Совет 1: Виды гиперопеки и их последствия

Если родители на вопросы о воспитании ребенка говорят, что любви не бывает много, следует насторожиться и уточнить, что именно родители имеют в виду под понятием «много не бывает». Может быть, речь идет о гиперопеке?

Какой может быть гиперопека?

Гиперопека может быть притворствующей, и она гласит «можно все и даже намного больше, чем все». В этом типе гиперопеки ребенок является едва ли не вселенской ценностью всей семьи, а все потребности всех членов семьи в итоге отодвигаются даже не на второй, а на пятый план, а на первый план переходят потребности и желания ребенка. К малышу не предъявляются никакие требования, для него не существует никаких запретов или воспитания.

Также гиперопека вполне может быть требовательной, то есть гласящей «нельзя ничего и больше». Тут ребенку также уделяется очень много внимания, но только вот его не боготворят, на держат его под самым пристальным контролем. Ребенок просто завален различными обязательствами, а родители обращаются к нему со словами «ты должен». При требовательном гиперопекунстве за каждый свой шаг ребенок должен будет отчитываться перед своими мамой и папой, а также сообщать им о самых незначительных изменениях в своих планах.

Какими могут последствия гиперопеки? 

В случае притворствующей гипеопеки у ребенка могут быть серьезные проблемы с адаптацией в детском саду. Все дело в том, что ребенок, которому поклонялись, будучи очень сильно избалованным, встретит только недолюбливание и игнорирование со стороны сверстников. Совсем плохо, если ребенок не шел в детский сад, а попал сразу в школу после 7 лет такой избалованной жизни. Кроме того, и учителя, и воспитатели не будут хорошо относится к ребенку, который уверен, что ему все дозволено, а сам он никогда не будет наказан.

Кроме того, если искусственно созданная «гениальность» и «талантливость» ребенка во всем просто не подтвердится в школе, где есть конкуренция, ребенок не только разочаруется в себе и в своих способностях, но также получит серьезный удар по самооценке и жестокую ненависть к маме с папой за обманы.

Во втором же случае, когда каждый вдох ребенка контролируется, ребенок вырастает безынициативным, неуверенным в себе. Кроме того, у такого ребенка никогда не будет своего мнения, он не будет проявлять себе или строить планы. Ну и, конечно же, он будет замкнутым и не будет иметь более 5 друзей.

Ребенок очень рано начнет осознавать все ужасы такого воспитания и может взбунтоваться. В качестве скрытой формы бунт проявляется в виде вранья, преувеличении болезни и в попытках уйти от обязанностей. Открытая форма – агрессия, непослушание.

Вывод

Если вдруг вы с горечью узнали себя в одном из описаний, немедленно поменяйте свои правила воспитания ребенка, иначе вы рискуете вырастить неуверенного, замкнутого человека, который никогда не будет понят миром, если не займется самовоспитанием и не уйдет от вас подальше.

Совет 2: Как работать с трудными подростками

«У родителей и учителей опускаются руки, с ними трудно общаться, с ними невозможно вести диалог, до них невозможно донести простые истины, от них нельзя ждать адекватного поведения!», - все это можно нередко услышать, когда речь заходит о трудных подростках. Но немногие задумываются, что им также трудно наладить контакт с окружающими.
Инструкция
1
Убеждение, что дети рождаются «трудными», глубоко неверно. Конечно, играют роль и особенности характера, и травмы, полученные во время внутриутробного развития, во время родов и в период младенчества. Но по-настоящему «трудными» детей и подростков делает та атмосфера, в которой они растут и воспитываются. Психологи выделяют четыре основные причины, по которой дети могут демонстрировать взрослым неадекватное поведение.
2
Недостаток внимания со стороны близких и значимых взрослых. Внимание – это то, что жизненно необходимо ребенку с первых дней жизни. Это важная составляющая его успешного психического и эмоционального развития. И, если ребенок не получает его в достаточной мере обычным способом, он начинает нарушать правила и запреты, установленные взрослыми. Да, реакция, которую вызывает подобное поведение, чаще всего негативная, но, тем не менее, внимание на него обратили, и одна из основных потребностей удовлетворена, пусть даже таким способом.
3
Протест против родительской гиперопеки и авторитарного воспитания. Сознание собственного «я» формируется у ребенка в период кризиса 3-х лет, а к подростковому возрасту достигает своего апогея. Именно тогда подростку требуется возможность и пространство для самоутверждения. Если родители привыкли общаться с ребенком в категоричной форме, внушать ему «прописные истины» в виде указаний и замечаний, они рискуют получить от подростка реакцию протеста в виде проявлений упрямства, действий наперекор советам и наставлениям. При этом подростка не слишком заботит, насколько правильны его действия, каковы их последствия. Главное для него в данный момент – показать, что он сам способен решать, как ему поступать, доказать, что он «не тварь дрожащая, а право имеет».
4
Месть. Да, ребенок может начать мстить родителям, если считает, что в какой-то ситуации его права и интересы были нарушены. Причины могут быть самыми различными: рождение второго ребенка, развод или ссоры родителей, временное вынужденное проживание вдали от остальных членов семьи и др. Это может быть и месть за «разовые» обиды, если подростка резко раскритиковали, несправедливо (по его мнению) обидели, запретили сделать что-то важное и значимое для него. В глубине души подросток осознает, что поступает неправильно и испытывает угрызения совести, но на деле может демонстрировать непослушание, нежелание учиться, начинает грубо общаться со взрослыми, игнорировать их требования и т.п.
5
Потеря веры в себя. Случается, что ребенок, испытав неудачу в одной из областей жизни, начинает испытывать проблемы и в других сферах. Так, не сложившиеся отношения со сверстниками могут стать причиной плохой успеваемости, а трудности в учебе могут вызвать частые конфликты дома, инициатором которых выступает, кстати, сам подросток. Дело тут в низкой самооценке ребенка. Испытав трудности в одной из сфер жизни, он начинает думать, что «совсем ни на что не годен», теряет уверенность в себе и веру в собственный успех.
6
Таким образом, чтобы скорректировать поведение подростка, необходимо найти именно те причины, которые повлияли на его нарушение. Здесь не помогут внушения, долгие лекции или запугивание. Только найдя корень проблемы, можно искать пути ее решения.
7
Проанализируйте свои отношения с подростком. Подумайте, все ли вы сделали для того, чтобы устранить названные выше 4 основных причины его плохого поведения. Сделать это без помощи специалиста порой бывает непросто. Обратитесь за консультацией к семейному или подростковому психологу, который поможет вам разобраться в ситуации.
8
Если корень проблемы найден, выработайте стратегию поведения со своим «трудным подростком». Будьте последовательны, терпеливы и не ждите быстрых результатов. Только заслужив доверие ребенка, можно ожидать, что его поведение и отношение к вам, к ситуации и к жизни в целом изменится.
9
Внимательно отслеживайте любые изменения в поведении подростка. При необходимости будьте готовы скорректировать свою тактику общения с ребенком.
10
Помните, что наиболее эффективная форма взаимодействия – это сотрудничество. Желательные изменения будут происходить только в том случае, если подросток доверяет вам, видит в вас не человека, подавляющего и «воспитывающего» его, а близкого, стремящегося помочь.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500