История создания

В конце 17 века митрополитом в Ростов Великий назначили Иону Сысоевича – человека государственного ума и выдающихся организационных способностей. Он участвовал в церковных соборах, общался с царем, но впал в немилость и вынужден был обрушить всю свою энергию на деятельность в Ростовской епархии. Иона располагал широкими материальными возможностями, хорошими связями, все это позволило ему с большим размахом развернуть любимое дело – строительство.

Правление Ионы – золотое время ростовской архитектуры. Патриарх много строил и в Ростове, и в окрестных монастырях, но настоящую славу и ему, и городу принесло возведение митрополичьей резиденции.  Она является центром ансамбля, к которому с юга примыкает митрополичий сад, а севера площадь с Успенским собором.

Описание

Архиерейское подворье обнесено крепостными стенами с башнями и действительно напоминает крепость. И не только напоминает, при проектировании использовано множество фортификационных приемов. Поэтому в 19 веке митрополичий двор был назван кремлем, хотя по сути таковым никогда не являлся.

В конце 17 века крепости уже не строили, а к началу 18 стало ясно, что монастырские стены больше не могут служить делу обороны, так как усовершенствованная артиллерия с легкостью их пробивает.

И все же резиденция Ионы имеет много крепостных черт. Она окружена стенами с 11 башнями. Под надвратными церквями и квадратными башнями сделаны коленчатые – с поворотом – проезды. Все ворота закрывались герсами – опускными решетками, а сами проезды могли простреливаться в нескольких направлениях из особых бойниц, скрытых в толще стены.

Окна на башнях северного и западного фасадов украшены нарядными наличниками. В остальном башни имеют все необходимое для обороны – бойницы для стрельбы и машикули.

Несмотря на многочисленные крепостные атрибуты, кремль вряд ли задумывался для выполнения оборонительной функции. Все архитектурные формы этого сооружения должны были внушать мысль о главенстве и силе церковной власти.

Северные ворота выходят на соборную площадь, через них в дни праздников митрополит шествовал к Успенскому собору. Над проездом – надвратная церковь, она освящена в честь Воскресения Христова. Камертоном, определившим ее архитектурные особенности, явился собор 16 века. Повторены его объемы и декор: стройное пятиглавие, аркатуры на барабанах, щипцы-фронтоны имитируют закомары. Церковь стоит на высоком двухэтажном основании – подклете, оформленном со стороны площади тремя арками и киотом с фреской Сошествия во ад. Между маленькими окошками – ниши с цветными изразцами.  С трех сторон церковь окружает галерея с арками.

Церковь Воскресения –  бесстолпная. Ее интерьер это единое, неразделенное рядами колон пространство. Стены по всей поверхности расписаны. В церквях, построенных при Ионе Сысоевиче, можно наблюдать уникальное явление – иконостас написан прямо на восточной стене.

Западные ворота предназначались для въезда на митрополичий двор высоких московских гостей. Проезд осеняет церковь Иоанна Богослова.  Ее парадный фасад украшен подобно нарядному терему. Пятиглавая церковь несет стройные барабаны с зелеными маковицами.

В центре ансамбля стоит церковь Спаса на Сенях. Когда-то это была домовая церковь митрополита. Внешне она скромная – небольшая, одноглавая, но высокая и, единственная во всем ансамбле, с позолоченной главой.

За легкой художественной обработкой фасада скрыто роскошное, совершенно уникальное оформление интерьера. Квадратное в плане помещение вытянуто кверху наподобие башни. Фрески здесь выглядят особенно монументально благодаря небольшим размерам храма.

К церкви пристроена Белая палата. Раньше это была парадная трапезная, а теперь здесь располагаются музейные залы.

Есть на митрополичьем подворье и путевой дворец для именитых гостей. Это Красная палата, среди гражданских построек ансамбля она выделяется особой нарядностью. Крыльцо, многочисленные наличники, разновеликие объемы, каждый со своей кровлей, делают ее похожей на сказочный терем.

Русскому 17 веку была присуща ансамблевость архитектурного мышления – по единому плану строятся монастыри, к регулярности стремятся города. В монастырях, как правило, центром ансамбля являлся собор, в Ростовском кремле эту роль играет внутренний двор с прудом. Это не просто пространство, вокруг которого организованы постройки, это главенствующий образ. Двор символизировал райский сад, а весь ансамбль – небесный град.

Волей его создателя Ростовский кремль с любой точки обзора являет картину удивительно живописную и гармоничную. Он предстает перед нами то суровым и величественным, то нарядным и праздничным. Многоголосая перекличка его куполов создает впечатление удивительной музыкальности.

Поздние переделки несильно изменили облик кремля, он не потерял черты ансамбля, рожденного по единому замыслу и вдохновению. Все постройки Ростовского кремля отличаются стилистическим единством, а общим камертоном выступает Успенский собор 16 века. Кремль – удивительный ансамбль, соединивший черты белокаменного зодчества домонгольской Руси с жизнерадостным декоративным началом 17 века. Безусловно, его создатели митрополит Иона и каменных дел мастер Петр Досаев обладали незаурядным дарованием.

Как посетить

Кремль – одна из главных достопримечательностей Ростова Великого, точный адрес: Ростов, кремль. Официальный сайт музея подробно рассказывает о том, как добраться, заказать экскурсию или организовать самостоятельное посещение. Из Ярославля до Ростова можно доехать на автобусе или электричке. Часы работы музея с десяти утра до пяти вечера, кроме первого дня года. По пятницам и субботам территория кремля доступна до восьми вечера, а вот подняться на крепостные стены можно только в летнее время.