Людей, мало знакомых с мексиканской культурой, при посещении этой страны шокирует обилие черепов и скелетов. Туристам предлагают ярко раскрашенные черепа в качестве сувениров и ткани с рисунком в виде черепов. Эти страшные символы смерти можно увидеть на национальных праздниках. Даже в магазинах одежды и головных уборов стоят манекены, имеющие вид скелетов.


Чтобы понять происхождение мексиканского культа смерти, придется обратиться к истории этой страны.



Истоки культа смерти




В Средние века на территории современной Мексики существовала империя ацтеков. В культуре этого народа, в отличие от Европы, смерть никогда не была запретной темой. Ацтеки были озабочены своей посмертной судьбой не меньше, чем христиане, только условия попадания в рай в их религии были другими. На счастливую посмертную участь могли рассчитывать воины, погибшие в бою, и женщины, умершие во время родов. Тех, кто мирно скончался в глубокой старости, встречал в загробном мире бог Миктлантекуитли, носящий маску в виде черепа, и обрекал душу на полное уничтожение.


Такие верования заставляли как можно больше ценить жизнь и задабривать смерть жертвоприношениями, чтобы она не спешила забрать человека. Так родился культ смерти, унаследованный современной мексиканской культурой от ацтеков.


Культ смерти получил новый импульс во время гражданской войны, начавшейся в 1920 г., потребовавшей от многих мексиканцев героического самопожертвования.


В современной мексиканской культуре особое отношение к смерти сохраняется. Мексиканцы называют ее «Черной госпожой», «святой Смертью» и даже «любимой» или «невестой».


День мертвых




Квинтэссенция мексиканского культа смерти – День мертвых, который празднуют 1-2 ноября. Здесь имеет место взаимодействие двух традиций – языческой и христианской.


У ацтеков было два праздника мертвых: Миккаилуитонтли посвящался умершим детям, а Сокотуэтци – взрослым. Эти праздники были совмещены с днем поминовения усопших, который католическая церковь отмечает 2 ноября – сразу после Дня все святых. Коренные жители Мексики переосмыслили христианские обычаи: молитвы за усопших воспринимались ими как обращение к самим умершим, а милостыня, которую у христиан принято подавать за покойных, считалась жертвоприношением самим мертвецам.


Традиция праздновать День мертвых была подхвачена и выходцами из Европы и сохраняется в современной Мексике. 1 и 2 ноября мексиканцы не только посещают могилы близких, но и устраивают торжественные шествия и обращаются к Госпоже Смерти с просьбой даровать здоровье, счастье и поскорее забрать врагов. Детям в эти дни дарят сахарные черепа и шоколадные гробы.