Совет 1: Виды истины в философском знании

Проблема истины является центральной в философии. Существует множество предположений о том, как достичь истины и что она из себя представляет. Один из спорных моментов - соотношение относительной и абсолютной истин.

Объективизм и относительность истины



Объективная истина не определяется волей и желаниями субъекта. Она не создается людьми и не представляет собой результат соглашения между ними. Истина зависит только от содержания отражаемого объекта. Современная философия имеет разные мнения в отношении объективности истины. Существует немало направлений, признающих существование субъективной истины. Они утверждают, что о принятии того или иного знания в качестве истины люди могут договориться. Но из-за этого выходит, что к истине можно отнести и различные суеверия и верования, которые разделяются большинством людей.

Относительная истина подразумевает, что весьма трудно достичь истины абсолютной. Под абсолютной понимается истина в последней инстанции, которая не может быть опровергнута. К ней можно лишь приблизиться, обретая новые представления и отказываясь от старых. Именно к ней стремится в своих изысканиях разум человека. Один из видов относительной истины – правда. В ней отражается актуальный уровень знания человека о природе явлений. Даже самые достоверные научные знания носят относительный и вероятностный характер. Они не являются полными. Например, знания о скорости вращения Земли относительны, так как они зависят от точности и методов измерения.

Проблема абсолютной истины. Конкретность истины



Абсолютная истина – это то, из чего все произошло. Она не представляет собой процесс, является статичной и неизменной. Подвижность сделала бы из абсолютной истины относительную. В ней содержится максимально полное и исчерпывающее знание обо всем в мире. Если постичь это знание, за ним не останется больше ничего, что можно было бы познавать. Считается, что именно к познанию абсолютной истины должна стремиться философия. Но разум человека ограничен, потому не может целиком постичь абсолютную истину и познает относительную. В религии, например, абсолютная истина открывается верующему по божественной воле. В философии же пока не придумали выхода из ситуации ограниченности познания.

Конкретная истина – это знание, обретенное на основе изучения отдельной области безграничного мира. Любая объективная истина конкретна, абстрактной же не существует. Истина представляет собой знание конкретного предмета в конкретных условиях. Кроме того, истинное знание всегда ограничено рамками конкретной исторической эпохи. Истина учитывает все стороны, связи и опосредования познаваемого предмета или явления.

Совет 2: Исторические типы мировоззрения: понятия и трактовки

С глубокой древности люди стремились познать окружающий мир и назначение человека в нем. Накопленные поколениями знания и представления, жизненные позиции и нормы поведения, проявляющиеся чувства и эмоции составляют основные элементы мировоззрения. На протяжении существования человечества взгляды на мир менялись, вместе с этим появлялись новые программы действий людей, пересматривались мотивы их поведения. Мифология, религия и философия – исторически сложившиеся типы мировоззрения.
Окружающая жизнь формирует у людей повседневное мировоззрение. Но если человек оценивает действительность, опираясь на логику и разум, следует говорить о теоретическом мировоззрении.

В среде людей определенной нации или класса складывается общественное мировоззрение, а отдельной личности свойственно индивидуальное. Взгляды на окружающую действительность в сознании людей отражаются с двух сторон: эмоциональной (мироощущение) и интеллектуальной (миропонимание). Эти стороны по-своему проявляются в существующих типах мировоззрения, которые до настоящего времени определенным образом сохраняются и находят отражение в науке, культуре, обыденных взглядах людей, традициях и обычаях.

Самый ранний тип мировоззрения



Очень давно люди отождествляли себя с окружающим миром, а для объяснения происходящих вокруг явлений в эпоху первобытности складывались мифы. Период мифологического мировоззрения продолжался на протяжении десятков тысячелетий, развиваясь и проявляясь в разных формах. Мифология как тип мировоззрения существовала в период формирования человеческого общества.

С помощью мифов в первобытном обществе пытались объяснить вопросы мироздания, происхождения человека, его жизни и смерти. Мифология выступала как универсальная форма сознания, в которой объединялись начальные знания, культура, взгляды и верования. Люди одушевляли происходившие природные явления, считали собственную деятельность способом проявления сил природы. В первобытную эпоху люди думали, что природа существующих вещей имеет общее генетическое начало, а человеческая общность произошла от одного предка.

Мировоззренческое сознание первобытного общества отражается в многочисленных мифах: космогонических (толкующих происхождение мира), антропогонических (указывающих на происхождение человека), смысложизненных (рассматривающих рождение и смерть, предназначение человека и его судьбу), эсхатологических (направленных на пророчество, будущее). Многие мифы объясняют появление жизненно важных культурных благ, таких как огонь, земледелие, ремесла. Они также отвечают на вопросы, как в среде людей установились социальные правила, появились определенные обряды и обычаи.

Мировоззрение, основанное на вере



Религиозное мировоззрение возникло на вере человека в сверхъестественное, играющего в жизни главную роль. Согласно этой форме мировоззрения, существует небесный, потусторонний, мир и земной. В его основе лежат вера и убеждения, как правило, не требующие теоретических доказательств и чувственного опыта.

Мифологическое мировоззрение положило начало появлению религии и культуры. Религиозное миропонимание дает лишь оценку окружающей действительности и регулирует действия человека в ней. Восприятие мира основано исключительно на вере. Идея Бога занимает здесь главное место: он созидающее первоначало всего, что существует. В этом типе мировоззрения духовное преобладает над телесным. С точки зрения исторического развития общества религия сыграла важную роль при становлении новых отношений между людьми, способствовала формированию централизованных государств при рабовладельческом и феодальном строе.

Философия как тип мировоззрения



В процессе перехода к классовому обществу складывался целостный взгляд человека на окружающую действительность. Стремление установить первопричину всех явлений и вещей составляет главную сущность философии. В переводе с греческого слово «философия» обозначает «любовь к мудрости», а основоположником понятия считается древнегреческий мудрец Пифагор. Математические, физические, астрономические знания постепенно накапливались, распространялась письменность. Вместе с этим появлялось желание размышлять, сомневаться и доказывать. В философском типе мировоззрения человек живет и действует в природном и социальном мире.

Существующими способами осмысления и решения вопросов философское мировоззрение принципиально отличается от предыдущих. Размышления над всеобщими законами и проблемами между человеком и миром основаны в философии не на чувствах и образах, а на разуме.

Конкретные исторические условия жизни общества, опыт и знания людей разных эпох составляли сферу философских проблем. «Вечные» проблемы не имеют права претендовать на абсолютную истину в любой период существования философии. Это свидетельствует о том, что на конкретном уровне развития общества главные философские проблемы «вызревают» и решаются в соответствии с условиями существования человеческого общества, уровня его развития. В каждой эпохе появляются «мудрецы», готовые поставить важные философские вопросы и найти ответы на них.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500