Инструкция
1
Об однозначности зарождения слова «барокко» приходится только мечтать. Одни утверждают, что корни его в португальском barroco, что значит «жемчужина неправильной формы» или «жемчужина с пороком». Кто-то считает, что слово произошло от латинского verruca, что означает «место дефекта в драгоценном камне». Другие придерживаются мнения, утверждающего, что слово имеет итальянское происхождение: с итальянского barocco переводится как «странный», «причудливый», «нелепый». В этом смысле стиль барокко носил на себе отрицательную интерпретацию. Последователи классицизма называли словом «барокко» все, что хоть чуть отступало от канонов классики, что являлось для них явной безвкусицей.
2
В общем смысле стилю барокко присущи торжественность, преувеличенное выражение, динамизм, напряженность, стремление к сочетанию разных жанров искусства, реформаторство. Все эти отличительные признаки барокко как стиля отразились в нем отчасти под влиянием эпохи, связанной с открытиями Коперника. Стиль барокко, как и идеи Коперника, был новаторским, пересматривающим взгляд на мир, человека и его место в этом мире. Произошел разлом традиций, существовавших ранее.
3
С другой стороны, признается истинно все, что имеет математическое выражение. То есть это еще и Эпоха Разума и Просвещения. Естественность отвергается стилем барокко, в это время она – синоним невежества, вульгарности, зверства. Женщины носят корсеты, забеливают лицо и сооружают неестественные и вычурные прически на голове. Мужчины же носят парики, бреют усы и бороду и используют духи. Все неестественно, и эту неестественность воспевают. Все естественные желания и позывы оформляются в эпоху барокко началами разума, будь то аппетит или влечение к противоположному полу. Аппетит, например, оформляется изысканно, благодаря изобретению столового этикета. Кстати, вилки и салфетки появились именно в эпоху барокко.
4
Бог представляется человеку барокко не как спаситель, но как созидатель и архитектор. Подобному великому часовщику, Он создал этот механизм под названием мир. Отсюда и убеждение в том, что ему бесполезно молиться, однако у него нужно учиться. Героями этого времени становятся Робинзон Крузо и барон Мюнхгаузен. Они олицетворяют собой приключения, открытия, так присущие эпохе барокко. Всю динамичность, яркость и цветистость стиля барокко воплотили в себе работы Рубенса и Караваджо.