Совет 1: Почему возникла политика

Со времен первобытно-общинного строя структура общества многократно усложнилась. С появлением новых социальных групп прежние методы управления устарели. Для эффективного функционирования общества как социально-правовой системы необходимо было появления особого регулирующего механизма, которым и стала политика.



Возникновение политики – это обусловленный объективными причинами, исторически закономерный процесс. Человек, живя в небольшом племени, каждый день вступал в страшную схватку с миром дикой природы. Подчиняясь воле вождя, далекий предок современного человека должен был решить первостепенную задачу – выжить.

Когда люди научились разводить скот, сеять хлеб и строить надежные жилища, то качество их жизни вышло на принципиально новый уровень. Теперь люди перестали массово гибнуть на охоте, всем хватало еды, и даже появились излишки. Правящие круги старались не только приумножить свои богатства, но и закрепить право на пользование ими. Стремление овладеть материальными благами и является одной из первых предпосылок возникновения политики.

Еще одной причиной усложнения структуры управления в древнем мире стала угроза войн. Часто после очередного стихийного бедствия племя теряло большую часть скота и посевов. Чтобы прокормиться, люди нападали на другие племена. И угроза разорения побудила вождей объединяться в племенные союзы, чтобы совместно противостоять врагам. Но при объединении ни один из древних правителей не хотел терять собственную власть и привилегии, а значит необходимо было принять ряд выгодных условий, на которых произойдет создание союза. Так структура общества постепенно усложнялась, а вожди начали постигать искусство переговоров, чтобы защитить интересы племени и убедить союзников в своей правоте.

Новый виток развитие политики получило с появлением первых городов. Сам термин «политика» переводится с греческого как полис, т.е. город. Для организации стабильной жизни в городах уже недостаточно было крепкой руки вождя. Появились новые социальные проблемы, требовалось разделение властей, т.к. один человек физически уже не мог контролировать все сферы жизнедеятельности общества. Эти и другие факторы способствовали появлению первых законов, гарантом исполнения которых был глава города.

У правителя, как правило, были оппоненты, желавшие занять его место. Но если в первобытном племени стать вождем мог человек, вызвавший на поединок действующего правителя и победивший его, то в античности подобные вопросы уже не решались силой. Необходимо было сплотить вокруг себя сторонников, убедить общество в необходимости перемен и принять ряд мер для получения власти. Данные условия и стимулировали развитие политики.


Совет 2: Как возникла власть

Власть – это право и возможность принуждать людей к выполнению тех или иных действий, обязанностей зачастую вопреки их желаниям. Такое принуждение может принимать разные виды: от довольно мягких, демократических методов до откровенно грубых, авторитарных и даже преступных. Наивысшей формой власти является государство в виде административно-политического аппарата. А первая власть появилась в глубокой древности, еще во времена первобытно-общинного строя.
Инструкция
1
Человек каменного века был практически беспомощным перед силами природы. Для того чтобы выжить, он должен был действовать сообща с другими людьми. Только так у древних людей был шанс защититься от хищников или добыть пропитание на охоте. Но чтобы совместная деятельность была удачной, необходима была координация общих усилий. То есть кто-то должен был руководить работой всех членов родовой общины. Таким руководителем обычно становился самый опытный и умелый охотник или старейшина, много знающий и умеющий. Он распределял обязанности, следил за их выполнением, наказывал нерадивых или неумелых сородичей. Так появились первые зачатки власти.
2
С течением времени древние люди научились пользоваться огнем, изготавливать более совершенные орудия труда и охоты, освоили земледелие. Теперь они добывали больше дичи, собирали урожаи. У них нередко появлялись излишки продуктов, изделий из шкур, которые надо было защищать от других родовых общин, не столь удачливых в охоте и земледелии или обитающих в менее благоприятной местности. Для этого требовались военные руководители – вожди, обладающие большой властью. Вождь имел право приказывать, а также сурово карать труса или ослушника.
3
Впоследствии начался постепенный переход от родовой общины к соседской общине. Теперь люди не жили под одной крышей в большом общем доме или в одной пещере, не ходили сообща на охоту, рыбную ловлю или полевые работы. Однако они по-прежнему часто нуждались в защите от враждебно настроенных соседей. Могла также возникнуть необходимость в экстренной общей работе (например, при стихийном бедствии). А для этого нужна была власть, которой повиновались все члены общины. Поэтому роль вождя стала еще более весомой. Более того, зачастую эта должность становилась наследственной, передаваясь от отца к сыну.
4
После распада первобытно-общинного строя, по мере дальнейшего роста производства возникла потребность в государстве как в аппарате управления, который устанавливает общие правила на все случаи жизни и следит за их выполнением. Так появилась государственная власть.
Видео по теме

Совет 3: Политика как искусство управления

В дословном переводе политика - это искусство управления государством. Целью политики является обеспечение эффективного руководства и достижение общественного блага и стабильности.
Понимание политики как искусства предполагает непосредственное участие в государственных делах, определяет формы и задачи государства. Для того чтобы действительно иметь высокий статус искусства, политика должна опираться на передовые научные достижения и соответствовать высшим морально-этическим критериям.

Потребность общества в политическом управлении определяется самой его природой. Само по себе оно асимметрично и представлено различными классами, группами и интересами. Это порождает неизбежные столкновения. Поэтому, чтобы предотвратить войну всех против всех, необходима особая организация, обладающая силой и реальной властью. Именно на политическую деятельность возлагается все бремя ответственности за происходящее в государстве.

Эффективность политического управления во многом определяется несколькими моментами. В частности, это умение ставить тактические и стратегические задачи и определять наиболее эффективные методы, средства и формы их реализации. Также немалое значение принадлежит способности формирования профессиональной команды, которая способна достигать поставленных целей. Высшее искусство политического управления состоит в рациональной оценки пределов власти и ее возможностей, которую можно применять при различных обстоятельствах.

Функции и социальная роль политики



С учетом своего определяющего положения в общественной структуре политика выполняет целый спектр важных функций:

- выражение интересов различных социальных групп;
- регулирование и направление в нужное русло процессов, которые происходят в обществе, обеспечение социального развития;
- сглаживание конфликтов и противоречий, возникающих в обществе;
- интеграция общества, поддержание стабильности и порядка;
- обеспечение эффективных коммуникаций между властью и обществом;
- политическая социализация граждан, которая должна способствовать активному включению в политический процесс.

Цели и средства в политике



Политика может быть направлена на различные общественные сферы и проблемные отрасли. Исходя из этого выделяют ее экономическую, социальную, экологическую направленность и пр. Цели политики подразделяют на долгосрочные и текущие, приоритетные и второстепенные, тактические и стратегические.

Достигать поставленных целей и задач в политике можно самыми разными средствами - убеждением, переговорами, диалогом, шантажом, переворотом, убийством и пр. Арсенал доступных политикам средств огромен. Н. Макиавелли полагал, что цели в политике оправдывают средства. Споры о соотношении политики и морали не прекращаются до сих пор.

Совет 4: Почему возникли партии

Политические партии – это общественные организации, сформированные на основе общности политических взглядов с целью преобразования общества и государства в соответствии с собственной системой убеждений.



Прообраз современных политических партий возник еще в античной Греции, где ключевые решения зависели от большинства. Чтобы добиться принятия своего варианта, выступающий должен был заполучить как можно больше сторонников. Изначально этот процесс сопровождался закулисными интригами и тайным противостоянием.

Но позднее народные избранники стали объединяться в группы согласно своим убеждениям и открыто выступать «единым фронтом». Такое сотрудничество стало настоящим прорывом в политике, ведь соратники по партии обеспечивали друг другу не разовую поддержку, а систематическую.

Подобные объединения, ставшие основой современных партий, обычно возникали вокруг ярких политиков, обладавших незаурядными ораторскими способностями и четкой, продуманной концепцией. Именно наличие структурированной системы взглядов на весь процесс управления государством, а не на отдельные его аспекты, помогало сплотить вокруг себя единомышленников.

В процессе дальнейшего развития политическая система продолжала усложняться. Стало ясно, что политик-одиночка не сможет достичь по-настоящему серьезных результатов. Поэтому многие политические деятели, поддерживающие идеологию той или иной партии лишь частично, вступали в нее, невзирая на противоречия. Это давало им возможность заявить о себе и приобрести определенный вес в политических кругах.

С распространением всеобщего избирательного права политические партии стали разрастаться с нескольких сотен сторонников до нескольких сотен тысяч. Люди, не имеющие до этого опыта общественной деятельности, получили возможность участвовать в организации деятельности партии. Стремление проявить себя в кругу единомышленников и престиж такой организации также являются одной из причин возникновения политических партий в их современном виде.


Видео по теме

Совет 5: Почему возникает дефицит бюджета

В идеале, в государственном бюджете количество запланированных доходов, которые поступят в расчетный период, должно соответствовать тем расходам, которые понесет казна страны. Но не всегда этот основной финансовый план, по которому живет страна, выполняется. В некоторых случаях властям приходится расходовать больше, чем изначально планировалось.
Инструкция
1
У государства имеются многочисленные финансовые обязательства в отношении тех структур, которые обеспечивают его функционирование, а также тех, которые являются традиционно дотационными или социально значимыми. К расходам относится обеспечение государственной безопасности, содержание полиции, армии и аппарата управления. Кроме того, часть средств направляется на обеспечение и функционирование государственного сектора экономики и финансовую поддержку малого и среднего бизнеса.
2
Заботой государства является и финансирование науки, образования, здравоохранения, часть средств также расходуется на выплату пособий, стипендий и пенсий, охрану окружающей среды. Есть у государства и непредвиденные расходы, которые возникают в случае крупных катастроф техногенного и природного характера. Кроме этого, у государства имеются еще и внешние обязательства. К ним относится государственная закупка товаров и услуг, учитываемая при подсчете ВВП; трансферты, которые не учитываются при подсчете ВВП; а также обслуживание внешнего долга страны.
3
Но государство, как финансовый институт, имеет и собственные источники доходов. К ним, в первую очередь, относятся налоговые поступления, которые выплачивают в государственный бюджет как физические, так и юридические лица. В бюджет страны поступают и взносы на социальное страхование, которые выплачивают все предприятия. Кроме того, в доходной части бюджета учитывается прибыль, которая поступает от предприятий государственного сектора экономики, а также доход от денежной эмиссии и приватизации государственных предприятий.
4
В зависимости от соотношения расходов и доходов, существует три состояния государственного бюджета. Когда доходы и расходы равны, бюджет считается сбалансированным. Если доходы превышают расходы, возникает профицит бюджета, когда расходы больше чем доходы, говорят о бюджетном дефиците.
5
Основной причиной возникновения дефицита бюджета является резкое снижение доходов по отношению к запланированному их количеству. Причиной этого могут стать экономический кризис, неэффективная налоговая политика, увеличение расходов на социальные нужды. Уменьшение доходной части бюджета может стать следствием структурной перестройки экономики, фарс мажорные обстоятельств: войн, катастроф и пр. Любые незапланированные и неподтвержденные финансово расходы также могут спровоцировать дефицит бюджета.
6
Если разрыв между расходами и доходами временный, дефицит считается случайным. Действительным называют дефицит при значительном опережении роста расходов относительно доходов. Эта величина плановая и ее величина закладывается в бюджете на новый финансовый год. Фактическая его величина зачастую превышает плановую. Уменьшают дефицит путем секвестирования – сокращения плановых расходов.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500