Совет 1: Какие условия включить в договор

Договор – гражданско-правовой акт, регламентирующий взаимоотношения между сторонами, которыми могут являться как граждане, физические лица, так и предприятия, лица юридические. Поскольку это документ, имеющий юридическую силу, к нему предъявляются определенные требования, которые должны быть соблюдены в обязательном порядке. К таким требованиям относится и наличие в его тексте существенных условий.

Что такое условия договора

Статья 421 Гражданского кодекса РФ говорит, что условия заключения договора могут быть определены по соглашению сторон, участвующих в сделке, кроме тех случаев, когда они являются существенными для данного вида договора. Когда для договора не установлено подобной диапозитивной нормы и иные условия не оговаривались сторонами, к нему применяются те из них, которые определяются обычаями делового оборота, типичные для данного вида договоров.

Наличие в договоре таких условий – обязательная правовая норма, поскольку по своей форме этот документ является соглашением сторон в отношении этих условий. Он может считаться заключенным только после того, как подписями контрагентов засвидетельствовано достижение этих соглашений, согласно ст. 432 ГК РФ. Поэтому часть условий, без которых невозможно подписание и заключение договора, считаются существенными. Те условия, по которым не требуется достижение соглашения, считаются обычными.

Виды условий договора

Перечень конкретных существенных условий, которые должны быть отражены в договоре, часто определяются его видом, но в общем случае к таковым закон относит:
- условия о предмете договора;
- условия, в отношении которых должно быть достигнуто соглашение, внесенные сторонами;
- условия, являющиеся существенными для договоров данного типа.
В каждом конкретном случае перечень существенных условий определяется отдельно.

Так, например, предметом договора в сделке купли-продажи является товар; при заключении договора аренды – помещение, оборудование или земельный участок, передаваемые в аренду; в договоре подряда – работа, которая должна быть выполнена. В отдельных случаях, как при заключении договора аренды нежилого помещения, закон требует дать его подробное описание с указанием кадастрового номера, почтового адреса и прочих признаков, позволяющих однозначно идентифицировать предмет договора.

Те условия, которые внесены в текст договора по предложению одной из сторон, юристы называют «случайными», но и по ним должно быть достигнуто соглашение. Например, при сделке купли-продажи продавец может включить в договор условие о сроках и порядке выплаты стоимости товара.

К условиям, которые являются существенными для разных типов договоров, можно отнести:
- цену договора при сделке розничной купли-продажи;
- срок поставки при заключении договора о поставке;
- цену объекта недвижимости, если заключается договор купли-продажи недвижимости;
- список лиц, которые продолжат пользоваться жилым помещением при заключении договора купли-продажи жилого помещения;
- место и срок оказания услуг, если заключается договор оказания услуг, и т.п.

Совет 2: Как выглядит договор аренды

Договор аренды составляется в письменной форме, включает в себя несколько основных разделов. В обязательном порядке сторонами согласовывается предмет договора, также обычно перечисляются права и обязанности сторон, порядок осуществления платежей, ответственность за нарушение обязательств.
Договор аренды представляет собой отдельный документ, который составляется в письменной форме, подписывается арендатором и арендодателем. Все условия указанного договора обычно подразделяются на несколько разделов, среди которых следует выделить: «Предмет договора», «Права и обязанности сторон», «Арендная плата», «Срок действия договора», «Ответственность сторон». В зависимости от конкретных условий в соглашение могут включаться и другие разделы, иногда арендодатель и арендатор используют подразделы и подпункты. Если договор аренды не подлежит государственной регистрации, то он составляется в простой письменной форме в двух экземплярах, а при наличии требования о госрегистрации потребуется составить третий экземпляр для регистрирующего органа.

Какие условия обязательно включаются в договор аренды?

Стороны договора аренды самостоятельно определяют его условия, однако обязательным для согласования является условие о предмете соглашения. Договор должен позволять четко установить указанный предмет, а при невозможности такого определения он будет считаться незаключенным. Так, при аренде жилого помещения потребуется указать его полный адрес, площадь, приложить план, сослаться на свидетельство о праве собственности. Обычно для согласования данного условия создается отдельный раздел, который называют «Предмет договора». В этом же разделе называются стороны договора, указываются их личные данные и реквизиты.

Какие условия могут согласовываться по желанию сторон?

Кроме предмета договора аренды, арендатор и арендодатель обычно фиксируют взаимные права и обязанности (большая их часть перечислена в Гражданском кодексе РФ), размер арендной платы с порядком и сроками ее перечисления, ответственность за нарушение обязательств и другие условия. Так, арендатор обычно отвечает за повреждение арендованного имущества, использование его не по назначению, просрочку внесения арендной платы. Иногда стороны согласовывают специальные условия относительно возможности сдачи имущества в субаренду, распределения обязанностей по осуществлению ремонта. При отсутствии указанных условий в договоре применяются положения действующего гражданского законодательства, поэтому специально указывать на них в тексте соглашения требуется лишь в том случае, когда стороны хотят предусмотреть отличающиеся от общих норм правила.
Видео по теме
Источники:
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500