Совет 1: Что такое финансовый анализ

Финансовый анализ - непременный атрибут финансового менеджмента, основа для принятия управленческих решений. Он представляет из себя процесс исследования финансовых показателей компании для определения шагов по повышению ее рыночной стоимости и обеспечению перспектив развития.
Инструкция
1
Финансовый анализ широко применяется менеджментом компании. Он позволяет оценить насколько стабильно работает компания, а также выявить возможные риски банкротства. Также распространен финансовый анализ в практике аудиторов и оценщиков. Пользуются методами финансового анализа и банки при принятии решения о предоставления кредита. Бухгалтера используют финансовый анализ при подготовке пояснительной записки к годовой отчетности.
2
Различают шесть ключевых методов, которые применяются при финансовом анализе. В их числе горизонтальный и вертикальный анализ, трендовый анализ, анализ относительных показателей, сравнительный и факторный анализ. При горизонтальном анализе каждый показатель сравнивается с предыдущим периодом, при вертикальном - определяется удельный вес каждой статьи (доходной или расходной) в общей структуре. Также анализируются факторы, которые оказали влияние на общий результат.
3
Неотъемлемой частью является трендовый анализ, который производится в целях анализа трендов. Например, повышение удельного веса в продажах одной продукции на фоне сокращения - другой. Все финансовые показатели сопоставляются между собой для определения корреляций. В ходе сравнительного анализа показатели компании сопоставляются с данными по конкурентам, а также со среднеотраслевыми значениями. Без подобного сопоставления данные по конкурентам - неинформативны.
4
В ходе финансового анализа используются количественные и качественные методы. Они включают анализ активов и обязательств компании, ее ликвидности, финансовой устойчивости, платежеспособности, оборачиваемости активов.
5
Финансовый анализ можно классифицировать по различным основаниям. С точки зрения пользователя различают внутренний, который проводится собственными специалистами компании, и внешний финансовый анализ. В последнем случае его могут производить оценщики или аудиторы. По направлению анализа выделяют ретроспективный и перспективный анализ. При ретроспективном анализируется прошлая финансовая деятельность. При перспективном анализе определяются финансовые планы и прогнозы. По степени глубины исследования различают экспресс-анализ и детализированный финансовый анализ.
6
Финансовый анализ может быть направлен на различные показатели. В этом случае различают анализ финансовой отчетности, который осуществляется по данным бухгалтерской отчетности; инвестиционный анализ, посвященный исследованию инвестиций и капитальных вложений; технический анализ, в поле зрения которого попадает динамика ценных бумаг компании.

Совет 2: Что такое финансовый аудит

Некоторые руководители организаций в процессе хозяйственной деятельности используют так называемый финансовый аудит. Он заключается в проверки бухгалтерских документов, оценки финансового состояния предприятия. Финансовый аудит осуществляется специалистами – аудиторами.

В 19 веке зародилось такое экономическое направление, как аудит. Это связано с появлением многочисленных акционерных организаций. Руководители компаний поняли, что необходимо осуществлять контроль над всеми хозяйственными операциями, оценивать нововведения, получать информацию о менеджменте организации.

В Россию финансовый аудит пришел в 90-ых годах, но изначально он был направлен лишь на выявление нарушений Налогового кодекса, а также для контроля материально-ответственных лиц.

В то время в России был недостаточно высок уровень знания аудита, поэтому молодые специалисты уезжали на обучение в зарубежные страны. Сейчас существуют различные академии, курсы для обучения такого персонала. Получив образование, аудитор должен вступить в Российскую коллегию аудиторов. Также для подтверждения диплома, необходимо ежегодно прослушивать лекции и проходить аттестацию. Именно эти специалисты проводят аудиторскую проверку.

Финансовый аудит может проводиться как по желанию руководителя организации, так и в рамках ежегодных проверок. Чаще всего его проводят перед налоговыми проверками, для снижения судебных рисков, при реконструкции предприятия, а также в случае перепродажи бизнеса. Аудиторскую проверку обязательно должны проводить открытые акционерные общества, страховые и кредитные организации. Также аудиту подвергаются и организации, которые имеют ежегодную выручку более 50 миллионов рублей.

Целями финансового аудита являются:

- оценка всех изменений на предприятии;
- контроль и анализ всех хозяйственных операций;
- возможность использования и применения инвестиций.

После проведения проверки аудиторы должны в письменном виде вынести заключение, в котором будут содержаться выводы, риски, возможные решения некоторых проблем.

Совет 3: Что такое точка безубыточности

Открытие собственного дела может стать очень непростой задачей. Начинающему предпринимателю приходится решать множество самых разнообразных вопросов по организации бизнеса. Одна из задач – своевременное осуществление финансовых целей бизнес-проекта. Наиболее важным показателем финансового положения нового предприятия считается достижение точки безубыточности.

В мире бизнеса нередко можно услышать расхожее мнение: либо вы достигаете точки безубыточности, либо ставите окончательную точку в своем бизнесе. Достижение точки безубыточности – главная финансовая цель, к которой должен стремиться предприниматель, запуская деловой проект. Говоря простыми словами, это такое положение, когда доходы от бизнеса становятся равными сумме затрат. Следует помнить, что структура производственных затрат неоднородна и складывается из постоянной и переменной частей. Переменные затраты практически полностью определяются деятельностью компании. Иначе говоря, с ростом продаж увеличиваются переменные затраты. Это обстоятельство позволяет бизнесмену до некоторой степени регулировать этот вид затрат. Переменные затраты зависят в значительной степени от того, какое количество материальных ресурсов и денежных средств затрачивается на единицу выпускаемой продукции. Сюда же принято относить затраты на материалы и сырье, на технологии, энергию, логистику, а также себестоимость товара. А вот постоянные затраты нередко превращаются для предприятия в тяжелый груз. К этой категории расходов обычно относятся аренда офисных и производственных площадей, оплата труда работников, регулярные выплаты по финансовым обязательствам предприятия. Первоочередная задача предпринимателя состоит в том, чтобы правильно рассчитать оба вида затрат – переменные и постоянные. После этого появляется возможность высчитать точку безубыточности, после которой начинается настоящая прибыль. Для этого бизнесмен должен ответить на два вопроса: каким должен быть уровень дохода, чтобы покрыть все расходы в течение определенного периода, а также сколько продукции для этого потребуется реализовать. При достижении точки безубыточности предприятие еще не будет иметь прибыли, но одновременно не понесет убытков. С этого момента появляется возможность с выпуском каждой новой единицы продукции выйти в прибыль. При определении точки безубыточности можно выразить ее как в единицах продукции, так и в чистом денежном эквиваленте. В последнем варианте искомая точка будет равна минимальному доходу, при котором издержки производства целиком окупаются, а прибыль при этом отсутствует. Будучи выраженной в единицах продукции, точка безубыточности составит минимум товаров, произведенных за конкретный период. Точка безубыточности становится надежным критерием оценки эффективности деятельности нового предприятия. Если выясняется, что компания в запланированные сроки не в состоянии достичь указанной точки, принято считать, что предприятие неэффективно с рыночной точки зрения. Впрочем, для полной и объективной оценки потребуется проделать всесторонний анализ финансовых показателей предприятия.

Видео по теме
Источники:
  • «Предпринимательский анализ финансов малого предприятия», Д. Ньюман, Л. Дейвис, 2006.

Совет 4: Финансовые пассивы: анализ и структура

Для каждого коммерческого предприятия важны не только активы, но и пассивы – операции, которые формируют банковские ресурсы. Стабильность, величина и структура ресурсов являются факторами надежности и влияют на объем прибыли.

Пассивы финансового учреждения и их структура

Пассивные операции аккумулируют свободные средства юридических и физических лиц. Это очень важно, так как эти средства позволяют производить инвестиции, предоставлять кредиты населению, удовлетворять экономические потребности в основном и оборотном капитале. К пассивам относятся уставные капиталы, фонды, эмиссионный доход, вклады населения, активы инвесторов и многое другое. Банковские пассивы делятся на две группы. Первая группа – это обязательства организации перед вкладчиками и банками (то есть пассивные кредитные операции). В этом случае банк является заемщиком, а клиенты – кредиторами. Вторая группа – собственные и заемные средства. Это такие операции, которые формируют собственный ресурс и не требуют возврата.

Анализ пассивов

Задача такого анализа – определить место пассивов банков в общей структуре финансовых учреждений, государственных и негосударственных. Анализ состоит в том, чтобы сравнить прогнозируемые показатели финансовых пассивов с их расчетными характеристиками. Анализ пассивов позволяет вычислить надежность банка. Различают собственные банковские средства и привлеченные, у надежного банка их соотношение больше единицы. Более низкие показатели говорят о том, что имеется риск невозврата вкладов.

Процентная доля привлеченных средств показывает, какое место занимает финансовая организация в общей системе банков страны. Для полноценной работы банка эта доля должна составлять максимум 10-11 процентов. Из-за того, что банковский рынок не отличается постоянством, проанализировать собственные средства финансовой организации может быть проблематично. Однако регулярный анализ пассивов позволяет заглянуть в будущее и оценить возможность финансовых рисков, что в свою очередь помогает составлению экономически выгодной стратегии.

Анализируя собственные средства банка, необходимо оценить состав пассивов, их динамику, структуру, изменение уставного и дополнительного капитала. Этот анализ позволяет получить представление об источниках формирования средств. Данные, полученные в результате анализа пассивов банка, используются для того, чтобы сделать выводы об изменениях в их структуре. Рассчитываются ориентировочные показатели за достаточно продолжительные периоды. Таким образом возможно прогнозирование будущих инвестиций. Кроме того, анализ пассивов дает возможность удостовериться в надежности предприятия.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500