Совет 1: Какие знаки в ре миноре

Начинающему музыканту-самоучке приходится очень трудно, ведь никто не объяснит, как играть тот или иной пример из книги или какие ключевые знаки должны быть в этой тональности.
Сегодня можно встретить большое количество обучающей литературы, в которой расписано практически все. Если вы решили играть классическую музыку, то вам придется выучить теорию. Это нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться в тональностях, уметь импровизировать и придумывать музыку.


При полном незнании теории музыки лучше всего начать обучение с интервалов. Только после изучения этого раздела вы можете приступать к изучению тональностей. Всего существует 24 тональности. Две из этих тональностей не имеют знаков при ключе, а остальные характеризуются наличием диезов или бемолей.

Какие знаки в ре миноре



Ре минор можно назвать одной из легких тональностей, так как в ней присутствует всего 1 ключевой знак – си-бемоль. Также следует помнить, что все натуральные минорные тональности могут приобретать временные знаки. Например, в гармоническом миноре будет повышаться 7 ступень гаммы. Если спроектировать это правило на тональность ре минор, то вы получите ноту до-диез. Существует и мелодический вид минорной гаммы. По звучанию она будет напоминать мажор, но с небольшими изменениями. У мелодического минора при движении вверх будут повышаться 6 и 7 ступени, а вниз вам нужно будет сыграть или спеть натуральный минор (на письме знаки повышения или понижения ноты отменяются бекаром).

Квинтовый круг, или как научиться импровизировать



Определению названия тональностей по знакам при ключе обучают в музыкальных школах. Вы можете разучить тональности и ключевые знаки в них самостоятельно, воспользовавшись изображением квинтового круга. На нем изображены тональности в зависимости от степени родства. Например, в верхней точке круга расположены тональности без знаков, затем идут тональности с 1, 2, 3 и т. д. знаками при ключе. Справа будут указаны диезные тональности, а слева – бемольные. Если вы запомните квинтовый круг, то вы сможете без труда подобрать аккомпанемент к мелодии, сымпровизировать, а также разобраться в тональности, в которой при ключе большое количество знаков.

Как определить тональность произведения по ключевым знакам



При разучивании незнакомого произведения изначально нужно определить тональность, в которой оно написано. Для этого вам следует обратить внимание на знаки при ключе. Также необходимо взять в расчет и окончание произведения, так как одни и те же ключевые знаки могут присутствовать в двух тональностях – мажоре или параллельном миноре. Только при учете этих двух факторов вы сможете безошибочно определить тональность пьесы.


Следует отметить, что такое правило порой не работает в произведениях авторов периода экспрессионизма в музыке.

Совет 2: Как отличить минор от мажора

Наслаждаясь музыкой, люди испытывают разные эмоции, радостные или печальные. Неудивительно, что сумрачная или, напротив, бодрая мелодия способна повлиять на настроение человека. Значительную роль в этом играют распространенные музыкальные лады – минор и мажор. Как же их отличить? В этом стоит разобраться.

Что такое минор и мажор



Минор (от латинского слова minor – «меньший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на малой терции. Как правило, минор звучит грустно, печально, уныло.

Мажор (от латинского слова major – «больший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на большой терции. Мажор характеризуется, как правило, радостной, бодрой окрашенностью звука.

В чем отличие между минором и мажором



Контраст между мажором и минором – один из наиболее важных в музыке. Мажор противоположен минору. Согласно европейской традиции звуки разделяются при помощи тонов и полутонов. Вследствие физических особенностей звуков, а также физиологического строения человеческого уха даже полутон создает значительный контраст в восприятии звучания.

Чаще всего мажорные аккорды слушатели ощущают как радостные, а минорные - как грустные. Например, вспомните, как звучит знаменитое мажорное произведение - «Свадебный марш» Мендельсона. Однако далеко не все марши обычно энергичные и бодрые. К примеру, «Похоронный марш» Шопена создан в миноре, поэтому при прослушивании появляется скорбное, трагическое ощущение.

Минор обладает ярко выраженной «негативной» окраской, а мажор - «позитивной». Такая особенность звучания музыки обычно характеризуются человеком как «печаль» или «радость». Причем, что особенно интересно, эмоциональная окрашенность аккордов никак не зависит от изменения в громкости или тембре составляющих их звучаний.

Тем не менее бывает и так, что мажор может выразить лирические, трагические чувства, а минор – радостные и светлые. К примеру, многие американские блюзы созданы в мажоре, а вот русская зажигательная «Цыганочка» - как ни странно, в миноре.

По аналогии, в русском языке минором называют печальное, унылое, подавленное, скорбное настроение, а мажором - приподнятое, веселое, бодрое состояние духа.

Разница между минором и мажором



Таким образом, отличие минора от мажора заключается в следующем:
- в музыке минорный аккорд строится на малой терции, а мажорный – на большой;
- и в мажорной, и в минорной гаммах отличается порядок интервалов (как тонов, так и полутонов);
- обычно минор имеет сумрачную и темную, а мажор – светлую окраску звучания;
- минор вызывает отрицательные эмоции, такие как скорбь, уныние, печаль, а мажор - положительные (радость);
- также минором зачастую называют унылое, грустное, подавленное состояние, а мажором - приподнятое, веселое, бодрое настроение.
Видео по теме

Совет 3: Какие знаки в ми мажоре

Тональность ми-мажор – одна из самых удобных для пианиста. Рука на клавиатуре располагается естественно и свободно. Но что касается чтения нот, то здесь у начинающего могут возникнуть некоторые трудности, потому что ключевых знаков в ми-мажоре довольно много.

Постройте гамму


Чтобы запомнить количество знаков, лучше всего самостоятельно построить гамму. Любая мажорная гамма строится по одной и той же схеме чередования тонов и полутонов. Звукоряд состоит из двух групп, в нижней его части два тона и полутон, в верхней – три тона и полутон. Построив по этой схеме мажорную гамму от звука «ми», вы получите следующий звукоряд: ми, фа-диез, соль-диез, ля, си, до-диез, ре-диез, ми. То есть в этой тональности четыре диеза.

Порядок появления диезов


Если у вас под рукой есть таблица гамм, аккордов и арпеджио, вы, скорее всего, обратили внимание, что гаммы располагаются в ней с соблюдением определенного порядка. Начинается таблица с тональности до-мажор, затем следуют гаммы с одним диезом или бемолем, то есть соль-мажор и фа-мажор, потом с двумя ключевыми знаками и т.д. Обратите внимание, что ключевые знаки появляются в определенном порядке. Первый – фа-диез. Это седьмая ступень соль-мажора. Чтобы определить, какой знак будет следующим, достаточно от звука «фа-диез» построить чистую квинту вверх. Вы получите до-диез. Нетрудно определить и тональность, в которой этот знак появился. Это седьмая ступень, между нею и первой ступенью данной гаммы должно быть полтона, то есть искомая тональность – ре-мажор. Следующий диез расположен через восходящую чистую квинту, то есть соль-диез, а тональность, в которой он впервые появляется, будет ля-мажор. Рассуждая дальше, можно определить, какой звук является седьмой ступенью в ми-мажоре. От звука «ми» нужно отложить полтона вниз. Это будет ре-диез.

Место ми-мажора в кварто-квинтовом кругу


Научитесь пользоваться кварто-квинтовым кругом. Это обычный круг, поделенный на 12 равных частей. Первая тональность – до-мажор. Справа располагаются диезные тональности, слева – бемольные. В каждой следующей тональности на один знак больше. Следующая диезная тональность определяется путем построения восходящей чистой квинты, бемольная – нисходящей. Построив от звука «до» тоническое трезвучие, вы получите название следующей диезной тональности – соль-мажор. Следующая тональность – ре-мажор, затем идет ля-мажор и, наконец, нужный вам ми-мажор.

Ми-мажорное трезвучие


Найдите третью и пятую ступень ми-мажора. Для этого от звука «ми» постройте большую терцию. Вы получите звук «соль-диез». Пятая ступень находится на расстоянии полутора тонов от третьей, то есть это звук «си». Таким образом, тоническое трезвучие в ми-мажоре состоит из звуков «ми», «соль-диез», «си».

Совет 4: Какие знаки в фа миноре

Тональность фа-минор относится к сложным. Человек, который начал ее изучать, еще не освоил высшую школу фортепианной игры, но уже приблизился к ней вплотную. В фа-миноре четыре ключевых знака. Определить, что же это за знаки, поможет кварто-квинтовый круг. Запомнить их поможет несложный мнемонический прием.

Откуда берутся бемоли?


Ключевые знаки появляются в определенном порядке. Каждая гамма строится по строгой схеме, общей для всех мажорных или минорных гамм. Если у вас под рукой есть фортепианная клавиатура, вы очень легко построите любую гамму, вне зависимости от того, с какого звука она начинается. Формула для мажорной гаммы выглядит следующим образом: 2 тона - полутон - 3 тона - полутон. Для любого натурального минора схема будет такой: тон - полутон - 2 тона - полутон - 2 тона. По второй формуле постройте звукоряд от звука «фа». Он будет выглядеть как «фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре-бемоль, ми-бемоль, фа». То есть в тональности фа-минор – четыре бемоля.

Параллельный мажор


У каждой тональности есть парная. Для до-мажора это ля-минор, для фа-мажора – ре-минор и т.д. Чтобы найти параллельную мажорную тональность, достаточно от тоники минора построить вверх малую терцию, то есть отсчитать от нужной клавиши полтора тона вверх. Построив нужный интервал от клавиши «фа», вы получите «ля-бемоль». То есть параллельной тональностью будет ля-бемоль-мажор. Это важно запомнить, поскольку на схемах кварто-квинтового круга не всегда обозначаются минорные тональности.

Кварто-квинтовый круг для минора


Нарисуйте круг и разделите его на 12 равных частей. Одна отметка должна быть строго вверху. Эта отметка соответствует тональности ля-минор. Справа от нее будут располагаться диезные тональности в порядке прибавления знаков, слева – бемольные. В данном случае вам нужна именно эта часть. Чтобы определить, в какой тональности один бемоль, постройте от звука «ля» чистую квинту вниз. Это будет звук «ре», то есть тональность с одним бемолем – ре-минор. Соответственно, два бемоля будет в соль-миноре, три – до-миноре, четыре – в фа-миноре. Продолжив круг, получите следующую бемольную минорную тональность – си-бемоль-минор.

Как запомнить ключевые знаки


Первым появляется си-бемоль. Это нужно запомнить. Что касается остальных бемолей, то, чтобы определить, какой будет вторым, нужно от клавиши «си-бемоль» построить вниз квинту чистую. Вы получите звук «ми-бемоль». Построив от него вниз еще одну квинту, найдете третий понижающий знак, то есть «ля-бемоль». Таким же образом определяется и четвертый – «ре-бемоль». Получается, что в фа миноре 4 бемоля: «си-бемоль», «ми-бемоль», «ля-бемоль», «ре-бемоль».

Аналогичным образом можно высчитать ключевые знаки и в других бемольных тональностях. Впрочем, дальше строить не имеет смысла, поскольку шесть и семь бемолей очень трудно читать, но при этом можно подобрать более простую тональность, которая будет звучать точно так же. Что касается разновидностей фа-минора, то эти гаммы строятся точно так же, как и все прочие, то есть в гармоническом повышается седьмая ступень при движении и вверх, и вниз. В восходящем мелодическом миноре повышаются шестая и седьмая ступени, а нисходящая гамма играется так же, как натуральная.

Совет 5: Какие знаки в до миноре

Произведения, написанные в до-миноре, звучат изысканно и красиво. До-минор у пианистов и гитаристов относится к тональностям средней трудности. В ней есть три ключевых знака. Разобраться с ними поможет схема кварто-квинтового круга.

Немного о параллельных тональностях


Каждой минорной гамме соответствует параллельная мажорная. Чтобы ее определить, нужно от первой ступени исходного минора построить вверх малую терцию. Найдите на клавиатуре клавишу «до». Вспомните, как строится малая терция. Этот интервал состоит из полутора тонов и обозначается как м3. На расстоянии малой терции от клавиши «до» будет клавиша «ми-бемоль», то есть параллельной мажорной тональностью к до-минору будет ми-бемоль-мажор.

Как пользоваться кварто-квинтовым кругом


Чтобы начертить схему кварто-квинтового круга, нужно представить себе циферблат часов. Каждой мажорной тональности соответствует определенная цифра на часах. Например, в самом верху, где обычно располагается число 12, находится до-мажор – тональность без ключевых знаков. Здесь же располагается и параллельная минорная тональность, то есть ля-минор. По ходу часовой стрелки будут располагаться диезные тональности в порядке возрастания количества ключевых знаков. Это соль-мажор и ми-минор, ре-мажор и си-минор, ля-мажор и фа-диез-минор и т.д. Чтобы определить каждую следующую тональность, нужно от тоники построить вверх чистую квинту, то есть интервал, который обозначается ч5. Если вам больше нравится считать интервала вниз, то тогда нужно строить чистую кварту, то есть ч4.

Бемольные тональности


Обозначьте бемольные тональности. Для этого от звука «до» или «ля» постройте вниз чистую квинту или вверх чистую кварту. И в том, и в другом случае вы получите звуки «фа» и «ре», то есть следующими по количеству знаков будут фа-мажор и параллельный ре-минор. Построив кварту вниз от звука «фа» или «ре», вы получите «си-бемоль» или «соль», то есть мажор и минор с двумя ключевыми знаками (си-бемоль и ми-бемоль). Построив следующую квинту вниз, вы найдете очередную пару тональностей – ми-бемоль мажор и до-минор. То есть и в до-миноре, и в параллельном к нему мажоре при ключе стоят три бемоля: си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль.

Вилы до-минора


Как и другие минорные гаммы, до-минор бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический. В гармоническом миноре повышается седьмая ступень как в восходящем, так и в нисходящем направлении. То есть вместо звука «си-бемоль» нужно взять «си». В мелодическом миноре в восходящем направлении повышаются шестая и седьмая ступени. Нисходящий мелодический минор играется точно так же, как натуральный. Знаки, обозначающие повышение ступеней, при ключе не ставятся.

До-минорное трезвучие


Иногда требуется, не разучивая гаммы, сразу построить до-минорный аккорд. Как и любое минорное тоническое трезвучие, до-минорное состоит из двух терций – большой и малой. Малая располагается внизу, между первой и третьей ступенями – интервал в полтора тона, то есть средним звуком трезвучия будет «ми-бемоль». Отсчитав от этой клавиши два тона, вы получите пятую ступень – звук «соль».

Совет 6: Какие знаки в до мажоре

Читать ноты пьес, написанных в до-мажоре, довольно легко просто потому, что в этой тональности нет никаких ключевых знаков. У пианистов и гитаристов эта тональность относится к простым, у скрипачей – к трудным. Именно с до-мажора начинается изучение нотной грамоты.

Натуральный звукоряд


На примере до-мажора можно составить схему строения любой мажорной гаммы. Для этого достаточно найти звук «до» на клавиатуре и сыграть от него гамму только по белым клавишам. Не забудьте, что расстояние между соседними клавишами, будь то белые или черные, всегда составляет ½ тона, то есть между белыми клавишами может быть и полтона, и тон, в зависимости от того, есть между ними черная или нет. Посчитайте расстояние между «до» и «ре». Оно составляет тон, а интервал между звуками – большая секунда. Такой же интервал между «ре» и «ми», а вот между «ми» и «фа» - всего полтона. Если смотреть дальше, получится, что в группе, где три черных клавиши, сначала следуют три больших секунды, а в самом конце – малая. Так что схему строения мажорной гаммы можно записать как 2Б-2Б-2М-2Б-2Б-2Б-2М. Если подставить в формулу количество тонов или полутонов, она будет выглядеть как 2Т-1/2Т-3Т-1/2Т.

Мажорное трезвучие


На примере до-мажора очень легко составлять формулы, по которым потом можно будет построить любой аккорд в любой тональности. Например, постройте тоническое трезвучие. Оно состоит из нечетных ступеней тональности, кроме седьмой. Такими звуками в до-мажоре будут «до», «ми» и «соль». Вместо седьмой ступени в тоническое трезвучие входит восьмая, она же первая, взятая на октаву выше. То есть полное тоническое трезвучие выглядит как до1-ми-соль-до2. Между первой и третьей ступенями – большая терция, между третьей и пятой – малая. Пятая ступень находится от первой на расстоянии квинты вниз или кварты вверх. У тонического трезвучия есть обращения. Они строятся так. Запишите тонический аккорд. Затем нижний звук перенесите на октаву выше. Получится аккорд «ми-соль-до». Это тонический секстаккорд. Вторым обращением будет квартсекстаккорд, который выглядит как «соль, до, ми». У полного тонического аккорда также два обращения.

Гармонический мажор


Гармонический до-мажор представляет собой звукоряд, у которого вместо «ля» берется «ля-бемоль». По звучанию он немного напоминает минор. Шестая ступень понижается при движении как вверх, так и вниз. Гармонический мажор строится по схеме 2Т-1/2Т-Т-1/2Т-1 1/2Т- ½ Т. Как и в гармоническом миноре, понижающий знак (бемоль) при ключе не ставится, но, например, в записи пьесы он может появиться. Случайным знаком ля-бемоль при этом являться не будет, всю тональность, в которой написано произведение, нужно определить как гармонический мажор.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500