Совет 1: В чем философский смысл "Мы" Е. Замятина

Жанр антиутопии всегда подразумевает высокий смыслообразующий уровень. Произведения советских авторов в 20-е годы часто касались проблем страны. Философский смысл «Мы» Е. Замятина можно объяснить с нескольких позиций.

Отражение эпохи

Книга Замятина «Мы» повествует о государстве будущего, в котором все равны. В этом можно увидеть аллегорию советского общества. Евгений Замятин писал свое произведение в 20-е годы, эпоху революций и перемен. Тоталитаризм выражен в его книге напрямую. Само название «Мы» говорит об общности народа. Но равенство здесь рассматривается с негативной точки зрения. Страна Интегралов отличается стремлением к идентичности. Здесь нет личностей, только одни из миллионов. Люди встают в одно и то же время, идут на работу одинаковым строем, берут ложку в руки одновременно. Сексуальная жизнь строго регламентирована. Каждый человек, которому присвоен нумер, имеет право на совокупление с любой женщиной. Для этого выписывается специальный талон. Самой престижной профессией считается математик. Творчество и фантазия здесь не в чести. В этом чувствуется оценка приближающихся репрессий в СССР.

Философский смысл «Мы» Е. Замятина состоит в оценке аппарата власти через призму антиутопии. Отбор людей по повести произошел через усовершенствование пищи. Чтобы решить проблему голода, правительство синтезировало еду из нефти. Не все смогли адаптироваться к ней, поэтому выжило только 0,2% всего человечества. Зато их стали считать лучшими из лучших. Командовать ими начал Благодетель, отражение вершины властных структур. Любой бунт или недовольство системой каралось публичной казнью.

Чтобы взрастить соответствующее поколение, детей почти сразу отнимали у родителей. Их воспитывали на канонах Нового мира незнакомые люди, программирующие единое мышление. Общество больше походит на секту, свято верящую в идею правительства. В своей механизированной жизни они не видят недостатков.

Противостояние

Конфликт повести заключается в противопоставлении Интегралу старого мира. Правительство оградило свое общество от живой природы стеной, за которую запрещен выход. Но нашлись смельчаки, нарушившие правила. Такой стала подруга рассказчика, простого математика, именуемая I. Она разгадала несовершенство Интеграла и решила с помощью своих соратников осуществить переворот. Это противопоставление утопии. Философский смысл книги Замятина заключается в олицетворении творческой интеллигенции Советского Союза, заключенной в оковы тоталитаризма. Люди постепенно становятся более свободными, начинают публиковать запрещенные ранее труды, но все равно осуждаются властями. Попытку освобождения от этого и продемонстрировал Евгений Замятин в своем рассказе. Интеллигенцию здесь представляет бунтарка I. Влюбленный в нее рассказчик пытается взглянуть другими глазами на реалии жизни, но в последний момент трусит и отступает. Массово начинается операция по удалению Воображения. Под этим Замятин выражает зомбирование общества идеологией и недостаток информации.

Совет 2: В чём есть смысл жизни

Философские и духовные вопросы о смысле жизни особенно часто приходят во время упаднического настроения. Личные неудачи, разочарование в жизни, потеря ориентиров – все это подталкивает человека к мыслям о том, зачем он вообще живет, каково его предназначение и в чем состоит конечная цель его существования.

Однозначного ответа на вопрос о смысле жизни нет. В поисках своего предназначения человек выносит субъективную оценку тем или иным критериям, причем каждая точка зрения имеет право на существование. Высказывая свою позицию по данному вопросу, конечно, не стоит рубить с плеча и бросаться с места в карьер в попытках доказать единственную правильность своего взгляда. Необходимо умение анализировать и обобщать, рассуждать логически, вести дискуссию: ростки истины могут «проклюнуться» в грамотно выстроенном диалоге.

Смысл жизни у многих ассоциируется с тем, чтобы делать добро, создавать что-то хорошее и ценное. Без гуманного отношения друг к другу общество деградирует, люди становятся похожи все больше на животных и все меньше на людей. Человеческая личность не может полноценно развиваться и жить без общества, уединенно. Поэтому, как существо социальное, человек должен учитывать интересы общества, своей социальной группы, и помнить свою роль в ней.

О человеке судят, во многом, по его делам и поступкам. Те, кто вкладывает свои силы в общественно значимое дело, работает преимущественно во благо других, а не только для себя, оставляют о себе крепкую память в народе. К примеру, сильна память о великих общественных деятелях, путешественниках, первооткрывателях, канонизированных священниках, прославленных ученых.

Трудно жить для других, ведь своя рубашка ближе к телу и хочется жить комфортно и припеваючи, но какой смысл в том, чтобы жить исключительно ради собственного удовольствия, наживать личное богатство? Ведь ни у кого даже нет гарантии, что завтра его «сказка» внезапно не оборвется на самом интересном месте.

Жить сегодняшним днем и не думать о том, что будет завтра, удовлетворять свои прихоти, бесконечно «тешить» свою алчность – разве может все это сделать человека по-настоящему счастливым? Скорее всего, нет.

Религиозные учения определяют смысл жизни как подготовку к вечному существованию в загробном мире. Считается, что достойно прожитая жизнь, в соответствии с заповедями и, что называется, «по совести», обеспечивает попадание в рай и спокойствие души после смерти. Меж тем, сторонники других учений внушают, что смысл жизни – это сама жизнь в ее сиюминутных проявлениях, поддержание биологического и духовного существования, умение находить простые радости в повседневности.

Несмотря на самоценность и самоцельность жизни как таковой, людям нередко хочется жить ради кого-то и во имя чего-то. Отсюда возникает желание найти свое место в мире и обществе, совершить что-то значимое, оставить след после себя. Есть мнение, что все хорошее и доброе, создаваемое человеком, так или иначе «отпечатывает» его на Земле. Человек продолжает жить в своих детях и внуках, учениках, своем творчестве и вообще во всем, чего он касался. Таким образом, реализуя свой творческий потенциал, он продолжает присутствовать в жизни человечества.

Важными составляющими смысла жизни человека являются его друзья, единомышленники, любимые люди, интересная работа. Так и получается, что «нерв» жизни сосредотачивается на человеке, его окружении и способах взаимодействия между ними. Каждому придется когда-нибудь расстаться с миром, поэтому важно оставить хорошую память о себе. И не стоит унывать, ведь даже если сейчас вам трудно, есть шанс, что завтра-послезавтра все наладится.

Что такое любовь
Связанная статья
Что такое любовь

Совет 3: В чём сущность философии экзистенциализма

Сложно сказать, почему экзистенциализм сегодня так часто упоминается широкими массами. Возможно из-за красивого и глубокомысленного названия, возможно благодаря весьма точному описанию присущего многим «экзистенциального кризиса». Однако сути это не меняет – термин все чаще всплывает в общении с образованными людьми, а поэтому понимать хотя бы сущность данной философской позиции становится все более актуальным.

Прежде чем говорить о сущности термина важно заметить, что философского направления «экзистенциализм» никогда не было в явном виде. Единственный автор, который называл себя экзистенциалистом – Жан-Поль Сартр, остальные же (вроде Кьеркегора или Ясперса) вводили в свои труды и активно использовали термин, но в отдельное течение себя не выделяли.

Причина кроется в том, что экзистенция (т.е. «существование») не является сама по себе «позицией» или убеждением. Это скорее вопрос и тема для рассуждения о том, как каждый конкретный индивид ощущает себя и мир вокруг. Важно при этом то, что личность никак не связана и не привязана к окружающему миру: можно сказать, что, в этом контексте, вся вселенная крутится вокруг человека.

Если говорить о «сути экзистенциализма», то её можно выделить как «чувственное познание мира». В этом контексте авторами рассматриваются вопроса смысла жизни, отношения к окружающим, зависимости от внешних обстоятельств и ответственности за свои действия. Особенное внимание в трудах «о существовании» уделяется страху и отчаянию: считается, что полностью осознать факт того, что «живешь» можно только столкнувшись со смертью. Часто говорится о том, что вся жизнь – не более чем путь к полному осознанию факта собственного бытия.

Центральным понятием данного вопроса является «экзистенциальный кризис», ярко показанный Сартром в романе «Тошнота». Описать его можно как беспричинную тоску и отчаяние, ощущение бессмысленности и сильную апатию вместе взятые. Подобный кризис, по мнению философов, является результатом потери связи с окружающим миром.

Подводя итог, можно назвать экзистенциализм философией бытия. Ее интересует в первую очередь бренность и бессмысленность, слабость человека перед лицом окружающего мира. Но при всей своей слабости человек, почему-то, наделен свободной волей, а значит – может и должен осознанно принимать факт того, что он жив.

Совет 4: Что такое метафизика

Одним из определяющих свойств человека является постоянный поиск и неудовлетворенность найденным. На протяжении всей жизни мы пытаемся познать мир, но чем больше продвигаемся в этом, тем больше задаем себе вопросов. Постоянно обобщая и ища наиболее глобальные ответы, человечество создало, наверное, самую спорную и неопределенную область знаний - метафизику.
Как ни странно, с классической физикой данное направление не имеет ничего общего. Приставка «мета» в данном случае имеет смысл «начало», «исток», а сама суть науки в том, чтобы найти первопричину всего человеческого бытия и существования мира. Одним из первых трактатов по метафизике считаются 14 томов Аристотеля, в которых он рассуждает о «первых родах сущего». Сегодня, метафизика как философское течение строится на ряде основных вопросов: «Что можно считать причиной всех причин и началом любого начала?», «Что есть самая базовая операция, на основе которой стоятся все остальные?» , «Какова первая теорема, из которой выводятся все остальные, и как ее доказать без использования каких-либо аксиом?»Несмотря на то, что вопросы эти не имеют явной практической направленности и кем-то могут быть названы «демагогией», для философских систем и концепций они имеют первостепенное значение. Ответ на эти них становится точкой отсчета для всех остальных мыслей, трудов и работ мыслителя; единственно определенные природные аксиомы помогают подтвердить верность рассуждений автора. Важно отметить, однако, что метафизика почти никогда не рассматривается в первых трудах философа. Скорее, наоборот – метафизические вопросы возникают тогда, когда все остальные решены, уже после того, как «концепция мира» выстроена и упорядочена. Если добавить к этому невозможность нахождения единственного ответа о «причинах причин», то вполне очевидно, что метафизика есть абсолютно субъективный раздел и без того не слишком конкретной науки - философии.На сегодняшний день метафизика теряет свое значение и востребованность, во многом это связано с полным отсутствием качественной ценности. Например, Л. Витгенштейн в своих трудах определяет данный раздел знания как языковую игру, которая не имеет решения самой себя и оказывается полностью бессмысленной. Аналогичная тенденция в рассуждениях наблюдается среди всего интеллектуального сообщества, что может в скором времени привести к полному отказу от подобной ветви науки.
Видео по теме
Источники:
  • О смысле произведения "Мы"
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500