Совет 1: Что такое Медовый спас

Медовый спас — это православный праздник в честь Спасителя (Иисуса Христа), по-другому ещё его называют Первым спасом, Мокрым, а также Водным. Полное его церковное название - "Изнесением честных древ Животворящего Креста Господня".

Медовый спас (Первый спас) - это праздник, который отмечается православной церковью в августе месяце 14 числа (1 августа по старому календарю). Именно в этот день происходит освящение мёда нового сбора, воды, лекарственных трав и мака, что придаёт им необычайную целебную силу. Считается, что именно в этот время созревает мёд, и именно со спаса его начинают есть, предварительно освятив в церкви.

В этот день раньше происходили крестные ходы к водоёмам, воду освящали, после чего купались в них (смывали грехи). После этого дня уже не купались.

Согласно обычаям на Первый спас (Медовый спас) пекли медовые пироги, булочки и плюшки с мёдом и маком и ходили по домам, угощали всех. Медовый спас приходится на первый день Успенского чеырнадцатидневного поста.

Успенский Пост — это многодневный православный строгий пост в честь Богородицы. В данный пост по понедельникам, средам, а также пятницам разрешается кушать только хлеб, фрукты и овощи (сухоядение), во вторник же и четверг можно есть и горячую пищу, однако без растительного масла, в субботу и воскресенье разрешается и растительное масло. В праздник Преображения Господня, а также в Успение Богородицы можно употреблять в пищу еще и рыбу.

Приметы и традиции на Медовый спас:

  • Если на Медовый спас пошёл дождь, то следующий год будет урожайным, причём чем обильнее осадки, тем больше урожай.
  • На Маккавеи (ещё одно название спаса) собирают мак.
  • Если на Маккавеи пошёл дождь, то пожаров в следующем году мало будет.
  • С этого дня начинают отцветать цветы, так как падают обильные росы.
  • Считается, что с этого дня вода начинает остывать, поэтому после Медового спаса не купаются.

Совет 2: История возникновения Медового Спаса и традиции праздника

В старину первые 2-3 недели августа назывались Спасовками. Дело в том, что в этот период (по старому стилю) праздновались три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый.

Первый Спас – Медовый. Так прозвали в народе православный праздник, который приходится на первый день Успенского поста. Он появился  в 9 веке в Византии и был связан с традицией изнесения Древ Креста Господня. На Руси его начали отмечать лишь в конце 15 века.

Иногда Медовый Спас также называют Мокрым или Спасом на воде. В это время совершался обряд водоосвящения, для исполнения которого служители церкви отправлялись на берег реки или озера. Наиболее распространенное название праздника – Медовый Спас – произошло от обычая собирать в этот день мед и нести его в храм для освящения. Кроме меда, крестьяне освящали овощи и семена – первые плоды летних полевых работ.

С Медового Спаса начинали готовиться к зиме: распахивать поля под озимую рожь, чистить гумна, отделывать овины. Когда начинался посев ржи, с печи поднимали самого древнего старика – опытного пахаря. Считалось, что для получения хорошего урожая он должен посеять первую горсть зерна.

Женщины и дети отправлялись в лес – собирать малину, которая была и самым желанным лакомством, и лучшим лекарством от простуды. Собирали в этот день и черемуху, которую затем сушили и использовали в качестве вяжущего, потогонного и мочегонного средства.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500