Любой талант, в том числе и музыкальный – явление сложное, не до конца изученное. В психологической науке существуют разные модели таланта. Самая жесткая из них – мультипликативная модель, сформулированная американским ученым Д. Симонтоном: если хотя бы один из компонентов таланта равен нулю, то и все остальные компоненты следует «умножить на нуль». В соответствии с этой моделью талантливыми в той или иной области могут считаться лишь 0,5% людей.

Это, конечно, преувеличение, и все же количество талантливых людей невелико, и родители должны быть готовы к тому, что их ребенок в это число не входит.


Музыкальные способности



Сердцевина музыкального таланта – музыкальные способности. Среди них выделяются основные – такие, без которых невозможна ни одна музыкальная деятельность: ни исполнение музыки, ни сочинение, ни даже восприятие. Ученые и педагоги считают, что такими способностями обладают все люди, исключая лишь тотально глухих от рождения, различие заключается в степени их развития.

Основные музыкальные способности выделены отечественным психологом Б. Тепловым: ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство и способность к формированию обобщенных музыкально-слуховых представлений.

Ладовое чувство – это способность воспринимать музыку как выражение какого-то содержания. Его внешние проявления – способность оценить характер музыки более разнообразно, чем «грустная» или «веселая», отличить завершенную мелодию от незавершенной, устойчивую гармонию от неустойчивой.

Музыкально-ритмическое чувство выражается в способности двигаться сообразно музыкальному ритму – маршировать в такт, танцевать, передавая характер музыки в движении.

Способность к обобщенным музыкально слуховым представлениям проявляется в умении опознавать мелодии, которые ребенок где-то и когда-то слышал, в любом тембровом изложении – какой бы человек их ни напевал без слов, на каком бы инструменте их не играли.

Другие составляющие таланта



Один из главных признаков таланта – высокая мотивация музыкальной деятельности. Если родители водят ребенка в музыкальную школу «под конвоем», а дома принудительно усаживают за инструмент – талантливым музыкантом этого ребенка назвать нельзя, даже если у него хорошо развиты музыкальные способности. Действительно талантливый ребенок страстно желает учиться музыке – иногда даже вопреки воле родителей – и точно знает, на каком инструменте он хочет играть. Критически следует оценивать желание учиться игре на гитаре – оно может определяться не талантом, а подражанием сверстникам.

Вряд ли добьется успеха в музыке ребенок со слабым здоровьем, который часто болеет, быстро утомляется, ведь исполнительская деятельность – тяжелая физическая работа. По этой же причине врагом музыкального таланта можно считать неусидчивость.

Каким бы очевидным ни казался музыкальный талант ребенка его родителям, последнее слово нужно оставить за педагогом-музыкантом. Учителя тоже могут ошибаться, но не так часто, как это может представляться честолюбивым отцам и матерям.