Симптомы повышенного сахара в крови

Задуматься о пересмотре рациона питания и образа жизни стоит, если у вас появились основные симптомы гипергликемии:

  1. Постоянная жажда;
  2. Сильная утомляемость;
  3. Резкое снижение веса;
  4. Кожный зуд и дискомфорт;
  5. Медленная регенерация кожи и длительное заживление ран;
  6. Снижение остроты зрения.

Все эти симптом являются первыми признаками, свидетельствующими о повышении уровня сахара в крови. Одновременное появление хотя бы некоторых из них - повод для сдачи анализов, которые подтвердят или опровергнут ваши подозрения. Нормальный уровень сахара в крови колеблется в промежутке 3,3–5,5 ммоль/л. Если уровень сахара превышает 5,5 ммоль/л, следует обратить пристальное внимание на свой образ жизни. Далеко не всегда повышенный сахар в крови означает наличие сахарного диабета. Зачастую пациенту достаточн просто изменить привычки питания, и правильный рацион станет для него лучшим лекарством.

Диета при повышенном сахаре

Наиболее эффективный способ вернуть показатели сахара в норму - это диета с ограниченным потреблением углеводов. При выборе продуктов рекомендуется ориентироваться на их гликемический индекс. Из рациона следует исключить всю пищу с высоким гликемическим индексом - иначе говоря, содержащую быстроусваиваемые углеводы (сахар, выпечку, фабричные сладости, инжир, изюм, виноград, бананы, варенье, и так далее). Ежедневно в рационе должны присутствовать свежие овощи. Клетчатка, которая содержится в овощах, препятствует избыточному усвоению сахара и приводит к постепенному понижению уровня сахара в крови. В частности, меню при повышенном сахаре должно включать следующие продукты:

  • Цветная и белокочанная капуста;
  • Помидоры и огурцы;
  • Тыква;
  • Кабачки;
  • Баклажаны;
  • Листовой салат;
  • Шпинат;
  • Петрушка и укроп;
  • Чеснок;
  • Репчатый и зеленый лук;
  • Фасоль, чечевица и соя;
  • Орехи и семечки;
  • Кислые ягоды и фрукты;
  • Кисломолочные продукты.

Также полезно употреблять в пищу свежую морковь и свеклу, однако при запекании или жарке гликемический индекс этих продуктов возрастает, поэтому их количество в рационе следует ограничить.

Что можно при повышенном сахаре на завтрак и обед?

Самый лучший завтрак для снижения сахара в крови - это обычная овсяная каша, богатая клетчаткой. В кашу можно добавлять свежие фрукты (исключая глюкозосодержащие), тыкву, орехи. Любителям тостов и гренок стоит отказаться от белого хлеба и отдать предпочтение цельнозерновому и отрубному хлебу. Отличными сахароснижающими свойствами обладает льняное масло. Его можно использовать в качестве заправки для салатов и других блюд вместо привычного подсолнечного или оливкового масла.

Мясо и рыба также должны стать постоянными гостями на столе, так как являются незаменимыми источниками белка и полиненасыщенных жирных кислот.

Можно ли есть сладкое при повышенном сахаре?

Совершенно не обязательно отказывать себе в сладостях и десертах, однако стоит выбирать продукты, не содержащие быстрых углеводов. Допускается употреблять в пищу натуральный мед, но не более 2-3 чайных ложек в день. Вместо обычного сахара можно использовать его натуральные аналоги - экстракт стевии, сироп топинамбура, сукралозу. Эти подсластители не имеют высокого гликемического индекса и разрешены при сахарном диабете, а также незаменимы при диетическом питании.