Инструкция
1
«Слово о полку Игореве» - образец древнерусской литературы. Школьники, как правило, читают произведение в стихотворном переводе Заболоцкого.
2
Произведения эпохи классицизма: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» Ломоносова; «Памятник» и «Фелица» Державина.
3
Тексты, относящиеся к сентиментализму: «Бедная Лиза» Карамзина. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева (рассматривается, как произведение, сочетающее в себе черты классицизма и сентиментализма).
4
Романтизм. Стихотворения и баллады Жуковского («Светлана», «Невыразимое», «Море»). Возможен выбор других произведений.
5
Комедия Грибоедова «Горе от ума». В рамках ее изучения школьники читают статью Гончарова «Мильон терзаний».
6
Произведения Пушкина: «Евгений Онегин», «Цыганы», «Моцарт и Сальери; стихотворения «Деревня», «Пророк», «К Чаадаеву», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
7
Лермонтов. «Герой нашего времени». Стихотворения «Дума», «Пророк», «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…».
8
Батюшков, Кольцов, Баратынский. Школьникам предлагается на выбор творчество одного из поэтов пушкинского времени.
9
Гоголь. «Мертвые души». В программу могут быть включены и другие прозаические произведения, написанные в девятнадцатом веке («Белые ночи» Достоевского, «Юность» Толстого).
10
Стихотворения поэтов середины и второй половины девятнадцатого века. Лирика Фета, Некрасова, Тютчева.
11
Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска». Могут быть выбраны другие рассказы. Чтением этих произведений завершается знакомство с литературой девятнадцатого века.
12
Проза двадцатого столетия. «Судьба человека» Шолохова и «Матренин двор» Солженицына. Могут рекомендоваться к прочтению «Собачье сердце» Булгакова и «Темные аллеи» (рассказ) Бунина.
13
Поэзия двадцатого века. Стихотворения Блока («Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…»), Есенина («Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…»), Ахматовой («Мужество», «Не с теми я, кто бросил землю…»).
14
Программой предусмотрено изучение творчества одного из писателей, представляющих литературу народов России. Может быть предложена лирика татарского поэта Габдуллы Тукая.
15
Произведения зарубежных авторов: лирика Катулла («Нет, ни одна средь женщин…»), «Божественная комедия» Данте, поэмы Байрона («Корсар»).