Объективизм и относительность истины



Объективная истина не определяется волей и желаниями субъекта. Она не создается людьми и не представляет собой результат соглашения между ними. Истина зависит только от содержания отражаемого объекта. Современная философия имеет разные мнения в отношении объективности истины. Существует немало направлений, признающих существование субъективной истины. Они утверждают, что о принятии того или иного знания в качестве истины люди могут договориться. Но из-за этого выходит, что к истине можно отнести и различные суеверия и верования, которые разделяются большинством людей.


Относительная истина подразумевает, что весьма трудно достичь истины абсолютной. Под абсолютной понимается истина в последней инстанции, которая не может быть опровергнута. К ней можно лишь приблизиться, обретая новые представления и отказываясь от старых. Именно к ней стремится в своих изысканиях разум человека. Один из видов относительной истины – правда. В ней отражается актуальный уровень знания человека о природе явлений. Даже самые достоверные научные знания носят относительный и вероятностный характер. Они не являются полными. Например, знания о скорости вращения Земли относительны, так как они зависят от точности и методов измерения.

Проблема абсолютной истины. Конкретность истины



Абсолютная истина – это то, из чего все произошло. Она не представляет собой процесс, является статичной и неизменной. Подвижность сделала бы из абсолютной истины относительную. В ней содержится максимально полное и исчерпывающее знание обо всем в мире. Если постичь это знание, за ним не останется больше ничего, что можно было бы познавать. Считается, что именно к познанию абсолютной истины должна стремиться философия. Но разум человека ограничен, потому не может целиком постичь абсолютную истину и познает относительную. В религии, например, абсолютная истина открывается верующему по божественной воле. В философии же пока не придумали выхода из ситуации ограниченности познания.

Конкретная истина – это знание, обретенное на основе изучения отдельной области безграничного мира. Любая объективная истина конкретна, абстрактной же не существует. Истина представляет собой знание конкретного предмета в конкретных условиях. Кроме того, истинное знание всегда ограничено рамками конкретной исторической эпохи. Истина учитывает все стороны, связи и опосредования познаваемого предмета или явления.