Совет 1: Сознание как общественный феномен

Мыслители и философы со времен древности искали ответ на вопрос: что такое сознание. Споры велись на протяжении многих столетий вокруг этого понятия и его возможностей. Не утихают они и до сих пор.
Вам понадобится
  • Учебник по психологии.
Инструкция
1
Теоретические основы этого общественного феномена изучил и представил на суд читателей психолог современности Тульвинг И. Он разделил его на три отдельные составляющие: аноэтичное (процедурная память, когда мы несознаем абсолютно ничего, но при этом регистрируем сигналы из окружающей среды), ноэтичное (семантическая память, когда мы все что-то сознаем) и автоноэтичное (эпизодическая память, то, что мы осознаем о себе).
2
Общественный феномен сознания современного человека состоит в том, сознание является продуктом истории всего человечества в целом, итогом развития множества поколений. Однако, чтобы разобраться в сущности данного феномена, необходимо выяснить, с чего все начиналось. Сознание начало развитие с эволюции психики зверей. Таким образом, перед возникновением разумного человека миллионы лет создавались необходимые условия.
3
Развитие сознания началось с простейших организмов и растений, у которых начала формироваться способность реагировать на различные воздействия окружающего мира. Это называется раздражительностью. Данную стадию развития психики принято называть сенсорной. Спустя миллионы лет организмы стали ощущать с помощью формирования органов чувств. Это привело к способности приобретать отдельные свойства, такие как цвет, форма. Наивысшей формой сознания у животных стало восприятие. Оно позволило представлять объекты целиком. А у высших форм млекопитающих даже появились элементы простейшего мышления. Объединив все перечисленные этапы и стадии и добавив чувства и волю, развилась и смысловая память.
4
Понятие сознания можно представить с помощью следующего определения. Сознание является высшей формой отражения окружающей действительности. Оно свойственно только человеку, связана отдельными функциями мозга, отвечающими, в первую очередь, за речь. Поэтому стержнем сознания является само знание. Сознание всегда принадлежит субъекту, то есть человеку.
5
Критерии сознания включают несколько важных моментов. Например, люди в отличии от животных сознают и познают, способны совершенствовать. Сознанию присущи самосознание и самоанализ, а также самоконтроль. Формирование этих критериев происходит, если человек может выделить себя из окружающей действительности. Таким образом, самосознание является главным и наиболее важным отличием разумного человека от психики развитого животного.

Совет 2: Сознание как феномен философии

Сознание – одна из фундаментальных категорий философии. Это самая высокая форма психического отражения, свойственная человеческим существам. Появление сознания стало результатом общественного развития и изменяющихся исторических условий. Сознательное отражение бытия – «общественный продукт», тесно связанный с категорией деятельности.
Инструкция
1
В процессе взаимодействия объекты материального мира в определенной степени способны воспроизводить особенности друг друга. Результатом взаимного влияния объектов становится отражение. Эта базовая философская категория и выступает в качестве основы, на которой в определенный момент существования природы возникли психика, а впоследствии и сознание человека.
2
Человеческие сознание существует не само по себе, а является свойством материи, организованной особым образом. Оно возникает на определенном этапе развития материального мира. В характеристиках сознания находят свое выражение присущее всем формам движения материи свойство отражения. Это означает, что сознание в более или менее точной форме отображает особенности всех явлений действительности, включая взаимосвязи между ними.
3
Сознание проявляется в том числе как совокупность знаний человека об окружающей действительности. В структуру этого явления входят все познавательные процессы и функции психики, посредством которых человек получает информацию об окружающем мире, обогащая свои знания о нем. В сознании происходит интеграция всех познавательных функций, присущих человеку.
4
Другое качество сознания – строгое разделение объекта и субъекта. Носитель сознания точно знает, что принадлежит к его внутреннему миру, а что находится за его пределами. В этом смысле сознанию свойственны различение и противопоставление. Самая высокая ступень развития сознания – самосознание, включающее самооценку своих действий и в целом своей личности. Этот сложный путь самопознания человек начинает проходить еще в детские годы.
5
Важная функция сознания состоит в постановке целей. Здесь происходит интеграция важнейших философских категорий – сознания и деятельности. Совершая поступки и выполняя какие-либо действия, человек выводит мотивы деятельности на уровень осознания, ставит цели, вносит изменения и проверяет результаты действий. Все эти этапы находятся под активным контролем сознания.
6
Сознание в философии принято отличать от бессознательных проявлений психической деятельности. Область бессознательного включает в себя множество психических процессов и состояний, относительно которых человек в данный период времени не отдает себе отчета. Неосознаваемые проявления тоже являются формой психического отражения, но они исключают возможность целенаправленного контроля.
Видео по теме

Совет 3: Религия как общественный феномен

Существуют разные версии происхождения самого слова «религия». Согласно одной из них, это слово произошло от латинского глагола religare, который означает «связывать» или «соединять».
Инструкция
1
К сожалению, даже многие образованные люди путают религию и веру. Между этими понятиями есть существенная разница. Вера — первооснова, это потребность человека безусловно доверять или верить в существование некоей высшей наблюдающей, охраняющей или карающей силы. Вера не имеет рамок, канонов и догматов, поскольку у каждого человека она своя.
2
Религия всегда основана на вере, это необходимое условие ее возникновения. Религией в общем смысле можно назвать формализованный способ общения с богом. Если вера — сугубо индивидуальное дело, то религия всегда является массовым предприятием, которое объединяет определенную группу людей. Религия не может быть индивидуальной, для ее существования необходимо наличие группы последователей учения.
3
Религия может служить как для объединения групп людей, так и для их разобщения. Нужно отметить, что в древности периоды, когда религия (церковь) давала базу для развития наук, сменялись темными периодами, когда по религиозным причинам преследовались выдающиеся люди эпохи.
4
В истории человечества религию зачастую использовали правители для оправдания своих действий. К сожалению, многие религиозные учения за годы своего существования стали неотделимыми от политики и власти.
5
Существующие религиозные учения можно разделить на несколько основных групп — атеизм, отрицающий существование бога, монотеизм, предполагающий поклонение одному богу (именно к этому направлению относятся основные мировые религии — иудаизм, христианство и ислам), политеизм, который предполагает поклонение нескольким богам и теизм, который вообще признает право существование всех религий, поскольку в нем присутствует понимание единой природы бога.
6
Многие люди испытывают потребность стать частью чего-то большего, сделать свою индивидуальную веру составляющей некоего группового явления. У них часто возникают проблемы с выбором определенной религии. Чтобы было проще разобраться в том, какой именно религиозный путь выбрать, необходимо тщательно изучить имеющуюся информацию о принципах разных религий, их цели и путях достижения этой цели. А затем сформулировать свои жизненные принципы и цели максимально кратко и ясно. Отсутствие внутреннего противоречия между личными принципами и принципами, исповедуемыми предполагаемой религией, является обязательным условием подобного выбора.
Видео по теме

Совет 4: Как изучали сознание в отечественной психологии

Понятие о сознании является одной из самых спорных и сложнейших тем в психологии. Отечественные ученые не раз обращались к изучению феномена под названием «загадка человеческого сознания».
На протяжении всей истории сравнительно молодой науки психологии, ученых волновал один из главнейших вопросов – изучение сознания. Но, как ни странно, довольно длительное время это понятие оставалось без определения. В отечественной психологии одним из первых дал объяснение термина «сознание» выдающийся русский психиатр В.М. Бехтерев. Он считал, что основа определения сознания - это отличие сознательных психических процессов от бессознательных, понимая под сознанием ту субъективную окраску, которой сопровождается любая деятельность человека.

С тех пор проблема изучения сознания стала освещаться все больше и больше в отечественной психологии. Основной задачей стал поиск ответов на вопросы: «Для чего и как возникло сознание в процессе становления и развития человека?», «Дано ли оно с рождения или формируется при жизни?» и «Каким образом развивается сознание у ребенка?». Эти и множество других вопросов стали отправной точкой для изучения такого важнейшего понятия не только в науке, но и в жизни человека.

Для того чтобы разгадать «загадку человеческого сознания», ученые начали задаваться вопросом о происхождении этого феномена. Так, советский психолог А.Н. Леонтьев считал, что сознание появляется при условии взаимодействия человека в «общественных отношениях», а индивидуальное сознание, как ни парадоксально, формируется только под влиянием общественного сознания.

Другой советский психолог, Л.С. Выготский, продолжая идеи Леонтьева, приходит к выводу, что опыт социального взаимодействия является главным фактором формирования и развития сознания. Из этого можно сделать вывод, что сознание не дается с рождения, а, наоборот, является результатом взаимодействия человека с окружающим миром. Кроме того, ученые сошлись на мнении, что язык и речь так же являются обязательными условиями возникновения сознания.

Анализируя и обобщая работы отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.П. Зинченко и др.), можно выделить несколько функций сознания: отражение окружающей действительности, планирование, творческая функция, оценка и контроль поведения в обществе, формирование отношения к внешним факторам, становление индивидуальности.

Таким образом, в отечественном русле психологии постепенно становится понятно для чего нам необходимо сознание. Однако следует понимать, что понятие о сознании является сложнейшим в науке, и основная трудность в его изучении состояла в том, что ученым приходилось прибегать только к методам самонаблюдения, что лишало исследование объективности. Именно поэтому эта тема в отечественной психологии, да и в мировой, вызывает наибольшее количество споров и дискуссий.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500