Совет 1: Прогноз цен на золото в 2015 году

Серьезная девальвация рубля заставила россиян задуматься о том, как сохранить собственные сбережения и уберечь их от инфляции? Одним из распространенных инструментов инвестирования является покупка золота. Но смогут ли вложения в золото стать "островком стабильности" в 2015 году и позволят ли они приумножить сбережения? Для ответа на эти вопросы необходимо проанализировать прогнозы цен на золото на текущий год.

Какой будет стоимость золота в 2015 году

2014 год стал непростым для золота - после роста стоимости в первой половине года, к концу года оно вновь начало падать в цене. В период с 2012 года цена на золото упала практически вдвое - с 2000 долл./унция до 1150 долл./унция. В результате многие инвесторы предпочитали золоту более эффективные активы, такие как акции или облигации.

В числе причин, которые негативно повлияли на стоимость золота можно отметить:

  • укрепление курса доллара, что пропорционально ведет к снижению цены за унцию;
  • ослабление инфляционных ожиданий в мире на фоне падения цены на нефть (спрос на золото традиционно растет при росте инфляции, так как его покупка является хеджированием от обесценивания денег);
  • медленный экономический рост в Китае и Европе.

Некоторые указывают на то, что стоимость золота была долгое время завышенной, а сейчас больше приближена к справедливой цене.

Сможет ли золото в 2015 году восстановить свои утраченные позиции или же продолжит падение? Аналитики полагают, что указанные выше факторы будут иметь определяющее значение для динамики цен на золото в 2015 году, поэтому консолидированная позиция заключается в том, что увеличения стоимости драгметалла не будет. Прогнозы цены на золото в 2015 году в целом крайне сдержанные:

  • Barclays ожидает среднегодовую цену золота в размере 1180 долл./унция;
  • TD Securities, Deutsche Bank - 1225 долл./унция;
  • Citi Research, JP Morgan - 1220 долл./унция;
  • Natixis - 1140 долл./унция;
  • Commerzbank - 1200 долл./унция.
  • Goldman Sachs - 1050 долл./унция.

При этом цена на золото в 2015 году может упасть еще ниже, но ее будет поддерживать высокий спрос со стороны Китая, Индии и, вероятно, России. Более того, при нарастании геополитической напряженности в мире, стоимость золота может расти, т.к. драгметалл будет восприниматься безопасным активом.

Прогнозы цен на золото в России

Ситуация на российском рынке отличалась от мирового. Рублевая динамика цен на золото в течение года продемонстрировала серьезный прирост. При стартовой цене в 1261,58 р. (январь 2014 года)  к концу 2014 года она остановилась на отметке в 2146,08 р. Таким образом, прирост составил более 70%. Подобный рост связан с девальвацией рубля, который обесценился по отношению к доллару на эквивалентную величину.

Будут ли рублевые цены на золото расти в 2015 году? Все будет зависеть от динамики рубля. Сегодня много тенденцией свидетельствуют о том, что рубль может продолжать падение. Это, в частности, сложная геополитическая обстановка, низкие цены на нефть, сокращение резервов ЦБ РФ, необходимость выплат по зарубежным кредитам российскими компаниями.

Стоит ли вкладывать деньги в золото

Аналитики сходятся во мнении, что сегодня вложения в золото не позволяют рассчитывать на быструю отдачу. Они оправданы при условии инвестирования на длительный срок. Так, например, экономист М.Фабер прогнозирует, что золото может подскочить до 3 648 долл./унцию к 2018 году, а к 2023 году - до 7 829 долл./унция.

Более того, вкладывать все средства в золото однозначно нецелесообразно, лучше рассматривать их как способ диверсификации инвестиционного портфеля.

Эксперты предлагают не спешить с покупкой золота, а подождать до 2 квартала 2015 года, когда цена на золото может упасть еще больше. Это связывается с ожиданиями повышения процентных ставок ФРС США, а по аналогии с прошлыми годами цены на золото достигали в этот период своего локального минимума.

Совет 2: Прогнозы курса рубля в 2015 году

Девальвация рубля в 2014 году нанесла ощутимый удар по благосостоянию россиян. Цены на импортные товары, которые преобладают в магазинах, существенно выросли, что разогнало инфляцию. Что ждет рубль в 2015 году? Стоит ли ожидать его дальнейшего обвала, или он сможет восстановиться хотя бы до отметки в 50 рублей за доллар?

В конце декабря 2014 года рублю удалось отыграть свои позиции и в новый  2015 год рубль вошел на отметке с курсом в 56,23 к доллару и 68,36 - к евро. К сожалению, тенденция оказалась не долгосрочной и на первых торгах 2015 года рубль вновь начал падать. Вероятно, временное падение доллара и евро к рублю было связано с налоговым периодом и продажей компаниями валютной выручки, которые пришлись на конец декабря.

В первый рабочий день 2015 года курс доллара составил 62,73 рубля (+6,49 р. к закрытию предновогодних торгов), евро - 74,35 рубля (+5,99 р.). Очень вероятно, что это не самый пугающий обменный курс, который россияне увидят в 2015 году.

Как бы этого не хотелось аналитикам, найти сейчас существенные факторы поддержки рубля сложно. В основном ситуация, которая складывается на рынке, идет не на руку рублю. Поэтому аргументов за то, что девальвация рубля в 2015 году продолжится больше, чем - против.

Какие факторы будут влиять на размер девальвации рубля в 2015 году

Курс рубля в 2015 году во многом будет зависеть от текущих цен на нефть. Это понятно: нефть является основным экспортным товаром России и падение ее стоимости увеличивает инфляционные ожидания. В этом смысле рубль – валюта достаточно предсказуемая.

Прогнозы по стоимости "черного золота" весьма неутешительные. Ожидается, что в первой половине 2015 года нефть будет торговаться на нынешнем низком уровне - около 40-50 долл./барр. Стоит отметить, что при указанной стоимости нефти для сбалансированности бюджета рубль даже считается переоцененным. Справедливый курс доллара при такой цене составляет около 72-75 рублей.

Низкая цена на нефть оказывает очень сильное давление на рубль. Но хотя это и основной, но не единственный фактор девальвации рубля. Свой существенный вклад вносят внешние факторы. Это общее укрепление доллара в мире на фоне ожиданий повышения ставок федрезерва, а также кризиса в еврозоне из-за возможного выхода Греции.

Свое влияние в 2015 году будет иметь необходимость выплат российскими компаниями по внешним долгам в иностранной валюте. Что в санкционных условиях и при закрытом доступе к иностранному капиталу непременно приведет к повышенному спросу на валюту и девальвации рубля. Ближайшие крупные корпоративные платежи по кредитам ожидаются в феврале, когда и прогнозируется максимальный спад.

Особую актуальность сегодня имеет эмоциональный настрой, а именно высокие инфляционные ожидания граждан. В таких условиях экономические механизмы поддержания курса валют не работают, а на рынке господствует паника. При этом любая негативная новость может привести к колоссальному падению рубля.

Негативное влияние на рубль оказывают также пересмотр в худшую сторону суверенного рейтинга России международными агентствами, рекордное увеличение оттока капитала из страны, общий негативный инвестиционный и бизнес-климат в стране. 

Что ожидать от курса рубля в 2015 году

Эксперты Danske Bank (которые делали самые точные прогнозы в 2014 году по данным Bloomberg) ожидают, что рубль уже в первом квартале 2015 года обновит свой локальный минимум в 80,1 р./доллар. Однако средний курс достигнет 75-77 р./долл.

Российские аналитики более оптимистичны в своих прогнозах. Но никто из них не ожидает возврата рубля к прошлогодней отметке ниже 40 р./долл.

Позитивный прогноз «Финам» предполагает, что рубль окрепнет до 50-52 рублей за доллар и 61-63 рубля за евро. В Промсвязьбанке ожидают, что при текущей негативной конъюнктуре доллар в конце января может приблизиться к уровню 70 р., евро — 81 р.

Прогнозы от «Альпари» завязаны на потенциальной стоимости нефти. Цена в 60 долл./барр. позволит рублю укрепиться до 51 рубля, евро - до 62. Тогда как более высокая стоимость нефти в 80 долл./барр. смогла бы обеспечить более существенную поддержку. При таком сценарии цена доллара составит 42–45 рублей, евро — 51–55.

Многие связывают возможное восстановление рубля с политикой ЦБ. Аналитики ждут от регулятора жестких шагов - введение норматива на продажу валютной выручки и введение ограничений на покупку валюты. Ожидается, что ЦБ ограничит рублевое кредитование банков, которые используют валюту в спекулятивных целях. Однако административные рычаги влияния на курс ЦБ также не безграничны. Показателен пример, что повышение ключевой ставки в декабре не смогло укрепить рубль.

Стоит отметить, что ко всем прогнозам стоит относиться с осторожностью. Так, в 2014 году ни один аналитик не смог предвидеть такое падение рубля. Большая часть экспертов сходилась на том, что рубль не будет падать. Но самые пессимистичные оценки, которые вызывали массу критики, предрекали достижение рублем уровня около 40 руб. к доллару и около 49 - к евро.

Высокое значение влияния геополитики на экономические процессы делают прогнозы менее обоснованными и подверженными влиянию внешних факторов.

Видео по теме

Совет 3: Прогнозы цен на нефть в 2015 году

Повышенное внимание к динамике цен на нефть в России обусловлено тем, что именно с ростом стоимости черного золота связываются надежды на восстановление российской экономики и стабилизацию курса рубля. Какими ожидаются цены на нефть в 2015 году и стоит ли ожидать их роста?

Снижение 2015 года - это не первый случай падения цен на нефть в последние годы. Так, с апреля по май 2011 года цены на нефть упали более чем на 30% - с 113 долл./барр. до 75. В кризисном 2008 году величина просадки была еще больше. Тогда стоимость нефти упала на 72% - со 120,9 долл./барр. в сентябре до 33,9  долл./барр. в декабре. Тем не менее, во всех указанных случаях стоимость нефти относительно быстро отыгрывала свои позиции.

Сегодняшняя стоимость нефти многими воспринимается неоправданно низкой. Вопрос состоит в том, стоит ли ожидать быстрого восстановления цен в 2015 году, либо данный спад носит затяжной характер?

Первые торги 2015 года показывали неутешительные тренды: цена на нефть в январе опять уходит в минус. Сейчас нефтяные фьючерсы торгуются ниже психологически важной отметки в 50 долларов. А ведущие аналитики (в частности, Goldman Sachs) делают неутешительные прогнозы - баррель нефти будет торговаться в районе около 40 долл. в течение всей первой половины 2015 года.

Что касается прогнозов относительно среднегодовой стоимости нефти в текущем году, то они также достаточно сдержанные. Так, по консенсус-прогнозу аналитиков, которые были опрошены Reuters осенью 2014 года, средняя стоимость нефти составит 82,5 долл./барр. В результате они понизили свой предыдущий прогноз сразу на 11,2 долл./барр.

Управление по энергетической информации (EIA) снизило свой прогноз относительно стоимости нефти Brent в 2015 году сразу на 15 долл. до 68,08 долл./барр. с 83,42 долл./барр.

Таким образом, эксперты полагают, что нынешнее снижение цен на нефть будет носить долгосрочный характер.

При этом динамика цен на нефть в 2015 году будет во многом зависеть от следующих факторов.

1. Ситуация на китайском рынке. Именно от скорости восстановления китайской экономики во многом зависит сегодня потребление нефти. В 2013 году Китай вытеснил США с позиции крупнейшего импортера жидкого топлива в мире. Хотя сегодняшние показатели экономического роста, а также уровень потребления нефти в Китае выступает не драйвером, а барьером для роста цен на нефть. В целом, траектория развития китайской экономики в 2015 году будет в значительной степени определять стоимости нефти.

2. Позиция ОПЕК. Роль, которая сегодня принадлежит ОПЕК в ценообразовании, можно было проследить на основе ответной реакции рынка на его последнее заседание. Тогда организация приняла решение не снижать объемов производства в целях сохранения своей доли на рынке. Судя по всему ОПЕК стойко занимает указанную позицию и не изменит ее в 2015 году.

3. Нефтедобыча в США. Сланцевая революция в США вызвала переизбыток нефти и стала одной из причин падения цен на нефть в 2014 году. К концу прошлого года объем производства нефти в США превзошел 9 млн барр. в день, что на 80% больше уровня 2007 года. По всей видимости США не собирается отказываться от своих планов по наращиванию собственной добычи. По прогнозам среднемесячное производство нефти в США в 2015 году составит 9,42 млн барр.,что станет рекордом с 1971 года.

4. Геополитический фактор. Именно геополитические кризисы, обострение ситуации в мировых "горячих точках" может сделать все прогнозы цен на нефть неосновательными и привести к значимому росту нефтяных котировок. Так, гражданская война в Ливии в 2014 году резко подняла цены вверх. Нестабильная ситуация в Ираке, где часть скважин была захвачена Исламским государством, по-прежнему вызывает опасения перебоев с поставками.

Низкая стоимость нефти может привести к восстановлению спроса на рынке. Так, в США на фоне снижения стоимости бензина, уже отмечается рост потребления топлива. Если низким ценам и дальше удастся провоцировать увеличение потребления, это сможет привести к повышательной динамике стоимости нефти.

Видео по теме

Совет 4: Продолжится ли девальвация рубля в 2015 году

Резкий обвал рубля на валютной бирже и реакция Центрального Банка на это событие никого не оставили равнодушным. Только ленивый сегодня не задается вопросом: что будет с рублем после Нового года, продолжится ли девальвация рубля и падение курса в 2015 году?

Конечно, в такой критической ситуации давать прогноз на курс рубля – вещь неблагодарная. Даже ученые финансисты и высокопоставленные экономисты дают на этот счет совершенно противоречивые прогнозы, сто будет с рублем в 2015 году. Если еще летом 2014 года доллар стоил 35 рублей, то в середине декабря курс рубля резко обвалился почти до 80 рублей за доллар, и только экстренное вмешательство ЦБ немного замедлило это падение рубля. Что же ожидать дальше от национальной валюты? Продолжится ли девальвация рубля в 2015 году? До каких значений опустится рубль? Что произойдет с отечественной экономикой после таких потрясений?

Реакция ЦБ на падение рубля

Бывший министр финансов поддержал действия регулятора по поднятию базовой ставки рефинансирования до 17%, оценив эти действия, как вполне профессиональные. Слышны и другие мнения. Одни говорят, что этого явно недостаточно – следовало поднять этот показатель до 25%. Другие в резких выражениях критикуют действия регулятора, уверяя, что поднятием ставки на такую величину ЦБ просто уничтожил отечественную экономику, особенно, если это правило будет действовать в течение длительного времени.

Не добавляет оптимизма и стоимость нефти – в своей игре на понижении стоимости нефти арабские страны вольно или невольно способствуют стагнации экономики во всех странах-экспортерах нефти. Страдает экономика России, Венесуэлы – наиболее крупных поставщиков черного золота в мире. Это напрямую влияет и на курс нашей национальной валюты, как и на экономический прогноз на 2015 год. Если цена нефти останется на сегодняшнем уровне в 60 долларов за баррель, экономике грозит рецессия, а курс рубля продолжит падение. Вряд ли временные денежные вливания ЦБ смогут надолго повлиять на ситуацию, хотя экономисты и говорят, что рубль значительно недооценен.

Прогноз на курс рубля 2015 

Председатель Центрального Банка уверяет население, что курс рубля должен стабилизироваться, но для этого нужно время. С этим мнением согласны и другие авторитетные экономисты, но все сходятся на том, что этот шаг очень рискованный – он способен гораздо больше навредить отечественной экономике, чем помочь стабилизировать курс рубля. Объясняется это просто – при высокой ставке рефинансирования отечественные промышленные предприятия потеряют возможность получать кредиты, возросшие ставки не позволят им эффективно развиваться, что грозит массовым разорением крупных и мелких компаний.

Председатель ЦБ призвал отечественных производителей воспользоваться выигрышной ситуацией и завоевывать рынки, а финансисты пытаются успокоить население заявлениями о том, что одновременно с повышением базовой ставки возрастут процентные ставки по вкладам. Вот только это слабое утешение после того, как рубль уже потерял больше 60% от своей стоимости и наверняка девальвация рубля в 2015 году продолжится, а вот вероятность того, что рубль отыграет потерянные позиции, очень мала.

Каким бы ни был прогноз на курс рубля в 2015 году: падение, обвал рубля или его укрепление, населению следует запастись терпением и привыкать к новым условиям, когда зарплаты и пенсии существенно «похудели», инфляционные процессы набирают обороты, а товары и услуги будут дорожать и дальше. Россиянам к таким сюрпризам не привыкать, но оптимизма это, увы, не добавляет. Несомненным остается только одно: по законам экономики все кризисы рано или поздно заканчиваются, за ними следует экономический рост. Остается только ждать его с нетерпением.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 3
Пожаловаться
написалa
Полезная статья, спасибо ) Как я поняла, золото, увы, не панацея.
Пожаловаться
написалa
Точнее сказать панацея для тех, у кого есть свободные сбережения и он готов с ними расстаться на ближайшие пару лет.
Пожаловаться
написалa
Ясно, не мой вариант, поскольку я не готова расстаться )
Осталось символов: 500