Совет 1: Растения как лекарственное сырье

К лекарственным относят обширную группу растений, которые используются для получения сырья, применяемого в народной или традиционной медицине для профилактики или лечения различных заболеваний.
История использования лекарственных растений уходит в далекое прошлое человечества. Самым древним документом, подтверждающим этот факт, является шумерская глиняная табличка, датируемая III тысячелетием до нашей эры. На ней приводятся 15 рецептов лекарств с использованием таких растений, как горчица, чабрец, пихта, сосна, ива и др. Древнекитайская медицина знала более 1500 лекарственных трав и корений. До сих пор в традиционной культуре Китая активно используют в лечебных целях женьшень, чеснок, лук, имбирь, корицу, кизил и другие растения.

С появлением врачей и аптекарей, как особого сословия, знания о лекарственных растениях были обобщены и систематизированы. В труде Авиценны «Канон врачебной науки», написанном предположительно в 1023 году, описываются около 900 растений с подробными рекомендациями по применению.

В современной классификации лекарственных растений выделяют три группы. К первой группе относятся официальные лекарственные растения, которые признаны в качестве сырья для производства медицинских препаратов на государственном уровне. Вторая группа состоит из фармакопейных растений. Это также официально признанное лекарственное сырье, стандарты которого изложены в Государственной Фармакопеи – сборнике документов, регламентирующих качество лекарственного сырья. К третьей, самой широкой, группе относятся травы и коренья, используемые в народной медицине.

Растительное сырье может использоваться в свежем и сушеном виде. К разновидностям растительного лекарственного сырья относят подземные органы: корни, корневища, клубни и луковицы. Из надземных органов растений в медицине применяют траву, побеги, листья, цветки, почки, бутоны, кору, семена, плоды и ягоды. Подземные органы растений, как правило, заготавливают ранней весной или осенью. Травы и побеги обычно обладают наиболее выраженными целебными свойствами в фазу цветения.

Из лекарственных растений производят различные препараты для внутреннего и наружного применения. Широко используются всевозможные настойки, отвары и экстракты. Из плодов, сочных клубней и ягод иногда получают сок. Сравнительно редко в медицине используется порошок высушенных лекарственных растений. В качестве наружного применения для лечения тех или иных заболеваний применяют травяные ванны, обертывания, компрессы, примочки и всевозможные мази.

Совет 2: Какие растения относятся к лекарственным

Сложно не признать эффективность влияния на организм некоторых лекарственных растений. Профилактическое действие средств, пришедших из глубокой древности, также порой оправдывает себя до наших дней.
Инструкция
1
Считается, что прием настоев и отваров из натурального сырья, в отличие от лечения синтетическими медикаментами, не влечет за собой долгих побочных явлений. Поэтому при болезнях, не считающихся серьезными, некоторые отдают предпочтение лечению лекарственными растениями. К таким болезням и недомоганиям можно отнести легкую простуду, насморк, угревые высыпания на лице, кишечные расстройства. Многие растения, кроме того, способны укреплять иммунную систему человека и давать ей сил противостоять инфекциям во время сезонных обострений. К таким растениям относят чеснок, эхинацею.
2
В качестве лекарств могут использоваться различные части растений: листья, цветки, корни, кора, плоды или все эти части вместе. Зависит это от того, в какой части растения наиболее сконцентрировано обладающее лечебными эффектами вещество. Валериана, которая оказывает успокаивающее действие на нервную систему, содержит лекарственное вещество в своем корне. У эвкалипта, который признан эффективным средством от кашля, эфирные масла собраны в листьях. В самом растении лекарственные вещества чаще всего играют защитную роль и предназначены для того, чтобы предотвратить поедание растения животными, но в настойках и отварах помогают человеку справиться со многими заболеваниями.
3
О действующем веществе в отношении лекарственных растений говорить не принято, и в этом их отличие от химических медикаментов. В случае с лекарственными растениями эффект чаще всего является совместным действием различных растительных субстанций. Различные вещества, содержащиеся в одном и том же растении, действуют на весь организм в целом, а не только на отдельные процессы в нем. Как пример можно привести аптечную ромашку, которая чаще всего используется как противовоспалительное средство, но, помимо этого, обладает еще и действием против метеоризма.
4
Несмотря на все выраженные плюсы, перед применением растительных средств нужно тщательно изучать противопоказания. К примеру, зверобой продырявленный при одновременном применении с контрацептивами снижает их эффективность. В целом лекарственные травы влияют на организм очень мягко, но некоторые из них все же содержат сильнодействующие вещества, к примеру, сердечные гликозиды. Содержатся они в ландыше и наперстянке, и применять эти растения следует с осторожностью. Также для эффективного воздействия на организм следует соблюдать правила сбора, сушки и хранения - только тогда можно быть уверенным в правильном действии содержащихся в растении компонентов.
Источники:
  • Лекарственные растения в народной медицине

Совет 3: Сабельник: лечебные свойства растения

Сабельник болотный относится к многолетним полукустарникам. Его корень, стебли и листья используются для лечения различных заболеваний за счет уникального состава и огромного количества полезных свойств.

Полезные свойства сабельника

Собирать лекарственное сырье рекомендуется осенью, так как в этот период корневища накапливают в себе максимальное количество полезных веществ. С давних времен растение используется в лечебных целях, так как в корневище содержатся эфирные масла, дубильные вещества, флавониды, витамины А и С, многочисленные микроэлементы.

Напиток из сабельника или декопа способен достаточно быстро восстановить силы и повысить тонус организма. Также сабельниковый чай повышает иммунитет, обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим, вяжущим, потогонным действием. Отвар применяется для понижения температуры тела, для устранения симптомов заболеваний желудочно-кишечного тракта, простуды, ревматизма. Вытяжка из растения используется в качестве противоопухолевого средства. Спиртовые настойки назначают для снятия воспаления при различных заболеваниях суставов. Конечно же, эффект достигается только при регулярном и длительном использовании средства.

Листья лекарственного растения обладают ранозаживляющими и противовоспалительными свойствами и показаны для наружного применения. Заваренные измельченные стебли могут накладываться в виде компрессов при радикулите, ревматизме, геморрое, ушибе, мастите и других заболеваниях. Настой смеси листьев, стеблей, корневищ, цветков эффективно помогает справиться с зубной болью и кровоточивостью десен, если ежедневно полоскать им рот.

Популярные рецепты с сабельником

При гнойных ранах прикладывайте свежесобранную траву, в результате чего гной выходит наружу, а раны быстро затягиваются.

Спиртовая настойка сабельника – эффективное средство при раковых заболеваниях желудка и крови. Для ее приготовления измельчите корневища и наполните литровую банку на треть. Залейте 0,5 л водки и поставьте в темное место на 2-3 недели. После этого процедите жидкость и пейте курсами по 1 ст.л. в день. Этой же настойкой можно воспользоваться при больных суставах, регулярно втирая их в пораженные места.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта приготовьте отвар: 1 ст.л. залейте стаканом кипятка и дайте настояться в течение часа. Готовый напиток принимайте по 1/3 стакана трижды в день до приема пищи.

При употреблении различных средств на основе лекарственного растения следует соблюдать осторожность:
- в период беременности и лактации;
- при индивидуальной непереносимости элементов;
- для лечения детей.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500