Совет 1: Почему растения меняют окраску

Листва желтеет или краснеет. Одуванчик сначала был желтый, потом стал белый. В саду или на даче непонятный цветок расцвел ярко-желтым, а потом почему-то стал оранжевым. Почему так происходит? Зачем меняют цвет растения?

Изменение окраски растений может быть довольно разнообразным.

Самое распространенное и известное явление смены окраса у растений – это желтая и багряная листва осенью. Этим явлением любуются, им интересуются, ему даже стихи посвящают. А происходит это за счет изменения количества хлорофилла в растениях. Обычно его много и именно он дает зеленую окраску листьям. Хлорофилл легко разрушается, но летом под солнечными лучами он моментально восстанавливается. Осенью же эти процессы сильно замедляются, и хлорофилл уступает место другим красящим веществам, которые были слабее его. Но с наступлением холодов получает больше возможностей и силы. Поэтому цвет листвы так различается по оттенкам. От желтого до ярко-красного.

Вторым явлением изменения цвета растений может быть менее заметное явление. Когда цветы, имеющие один цвет, становятся другого.

Из этого же разряда можно выделить медуницу, незабудки, гортензию и камара, у которой цветы располагаются зонтиком. В центре светлые и кремовые цветочки, ближе к краю желтые цветочки, а по краям красные. Это происходит из-за изменения количества кислотности в соках растения. В красных этой кислотности фактически нет, а в центре ее много. Делается это для насекомых, которые прилетают напиться нектара и опылить цветок. Так вот цветовая палитра – это своеобразное меню: красные и фиолетовые цветы сигнализируют: «кормиться нечем», желтые: «кушать подано», белые: «еще не готово».

Или возьмем одуванчик. Желтый яркий и привлекательный, вокруг него часто можно обнаружить шмеля или яркую бабочку. И если сорвать, то на стебле выступает кислое молочко. А кода его венчает белая шапка, на него уже не обращают внимания насекомые, да и стебелек становится блеклым и вялым, и сока в нем почти нет.

Ну и еще одна причина для растений менять окрас: смена пигмента. В том же хлорофилле содержится пигмент зеленого цвета. Пигменты сменяют друг друга в зависимости от реакции среды. Например, так называемая осенняя ромашка (гелениум): большинство сортов этого цветка меняют свою окраску на более насыщенную — темно-красные становятся коричневыми, желтые цветки приобретают оранжевый оттенок. Происходит это по мере наступления холодов.

У некоторых из хвойных растений иголки приобретают цвет ржавчины с наступлением зимы. А у сосны наоборот хвоя становится более насыщенного темного цвета.

Это несколько примеров, почему растение может изменить свой окрас.

Совет 2: Почему хвойные не меняют окраску

Хвойные вечнозеленые растения не меняют цвет в зависимости от времени года. Но, если вы внимательно понаблюдаете за осенним лесом, то заметите, что и среди хвойных деревьев есть исключения. Например, хвоя лиственницы осенью желтеет, и на зиму дерево ее сбрасывает.
Вам понадобится
  • - металлическая банка;
  • - смола хвойного дерева;
  • - любой нагревательный прибор.
Инструкция
1
Чтобы понять, почему хвойные деревья не меняют цвет, нужно рассмотреть функцию листа у деревьев и сезонные процессы, происходящие с ними. В период вегетации - активной фазы жизни растения, именно листья несут функцию питания. В лист поступает влага и соли от корневой системы, в листе осуществляется фотосинтез и, что особенно важно, лист испаряет избыточную воду.
2
Лист осуществляет и газообмен растения. Отходящие от листа пучки сосудов несут питательные вещества ко всем остальным частям растения. В листе же остаются продукты жизнедеятельности растения, в том числе и соли. В конце концов настает момент от них избавиться, и растение сбрасывает лист.
3
Покрытосеменные (то есть лиственные) цветковые растения в наших широтах сбрасывают листву осенью. Это явление и называется «листопад». Для растения это очень удобно, так как осенью движение соков у деревьев останавливается, и испаряющая функция листьев должна быть прекращена. Таким образом, сбрасывание листьев - это еще и приспособление, защищающее растение от потери влаги.
4
Непосредственно перед листопадом происходит смена цвета листвы. Так происходит потому, что листья теряют хлорофилл, содержащийся в живых клетках листа, а эти клетки отмирают. Но пред тем, как покинуть дерево, листья окрашиваются в различные оттенки желтых и красных цветов.
5
Окраска осенних листьев обусловлена бактериями и грибками, в большом количестве развивающимися в мертвой ткани листа. Большое содержание солей, остатки крахмала, целлюлоза, накопленные в листе во время его жизнедеятельности, делают его отличной питательной средой для микроорганизмов.
6
У хвойных растений все обстоит иначе. Хвоя, в отличии от листьев, испаряет очень мало воды. Возьмите в руки иглу сосны или ели: иглы эти жестки и скользкие, они покрыты слоем растительного воска. Да и смола этих растений - вещество вязкое, медленно испаряющееся. Благодаря таким приспособлениям сосны, например, могут расти в очень засушливой местности.
7
Вот почему хвойные деревья меняют хвою медленно, постепенно, и не участвуют в листопаде. Микроорганизмы тоже не склонны атаковать отмирающую хвою. Проделайте простой опыт: нагрейте небольшое количественно смолы в металлической банке. Вы почувствуете сильный запах скипидара, а на дне банки останется канифоль. Оба этих продукта для бактерий и грибков непривлекательны.
8
Но вернемся к лиственнице. Слегка погладьте рукой ее хвою. Хвоя лиственницы мягкая, воскоподобного слоя на ней нет. Хвоя лиственницы похожа на обычную листву, а ее способность к испарению воды почти такая же, как у лиственных деревьев.
9
Вот почему лиственница сбрасывает хвою осенью. Но смола у нее имеется, и микроорганизмы не поражают ее хвою. Поэтому хвоя лиственницы, теряя хлорофилл, просто желтеет.
Источники:
  • какие цветы меняют цвет
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500