Совет 1: Язык как культурный феномен

Функции языка разнообразны. Он служит средством общения, способом передачи информации и эмоций. В отличие от простейших сигнальных систем, которые используют животные, человеческий язык представляет собой социальный и культурный феномен. Развитие языка шло вместе со становлением культуры человеческого общества.
Инструкция
1
Мысль выражается и совершается в словах, указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Выступая средством становления мыслительных форм, язык превратился для человечества в орудие познания действительности. Через усвоение и использование речевых конструкций человек стал способен осознавать и выражать свое миросозерцание. В этом смысле язык является отражением образа жизни человека и достигнутого человечеством уровня культуры.
2
Множественные функции языка и непрерывный характер его существования сделали язык инструментом для хранения и передачи последующим поколениям исторического и культурного опыта. Язык – неотъемлемая составная часть культуры цивилизации и сокровищница опыта человечества. Культура каждого народа находит свое отражение в языке, создающем субъективный образ объективного мира.
3
Являясь непременным атрибутом культуры и носителем «культурного кода» сообщества людей, язык становится выражением вполне определенного образа восприятия и мышления. В языке закрепляются существенные признаки социальных явлений, из которых складывается «ткань» общественной, политической и культурной жизни народов. Через язык проявляются самые тончайшие черты духа и характера народа.
4
Вопросы развития языка как культурного феномена выходят за рамки лингвистики. Он становится объектом рассмотрения социальной философии, культурологии и истории. Определить влияние языка на культуру позволяет междисциплинарный подход к исследованию языковых процессов. Системный метод дает возможность вывить тенденции взаимодействия языка, общества и его культуры.
5
Одной из форм, посредством которых языковые средства находят отражение в культуре, является народное творчество. Фольклорное наследие содержит в себе все основные проявления мыслей и чувств человека. Народный язык отличают своеобразие лексики, глубина и яркость образов, используемых в сказаниях, песнях и частушках. Культура народа неотделима от языковых средств.
6
В современном обществе очень высока роль средств массовой информации. Новые системы коммуникаций обладают высокой скоростью распространения информации, но в определенной мере обедняют язык и культуру аудитории. Утрачивается интерес к чтению художественной литературы, притупляется чувство языка, общение становится более примитивным. Снижается общий уровень грамотности населения. Решение этой проблемы входит в круг задач, стоящих перед обществом, которое хочет сохранить и упрочить свою культуру.

Совет 2: Праздник как культурное явление

Само слово «праздник» вызывает приятные воспоминания, наполняет теплом, радостью. Это понятие всегда тесно связано с хорошим настроением и счастливым временем. Люди любят предвкушать это событие, наслаждаться предпраздничной суетой, им нравится любоваться красотой самого действа. Но при этом мало кто задумывается, что праздник – это не просто мероприятие, дата или повод собраться, это культурный феномен, который серьезно исследует не одно поколение ученых.
Традиционная народная форма отдыха. Такое самое простое определение можно дать понятию «праздник». Если говорить научным языком, то праздник – это особый феномен, важнейшая составляющая человеческого бытия, социальное и культурное явление.


Даже небольшой анализ происхождения термина «праздник» в языках, имеющих важное влияние на историю европейской культуры, показывает, что праздник связан с танцами, весельем, пиршеством, религиозным культом, важными датами истории народа и государства. Из латыни мы знаем термин «fiesta» - народное гуляние, а русское слово «праздник» происходит от прилагательного «праздный», что значит «не занятый».


Существует целый ряд определений этого термина. Но все исследователи отмечают двойственную природу праздника: он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее. С помощью праздника традиционный опыт каждый раз воспроизводится, и так передается во времени от поколения к поколению. Происходит духовное единение с живыми и ощущается связь с предками. В атмосфере праздника человек чувствует себя одновременно личностью и членом единого коллектива. Возникает непринужденное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей.


С давних времен праздник в культуре вытекал из системы календарного исчисления и в то же время управлял этой системой. То есть календарные праздники строятся на основе циклического природного времени и отражают наиболее важные этапы жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому в периоды эпохальных перемен значительным изменениям подвергается именно календарь и вся система праздников.


Праздник разрывает повседневное течение времени, он возмещает недоступные и даже запретные в будни удовольствия. Он находится на стыке между двумя уровнями бытия человека: реальным и утопическим (иллюзорным). На время праздника допускается обществом отступление от правил и норм – моральных, социальных, этических. Люди погружаются в другой мир, где возможно всё. В этот период устанавливаются особые отношения. Попав в праздничную атмосферу, разные по взглядам, характеру и поведению индивидуумы начинают вести себя сходным образом. Так праздник для общества выступает средством снятия напряжения и является просто необходимым для поддержания психологического баланса людского коллектива.


Смех – такая простая вещь и неотъемлемая часть фиесты – на самом деле играет ключевую роль как культурно-психологическое явление. Так называемая зона смеха в социуме становится зоной контакта. В праздничной кутерьме часто звучит «беспричинный» смех, который говорит о радости, ликовании. Ярким тому примером служат карнавалы. Многие виды деятельности человек способен осуществлять в одиночку, но праздновать – никогда. На разные комичные ситуации отдельные члены коллектива могут реагировать по-разному, но общий смех выражает взаимопонимание, сплочение группы людей, неформальное равенство среди них.


Знаменательные даты и события всегда отмечали в кругу семьи, обязательно посещали храм и выходили «в народ», на улицу. Так выражалось следование традициям, посредством которых общество ищет неосязаемые опоры своей стабильности. И в то же время, люди стремятся сделать праздничный досуг более интересным и соответствующим духу времени.


Праздник опирается на устоявшиеся традиции, постоянно стремится к их возрождению, поэтому сопровождается ритуалами и обрядами, но никогда не сводится к ним одним. И таким образом способствует развитию, обновлению и обогащению традиций.
Видео по теме

Совет 3: Религия как философская тема

С момента появления философии религия стала одной из ее проблем. Дело в том, что большая часть тем, которые пробует развивать философия - вопросы об истоках мира, местонахождении человека во Вселенной, причин человеческих действий, потенциале и пределах познания, - в то же время стали вопросами религиозного мировоззрения.
В течение всей своей истории философия испытывала нужду в критическом разделении с религией. Само название «философия религии» возникло довольно поздно - в XVIII веке, но уже в классической философии можно отыскать определенные мнения о боге, о причастности божественного к конечной реальности. Философия религии - это философское мышление, рассматривающее религию как свой предмет. Рассуждать о религии может не только религиозный человек, но и атеист, и агностик. Философия религии является достоянием философии, а не теологии. Философия религии как культурный феномен появилось в рамках иудео-христианской традиции.

Религия старше философии и, вероятно, обладает своими собственными корнями. Она скорее что-то «иное» по отношению к философии, поскольку она имеет дело с действительностью, превышающей пределы и потенциал человеческого ума. Это состояние особенно ярко ощущалось во время раннего христианства, не испытывавшего ни малейшей нужды в философской аргументации. И последующая история христианства предоставляет много иллюстраций того, что религия смотрит на философию как на свою противоположность. Но одновременно в своих истоках религия реализуется как человеческое событие, как вид человеческой жизни. В любое время существует человек, который верует, читает молитвы, принимает участие в культе. Поэтому философия религии понимает теологические определения прежде всего как явления религиозной практики.

Религиозная практика совершается в тесной связи с человеческим осмыслением жизни. Религия осуществляется в человеческой речи, видах и группах человеческих размышлений. Это разъясняет тот факт, что религия меняется заодно с историческими изменениями в постижении человека и жизни. Следовательно, возможна философская тема религии, хотя то, о чем задаются вопросы, оказывается абсолютно другим по отношению к философии.

Сейчас можно попробовать дать определение религии с целью прояснить, с чем же философской мысли случается иметь дело. С незапамятных времен под религией расценивалась причастность человека к Богу или сфере божественного. Это понятие могло толковаться неодинаково, но главные понятия сохранялись. Мы приходим к теме Бога как принципу религии, человеке как представителе религии, и причастности человека к Богу, образующем фундамент единства, называемого религией. Философская разработка этих тем отличается от безапелляционных конструкций традиционных религий. Философия исходит из естественной среды человеческой жизни без привлечения откровения. Уже во время раннего христианства апологеты II века вопрошают, существует ли Бог. Эта тема подразумевает осмысление того, «что» такое Бог, и это восприятие действительности, которое доказывает потенциал интеллекта отвечать на такие вопросы.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500