Дисциплина на уроке: проблемы, причины, решения



Низкий уровень дисциплины на уроке часто является признаком того, что ученики не уважают своего учителя, т.е. он уже успел какими-то поступками или словами заслужить неблагосклонность класса. Причин, как правило, всего две: это простое желание поиздеваться над тем, кто не сможет принять нужных мер, либо месть за заниженные, с точки зрения учеников, оценки и другие «проступки». В этом случае учителю часто приходится менять линию поведения, особенно если прежний вариант был не просто неэффективен, но даже усугублял ситуацию.


Нередко причиной плохой дисциплины становится «неправильное», с точки зрения класса, поведение учителя или даже его оригинальный внешний вид. Проанализируйте свое поведение и привычки, подумайте, что именно вызывает негативную реакцию класса и изменитесь. Непременно поработайте при этом и с учениками: зачастую заводилы в таких случаях оказываются детьми, которым в семье позволяется либо все, либо ничего, т.е. они либо ощущают вседозволенность, либо хотят показать себя, пусть и с плохой стороны, привлечь внимание. Найдите к каждому индивидуальный подход, и ситуация изменится. Делайте акцент не на личности, а на поступках ребенка.

Низкий уровень дисциплины на уроке нередко наблюдается и тогда, когда с классом приходит работать новый учитель. Ученики присматриваются к наставнику, прощупывают почву, стараются определить границы того, что им будет позволено. Стоит поговорить с другими учителями, чтобы получить информацию о классе, а также тщательно продумать линию своего поведения. Безусловно, уровень дисциплины зависит от особенностей конкретного класса, поэтому для каждого случая имеет смысл выбирать особую линию поведения.

Как вести себя с учениками



Важно понимать, что дисциплина на уроке во многом зависит от реакции учителя. Если вы разозлились или серьезно обиделись и позволили себе показать сильные эмоции, проблема только усугубится. Некоторые дети просто «питаются» негативом и с удовольствием наблюдают за выведенным из себя преподавателем. Как бы сильно вы ни злились, не позволяйте им увидеть этого.

На разных уроках ученики ведут себя по-разному. Это во многом зависит от особенностей подачи материала. Если детям действительно интересно то, что рассказывает учитель, и им нравится манера изложения, они будут слушать внимательно и не станут мешать. Более того, когда один из ребят попробует сорвать урок, другие могут воспрепятствовать этому даже без вмешательства учителя. Пробуйте разные варианты подачи материала, ищите то, что нравится детям и используйте лучшие варианты.