Standup Comedy дословно переводится с английского как «юмор стоящего». То есть стендап - это выступление перед публикой одного человека в разговорном жанре, суть которого сводится к увеселению зрителей своими рассказами на всевозможные темы.

Сегодня стендап представляет собой динамично развивающийся стиль юмористического шоу, где комик выступает с заранее подготовленным текстом, но не зачитывает его, а рассказывает. 

Основные понятия из жанра стендап

  1. Стендап-клуб — стендап-сообщество, тусовка, объединение отдельных комиков. Они организованно проводят комедийные мероприятия в каком-либо одном месте или в разных местах.
  2. Стендап-сцена — общность стендап-клубов, мероприятий, юмористов данного жанра и вообще стендапа в стране, отдельном регионе или городе. Самые известные крупнейшие стендап-сцены мира — Нью-Йоркская, Лос-Анджелесская, Лондонская. Среди русскоязычных стендап-сцен можно выделить — Московскую, Санкт-Петербургскую, Минскую и Киевскую. Растет популярность в стране и стендап-сцен из Екатеринбурга, Воронежа, Самары (Тольятти), Казани.
  3. Стендап-комики — непосредственно выступающий перед публикой юморист. Большинство западных профессионалов комедийного жанра (актеры, режиссеры, сценаристы, продюсеры) занимаются или ранее занимались стендапом.

Начинающим комикам обычно предоставляют для выступления 4-5 минут. С ростом мастерства стендапер увеличивает свое время работы на сцене. Сольный полнометражный концерт считается вершиной развития комика. Также концерты популярных комиков или целых стендап-клубов издаются на видео или аудио-носителях, их называют стендап-спешлами.

История стендапа как жанра

Родиной стендапа является Великобритания. Начало этого жанра прослеживается с XVIII-XIX веков, когда зрителей развлекали музыканты в мюзик-холлах. Однако с середины прошлого века традиция музыкального сопровождения устарела, на его место пришло сольное выступление комедианта.

Продвинуть стендап как жанр помогли телевидение и радио. Благодаря осведомленности зрителя комикам приходилось постоянно писать новые шутки, раскрывая новые вопросы и проблемы. Быстрее и активнее всего жанр стедап-комедии развивался в США, там он приобрел большую популярность у зрителя. Число камеди-клубов росло, а стендапом пробовали заниматься практически все, кто умел говорить на публике, так данный жанр стал ведущим направлением в юморе ХХ века.

Именно в той манере, которая была заложена в США, и по сей день выступают артисты-комики всего мира. Известно, что многие голливудские звезды начинали свою карьеру со стендап-выступлений в клубах, в частности Эдди Мёрфи и Робин Уильямс – представители нового поколения стендап-комиков.

В России этот юмористический жанр появился совсем недавно, и монополия в стендап-индустрии уже несколько лет находится в распоряжении канала ТНТ. Он дал дорогу в жизнь большинству популярных сегодня на телевидении комиков. Такие программы, как «Камеди Клаб», ComedyWoman, «Камеди-Баттл», «Смех без правил», «Убойная лига», были первыми проектами в рамках стендапа.

Позже также на ТНТ с успехом был запущен и активно развивается проект под простым названием StandUp, комики которого стали известны по всей стране и успешно гастролируют со своими выступлениями.

Среди русских стендаперов можно выделить Павла Волю, Руслана Белого, Ивана Абрамова, Нурлана Сабурова, Виктора Комарова, Тимура Каргинова, Юлию Ахмедову, Славу Комисаренко и еще целый ряд других комиков.

Особенности выступления в стиле стендап

Данный стиль характеризуется несколькими особенностями, без которых стендап не может существовать как жанр:

  1. В основе стендап-комедии одно очень важное правило: комик на сцене должен быть один.
  2. Комик может делать и использовать в своем выступлении что угодно. Вариантов, как выступать правильно, и ограничений нет. В ход идет все, что может рассмешить зрителя. Нередко стендаперы используют подручные средства, например доски с маркером, чтобы изобразить или написать что-то. Непрофессионалы и новички в стендапе злоупотребляют на сцене простым кривлянием, но и это не запрещено. Так как единственный судья выступления – публика, если есть смех, значит, комику удается комедия.
  3. Традиционно стендап-выступления проводятся в небольших барах или камерных аудиториях. Так сложилось исторически, однако поддерживается традиция еще и тем, что большинство стендаперов являются новичками или не очень опытными комиками, которым сложно взаимодействовать с большой аудиторией. Лишь единицы из известных по всему миру стендаперов могут собирать на свое выступление большие концертные залы.
  4. В современном стендапе не запрещается и не возбраняется использование ненормативной лексики в выступлении артиста. Однако при трансляции на радио и телевидении такие места заглушаются специальным звуком, поэтому ведущие комики страны практически не используют нецензурные слова в своем выступлении.
  5. Известно несколько популярных и самых часто используемых вариантов подачи шутки. Однако любой комик может предложить свой индивидуальный вариант. Этот юмор может быть основан и на игре актера, и на визуальных, звуковых эффектах.

Как может проходить стендап-выступление

Открытый микрофон. Данный формат предполагает выступление всех желающих, кто предварительно записался. По очереди участники вызываются на сцену, и их время, как правило, ограничено 3-5 минутами. Однако если публика не реагирует на юмор и смеха нет, на сцене выключается свет или включается музыка, что является сигналом для смены выступающего. Данная форма организации выступления прекрасно подходит для отсмотра новичков стендапа, желающих испытать себя в этом деле, и получения ими бесценного опыта выступления на публике.

Set-list – этот вариант не для новичков, но и проходит интереснее: зрители задают комику тему, на которую он должен сымпровизировать прямо в эту минуту и это должно быть смешно.

Сольный концерт. Лучшие шутки известного комика, поданные за большое количество времени.

Моноспектакль — комик на сцене находится в образе и представляет драматургический сюжет, придуманный сценаристом. В ходе выступления явно прослеживаются конфликт и сюжет.

Spoken word (художественная декламация) — выступление комика с какой-либо социальной или политической критикой.

One man show — нечто среднее между моноспектаклем и творческой встречей со зрителями.