История немецкой философии



Можно считать, что немецкая философия началась с трудов Иммануила Канта, Георга Гегеля и Фридриха Ницше. Они очень сильно повлияли на мировоззрение не только современников, но и своих многочисленных последователей и оппонентов, которые, хотя и спорили с ним, не могли уйти от этого влияния.

В дальнейшем немецкая философия была отмечена такими именами, как Готфрид Лейбниц, Карл Маркс, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше. Современные философы, такие как Мартин Хайдеггер, Людвиг Витгенштейн и Юрген Хабермас, также в немалой мере способствуют поддержке имиджа школы немецкой философии, как очень влиятельной и глубокой.


Кант



Фундаментальный труд «Критика чистого разума», в котором Кант раскрыл понятие трансцендентного, стал основой его философии, а также положил начало всей немецкой классической традиции философии. Кант классифицирует человеческие суждения, разделяя их на арпиорно-апостериорные и синтетические-аналитические.

К синтетическим относятся те суждения, которые, не будучи порождены раскрывшим их субъектом, все же выделяют новое знание. Аналитические же не несут новое знание, но лишь объясняют те суждения, которые уже скрывались в субъекте, породившем их. К априорным относятся такие суждения, которые не нужно проверять, истинны они или нет, а вот апостериорные суждения обязательно нуждаются в эмпирической верификации. Кант дополняет, что синтетические суждения, как правило, бывают апостериорными (научные открытия), а аналитические – априорными (логическая цепочка).

Кант стал основоположником философского течения, которое было названо немецким идеализмом.

Гегель



Гегель был последователем Канта, но его идеализм был объективным. Его взгляды очень сильно расходятся с другими идеалистами, так как у Гегеля была несколько иная логика. Он вообще очень внимательно относился к логике, для чего изучил труды величайших древнегреческих философов, изложив результаты своих размышлений в труде «Наука логики».

Гегель утверждал, что Абсолютный Дух – это основа всего сущего, он бесконечен, и этого уже достаточно, чтобы познать себя в полной мере. Тем не менее, чтобы познать, ему нужно себя увидеть, поэтому необходимо проявление. Гегель считал, что противоречия истории история – важная часть противоречий национальных Духов, и когда они исчезнут, то Абсолютный дух придет к Абсолютной Идее самого себя, что и будет результатом этого познания. Тогда настанет Царство Свободы.

Логика Гегеля довольно сложна, поэтому его труды нередко неверно понимались и неправильно переводились на другие языки.

Ницше



Труды Фридриха Ницше довольно нетипичны для философов. Он сознательно отказался от того, чтобы излагать свои мысли обычным способом, предпочитая литературный стиль. Ницше также отказался от раскрытия оснований и разворачивания аргументов. Это дало ему немалую свободу, так как можно было писать все, что он думал или видел непосредственно, отказавшись от следования какой-либо теории, даже своей собственной. Идеи Ницше очень повлияли на весь западный мир, не только на философский.