Совет 1: Как раньше строили дом

Раньше строительство дома было намного более трудоемким процессом, так как все работы выполнялись вручную. Селянам помогала взаимовыручка: жилье строили «всем миром», то есть задействовалось все работоспособное население. У славян были свои секреты и правила возведения срубов и кровли.
В регионах, богатых лесом, жилье строили из дерева. Там, где был недостаток пиломатериала, использовали глину и солому. Такие постройки назвали саманными. Технологии возведения деревянных и саманных домов отличаются кардинально. На территории Руси выстраивали исключительно деревянные дома.

Как строили срубы?

До Х века единственным инструментом мастера был топор. Жилье возводили из необструганных бревен и называлось оно сруб. После появления пил процесс строительства стал более быстрым, а окна, крыши, дверные проемы начали украшать резными узорами. Изначально в качестве соединительных элементов для деревянных конструкций использовали штыри, изготовленные из крепкой древесины. Во время сборки дома применяли несколько способов стыковки бревен: в шип, в обло, в лапу. Впоследствии появились гвозди.

Избы устанавливались непосредственно на грунт, но предварительно выполнялась гидроизоляция с помощью глины: выстраивали т.н. глиняный замок. Основой дома были нижние венцы – четыре соединенных между собой бревна, которые выбирали с особой тщательностью, так как от скорости их гниения зависела целостность и долговечность постройки. Вокруг нижних венцов выстраивали ряж - плотно уложенные друг к другу крупные камни.

Внешнюю сторону бревен, как правило, оставляли округлой. А внутри помещения – стесывали. Зазоры уплотняли мхом, паклей, сухой травой. Для того чтобы удержать в доме тепло, окна и дверные проемы делали небольшими. Отапливали избу с помощью печи, к которой пристраивали полати – места для сна.

Как возводили кровлю?

Стропильную систему выстраивали из более тонких бревен, которые или остругивали, или оставляли с корой. Раньше крышу строили без использования гвоздей и других соединительных элементов. Называлась такая система «самцовая». Самым первым кровельным материалом был дерн – перевернутый вверх корнями пласт земли с густо разросшейся травой. Для защиты от размывания водой его покрывали берестой. Часто использовали и другие способы устройства крыши: с помощью снопов соломы или дранки (расщепленных осиновых поленьев). Впоследствии в качестве кровельного материала стали настилать тес – доски толщиной 2-2,5 см.

Фронтон называли челом и украшали резными элементами, символизирующими различные талисманы и обереги. Карнизы устраивали с помощью длинных тонких досок – причелин, которые закрывали кровельные слеги от дождя. Самой распространенной была двускатная крыша, так как она более проста в сборке. Но существовали и шатровые кровли в виде восьмигранной пирамиды, а также кубоватые - в виде четырехгранной луковицы. Дома, увенчанные такими крышами, называли теремами.

Совет 2: Как раньше строили дома

В старину дома возводили из того материала, который добывали непосредственно на месте строительства. В районах, богатых лесом, строили бревенчатые избы. Также в качестве строительного материала использовали камень.

Возведение каркаса

Основу деревянного дома составлял сруб – четырехугольник из соединенных между собой бревен, рубленных топором, единственным инструментом, которым пользовались строители. В современном строительстве используют электропилы, но выражение «срубить дом» осталось. Не прибегали древние мастера и к помощи гвоздей, скрепляли элементы конструкции деревянными костылями.

Каркас устанавливали на плотно уложенные по периметру валуны – ряж, это спасало нижний ряд от гниения. Применяли два способа крепления бревен:
−в лапу;
−в оболонь (чашу).
При соединении венцов « в лапу» концы бревна не выступают за пределы стены. При таком соединении углы нуждаются в дополнительном утеплении. В старинных домах более популярным был вид крепления «в оболонь», когда концы венцов выходят за наружные стены, так получается надежнее и теплее.

Межвенцовым утеплителем служил мох или льняная пакля, на него укладывали венцы при сборке, дополнительно конопатили по завершении монтажа. Снаружи бревна оставляли круглыми, внутри их обтесывали, делали плоскими. Строение имело форму четырехугольника (четверик) или восьмиугольника (восьмирик). Восьмирик использовали при возведении зажиточных хором, храмов. Русские зодчие возводили пирамидальные строения, устанавливая на восьмиугольники четверики.

Устройство кровли

Для сохранения тепла делали низкие двери, а окна, напротив прорубали ближе к потолку. Кровлю делали без гвоздей – «самцовую». Торцовые стены завершали укороченными бревнами, на которые в продольном направлении укладывали жерди-слеги. Поперек на слеги клали тонкие стволы деревьев с корнями, называемые курицами. Корни поддерживали выдолбленное бревно, в которое стекала вода. Поверх «куриц» крыша застилалась досками, концы которых упирались в желоб для сбора воды. Для покрытия кровли использовали солому, связанную в пучки, дранку. Самое дорогое покрытие – тесовое. Стык кровельного покрытия закрывали выдолбленным бревном.

Каменное зодчество

В X века на Руси началось строительство каменных зданий, материалом служил белый камень – светлый известняк карбона, его добывали на европейской части России. В архитектуре первых каменных храмов видно влияние Византии, но и самобытный характер русских зодчий ярко выражен.

В храмовом строительстве утвердился крестово-купольный тип. В светских зданиях преобладает асимметрия, сложные дворцовые постройки состоят из простых объемов – палат, соединенных между собой переходами и галереями. Своды поддерживаются большим количеством опорных столбов.
Видео по теме
Источники:
  • Ведическое информационное агенство.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500