возраст. Фрагмент.

Камилла Клодель. Зрелый возраст. Фрагмент.Камилла Клодель. Зрелый возраст. Фрагмент.

 

Камилла Клодель. Умоляющая.Камилла Клодель. Умоляющая.

 

Камилла Клодель. Женщина с закрытыми глазами.Камилла Клодель. Женщина с закрытыми глазами.

 

Камилла Клодель. Брат Поль Клодель в возрасте.Камилла Клодель. Брат Поль Клодель.

 

Поль КлодельПоль Клодель