Совет 1: Какое самое старое дерево на нашей планете

Самым старым деревом на Земле считается одна из остистых сосен. Ее точный возраст неизвестен, но примерный составляет около 5000 лет. У этого дерева даже есть имя - его называют Мафусаилом.

История и место обитания сосны-Мафусаила

Эта сосна растет в горах на западе Соединенных Штатов, на высоте около 3 тыс. м над уровнем моря. Эту территорию в Калифорнии занимает Национальный заповедник, и, несмотря на это, ученые и экскурсоводы держат в строжайшей тайне информацию о Мафусаиле, опасаясь вандализма. Какая именно из растущих на склонах Белых Гор сосен имеет такой солидный возраст, известно только узкому кругу лиц.

Работники и ученые справедливо опасаются, что каждый посетитель захочет сфотографироваться с долгожителем, а под шумок и оторвать кусочек от этого дерева, поэтому никто не скажет, где именно растет Мафусаил. Рощу, где он растет, показывают всем без исключения, но деревьев там множество.

Имя сосне дано было от библейского пророка Мафусаила, который тоже являлся знаменитым долгожителем по людским меркам - он прожил 969 лет. Сосна была обнаружена в 1953 году ботаником по имени Эдмунд Шульман. Этой сосне официально присвоен статус старейшего индивидуального, т.е. неклонированного организма, оставшегося в живых на планете.

Добраться до Национального заповедника в Белых Горах нелегко. Второе его название - Ancient Bristlecone Pine Forest, что означает «Древний Лес Остистых Сосен». Этот заповедник лежит в стороне от туристических дорог, высоко в горах, и большую часть времени проезд туда невозможен из-за снежных заносов, так как последняя часть пути представляет собой горный серпантин.

Древние остистые сосны

Мафусаил на склоне Белых Гор растет в окружении себе подобных. Время, ветра и холода искорежили их стволы, некоторые из них потеряли большую часть коры от обморожений и выглядят полумертвыми. Влаги в тех местах очень мало, а большая часть осадков выпадает в виде снега, почва известковая, в ней преобладает доломит. Все сосны в таких условиях выглядят примерно одинаково.

Посетителей в заповедник приезжает не слишком много, но тайна местонахождения Мафусаила соблюдается строго. Ведь эта сосна изначально занимала только второе место среди долгожителей. Сосна по имени Прометей была примерно на 500 лет старше Мафусаила и росла в соседнем штате, Неваде. К ее гибели не имеют отношения вандалы - Прометей бы срублен по незнанию.

Заповедник в то время еще не был создан и исследования о возрасте растущих в тех местах сосен не проводились. Студенту Дональду Карри были нужны материалы для дипломной работы, посвященной ледникам. Он получил разрешение и срубил одну из остистых сосен, растущих там. Позднее подсчет годовых колец показал, что возраст сосны составлял более 5 тыс. л. Старых деревьев в тех краях было много, но по нелепой случайности студентом было выбрано не просто старое, а старейшее из всех на Земле.

Совет 2: Какое дерево самое старое в мире

Многие деревья могут жить тысячелетиями, если условия жизни этому благоприятствуют. Возраст некоторых известных ныне деревьев больше, чем возраст целых цивилизаций и династий.
Инструкция
1
Самые известные долгожители из мира деревьев скрыты от посторонних глаз, и координаты их не сообщают нигде, чтобы уберечь растение от вандализма. До недавнего времени считалось, что самое долгоживущее дерево - это сосна, которой дали имя Мафусаил, растущая в Белых горах Калифорнии. Частично та роща, в которой произрастает сосна, открыта для посещения, но местонахождение дерева держится в строжайшем секрете. Мафусаил по-прежнему остается старейшим из ныне живущих индивидуальным организмом на нашей планете.
2
Сосна Мафусаил известна еще под именами «межгорная Остистая сосна», «Остистая сосна Большого Бассейна», «западная Остистая сосна». Этот вид в наше время под угрозой исчезновения, так как обитает только в Неваде, Калифорнии и штате Юта. Остистые сосны очень медленно растут, имея плотную смолистую древесину. Для того, чтобы по достоинству оценить возраст этой с виду ничем не примечательной сосны, стоит взглянуть на него в контексте истории. В эпоху правления династии фараонов, которая была около 1300 лет до н. э., возраст Мафусаила уже приближался к тысячелетнему юбилею.
3
Там же, в Белых горах штата Калифорния, был обнаружен несколько позже истинный долгожитель, известный в настоящее время под именем сосны Безымянной. У этого дерева нет сердцевины, есть только корень, от которого растет более молодой побег. Безымянная сосна была срублена по незнанию, и только после этого выяснилось, что возрастом она значительно превосходит всем известное дерево по имени Мафусаил. В связи с этой досадной ошибкой точный возраст безымянной сосны выяснить не удалось, и хотя формально ее корень старше сосны Мафусаил, растущий от него побег может считаться только клоном Безымянной сосны.
4
Совсем недавно группа исследователей в Швеции нашла еловую поросль на горе Фулу. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст одной из этих елей приближается к девятитысячному юбилею. Ствол, растущий на старом корне, значительно моложе. Эта ель застала еще ледниковый период благодаря своей способности пережидать неблагоприятный период, полностью затормаживая обмен веществ и фактически умирая на неопределенное время. Глобальное потепление спровоцировало начало роста этой ели, благодаря чему она и была найдена. Две ели, растущие рядом, уступают ей в возрасте - им 4 и 5 тысяч лет соответственно. Специалисты решили, что эта ель-долгожитель одна из первых, появившихся после Ледникового периода на нашей планете.
Видео по теме
Источники:
  • Старейшие деревья планеты
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500