Что такое мнемотехника?



Изначально, еще в древности, мнемотехника использовалась ораторами для запоминания обширных текстов. Ведь благодаря мнемотехнике проще сконцентрироваться, повышается внимательность и мысли не «разбегаются».


Смысл мнемотехники в том, что любое слово можно нарисовать, проассоциировать со зрительным образом. Можно даже целый рассказ представить в картинках. Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что для ребенка запомнить что-либо на слух задача не из легких, в то время как с помощью картинок даже объемные рассказы и стихотворения он может быстро вспомнить. Самый яркий пример мнемотехники - это фраза «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», благодаря которой многие выучили очередность цветов в радуге.

Зачем нужна мнемотехника дошкольникам?



Маленькому ребенку еще сложно контролировать свое внимание и память. Часто родители жалуются на бессвязную речь, неспособность правильно составить предложение ребенком, неумение контролировать темп и громкость речи. Запомнить что-то абстрактное для дошкольника - вообще тяжелая задача. Так как у малышей преобладает зрительная память, хорошие результаты дает мнемотехника, которую логопеды успешно применяют многие годы. Мнемотехника также хорошо развивает речь и ассоциативное мышление.

Как вы думаете, почему в детских садиках на шкафчиках всегда нарисованы картинки? Картинка помогает малышу запомнить свой шкафчик. Это еще один пример мнемотехники.

В детском саду часто используют мнемотаблицы: картинки с изображением какого-либо предмета. После запоминания названий предметов малышам предлагают составить предложение из нескольких таких картинок. Сами картинки желательно делать цветными: ребенок запоминает, что яблоко - красное, лиса – рыжая и так далее. Мнемотаблицы детки воспринимают как игру, можно их попросить нарисовать самим картинки для рассказа, это будет интересно и весело.

Конечно, мнемотехника – не единственный способ укрепления памяти дошколят, и не стоит ограничиваться только ею. Но она отлично помогает расширить словарный запас, снять зажимы, и развить воображение.

Хорошая память нуждается в постоянной тренировке. Однако, как и в любом деле, главное не переусердствовать. Лишняя информация, особенно та, которая почти не будет использоваться, непременно сотрется из памяти, а ребенок может остаться раздраженным и беспокойным.