Инструкция
1
Приступайте к обучению ребенка чтению в возрасте около 4 лет. Следует при этом учесть, насколько развита его устная речь. Если малыш изъясняется развернутыми предложениями и отчетливо слышит каждый отдельный звук в слове, время пришло.
2
Не забывайте об индивидуальном ритме освоения нового материала. Допустим, ребенок отлично научился выражать собственные мысли, и вы приступили к изучению азбуки, но не продвигаетесь дальше второй страницы. В таком случае не злитесь на малыша, а просто повремените с процессом обучения. Вполне возможно, ребенок психологически не готов к подобного рода нагрузкам.
3
«Букварь» (Н. С. Жуковой) является одним из наиболее популярных методических пособий, обучающих чтению. Бегло ознакомившись с ним, вы неизбежно обратите внимание на два важнейших достоинства. Во-первых, в основу пособия заложен четкий принцип "от простого к сложному". Во-вторых, книга разработана именно для самостоятельного прорабатывания, в нижней части каждой страницы даются ценные указания относительно того, на что именно стоит обратить внимание родителям. Кроме того, Жукова предлагает оригинальный метод обучения соединению двух букв в один слог. Все слова (в том числе в составе текстов) разбиты на слоги, что значительно упрощает процесс чтения.
4
Не менее качественным пособием является «Азбука» (О. Жуковой). Данный автор выпустил несколько красочных обучающих книжек, которые отличаются достаточно своеобразной подачей материала. Взять хотя бы «Азбуку для девочек» или «Азбуку для мальчиков», отличающиеся особым подходом к подбору дидактического материала, основанном на половой принадлежности. Помимо прочего, этому же автору принадлежит и «Азбука для малышей с крупными буквами», рассчитанная на детей от 2 до 3 лет. Знакомство с буквой начинается с детального ознакомления со словом-символом. Слова подобраны с учетом повседневных реалий, с которыми сталкивается малыш. Далее начинается процесс детализации: книга, кот, жук... Затем ребенок знакомится с глаголами: спит, бежит, ест... После чего те же слова складываются в предложение, которому сопутствует соответствующее изображение. Постепенно вводятся задания. Например, ребенку предлагается вылепить изучаемую букву из пластилина или кусочка веревки и т.п. После «пальчикового» освоения буквы малыш учится ее читать отдельно, а затем в слогах.
5
Существует и иная методика (Зайцева) по обучению детей чтению, основанная не на штудировании букварей, а на любимейшем детском занятии - игре в кубики. Приобретите в специализированном магазине набор заготовок, из которых вам предстоит склеить кубики. Все они будут отличаться друг от друга. Среди них большие и маленькие, тяжелые и легкие, «железные», «деревянные», «золотые». Одни звенят, другие гремят, третьи глухо постукивают. Например, «железные» и «деревянные» кубики символизируют глухие и звонкие согласные. Данная методика сопряжена не с произношением, а с пропеванием звуков. Методика Зайцева хороша на определенном этапе развития ребенка, после нее необходимо переходить на книги, иначе он привыкнет ориентироваться только по кубикам.