История жанра



Впервые термин «роман воспитания» (нем. Bildungsroman) использовался в 1819 году филологом Карлом Моргенштерном в его университетских лекциях. Немецкий философ Вильгельм Дильтей обратился к этому термину в 1870 году, а в 1905 году термин стал общепринятым.


Первым романом воспитания принято считать «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете, который был написан в 1795-1796 годах. Хотя роман воспитания зародился в Германии, он получил широкое распространение сначала в Европе, а затем и по всему миру. После публикации перевода романа Гете на английский язык, многие английские писатели вдохновлялись им при создании своих произведений. Классическими романами воспитания являются «История Тома Джонса» Филдинга, «Дэвид Копперфильд» и «Большие надежды» Диккенса, «Воспитание чувств» Флобера, «Подросток» Достоевского.

В XX веке роман воспитания продолжает пользоваться популярностью у писателей. Появляются «Мартин Иден» Джека Лондона, «Портрет художника в юности» Джойса, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Убить пересмешника» Харпер Ли и многие другие романы воспитания.

Художественные особенности жанра



В романе воспитания описывается взросление и становление личности молодого человека. Чаще всего герой – тонко чувствующий человек, который хочет узнать жизнь, найти ответы на волнующие его вопросы и приобрести свой собственный опыт. Принято считать, что жанр вышел из фольклорных сказок о младшем сыне, который уходит из дома на поиски счастья.

Обычно в начале повествования происходить какое-то несчастье, которое заставляет героя начать взросление. В романе воспитания взросление, обретение себя – конечная цель и герой достигает её постепенно и с трудом. Часто основным конфликтом романа является конфликт героя и общества. Чаще всего герой в конце произведения принимает законы общества и становится обычным его членом.

Существует несколько разновидностей романа воспитания. В романе развития описывается общее становление личности человека. Роман образования фокусируется на школьном и другом формальном образовании. «Художнический» роман показывает становление личности художника, артиста, становление его таланта. Роман карьеры рассказывает об обретении героем общественного успеха и его постепенном подъеме по социальной лестнице. Выделяют также приключенческий роман воспитания, в котором становление личности героя сопровождается описанием его приключений и часто уходит на второй план.

Для всех разновидностей романа воспитания есть одна отличительная характеристика: в нем описывается существенное становление человека. В большинстве романов героем является человек, чей характер и нравственные установки уже сформировались и неизменны. Герой романа воспитания развивается и постепенно меняется на протяжении всего романа.