Совет 1: Какой была внутренняя и внешняя политика Александра Невского

Благородного князя Александра Невского вполне заслуженно считают великим полководцем – достойным образцом воинской доблести. Но не только ратными подвигами прославился Александр Невский, не менее интересна и его общественно-политическая деятельность. Достаточно сказать, что учрежденный в 1725 г. орден Александра Невского был достойной наградой не только отчаянным смельчакам, но и видным государственным деятелям.

Стратегия и тактика внешней политики

Всю свою противоречивую и недолгую жизнь Великий князь Александр Невский чувствовал себя между двух огней. В те времена для русских земель была угроза вторжения как со стороны Запада, так и со стороны Востока. На Востоке – страшные набеги монгольской орды, а на Западе – полчища вооруженных рыцарей с указаниями Ватикана, папскими благословениями.

Мудрость молодого политика и воина Александра Невского состояла в том, что он решил не вести военные действия на два фронта, а добился переговорами шаткого мира с монголами. Таким образом, обезопасив свой тыл с Востока, он смело приступил к масштабной войне с Западом, защищая Русь от нашествий врага.

Историки часто и незаслуженно обвиняют Александра Невского в союзе с Ордой. Молодой политик умело вел переговоры с татарскими ханами, что позволило войску Руси избежать стычек с татарами. По велению татаро-монгольских ханов князь подавлял восстания на Руси, не раз отбывал в Орду за советом, отдавая предпочтение дипломатии, нежели войне. Иннокентий IV – тогдашний Папа Римский предлагал Невскому помощь, требуя за это принятие католичества. Русский князь, как стратег внешней политики, от такой помощи отказался.

Защитник Руси

Что же принес Руси союз с монголами, который заключил Александр Невский? Ханом Батыем был установлен размер дани для монголов, но взамен князю предлагалась военная помощь для противостояния агрессии Запада и сдерживания внутренних распрей. Именно эту услугу Александр Ярославич готов был оплачивать из русской казны.

В 1256 г. после гибели своего союзника Батыя над великим князем нависла угроза смерти. Тогда в Новгород явились монгольские посланники, чтобы пересчитать сумму налога, а жители города устроили бунт, главарем которого оказался пьяница и дурак, старший сын князя - Василий. Чтобы спасти татарских послов от бунтующей толпы, Александр Невский выводит их из Новгорода, предоставив личную охрану и заплатив всю дань сполна. Это и спасло город от смерти и разрушения, сохранив целостность могучей державы.

Позже, в 1261 г., благодаря договоренности Александра Невского с монгольскими ханами Берке и Мэнгу-Тимуром в Сарае был открыт храм православного епископа, что было первым представительством православной церкви в этих землях. Вместе с ханом Берке князь Александр заключил соглашение с литовским князем против крестоносцев.

Эта дипломатическая работа Александра Ярославича была направлена на укрепление внутренней политики Руси, способствовала увеличению мощи государства. К сожалению, в 1263 г., в самый разгар приготовлений к совместному походу против Ливонского ордена, по дороге из Орды князь скончался, так и не закончив начатое дело.

Совет 2: Как собирали дань для орды

1240-1480 – годы, в которые русские земли находились под игом Золотой Орды. Феодальная раздробленность и разор русских земель оказалась только на руку татаро-монгольским ханам.

Кто собирал дань

Несмотря на то, что русские воины отважно сражались за свои земли, войска Батыя оказались сильнее. Это было связано с разрозненностью, которая царила на Руси среди князей. Они не смогли объединиться перед лицом опасности, и как итог – Золотая Орда наложила на русские земли иго и обложила данью. Таким образом, князья оказались в вассальной зависимости от монгольского хана.

Русь попала в экономическую и политическую зависимость от Орды, одним из ключевых моментов которой стал сбор дани. На протяжении 200 лет татарского владычества русские князья приносили дань, иначе – ордынский выход, ясак.

Ордынский выход собирали со всех русских людей и земель. Исключение составляло духовенство. Оно налогами не облагалось. Первую перепись русских земель произвели именно монголо-татары в связи со сбором дани.

Неуплата дани считалась тяжкой провинностью и жестоко каралась, потому князья старались платить систематически, чтобы не навлечь на свои земли гнев монголо-татар. Размер дани полностью зависел от желания и воли хана, то есть не был нигде зафиксирован. В 13 веке сбором налога с русских городов занимались откупщики-баскаки, которые являлись выходцами из мусульман. В связи с этим возникали восстания, которые часто заканчивались кровопролитием.

Это в том числе повлияло на решение о передаче полномочий по сбору ордынского выхода русским князьям. Однако не каждый князь мог удостоиться такой чести. Русскому князю было необходимо получить ярлык на сбор дани со своих городов в Орде. Первоначально такую привилегию получил лишь великий князь Владимирский, со временем – тверские, рязанские и нижегородские князья.

Стоит сказать, что постепенно русские князья стали использовать ярлык для укрепления собственных политических позиций. По мнению историков, московский князь Иван Калита собирал налог в размере больше положенного, часть средств оставляя на нужды своего княжества. На эти средства он воздвиг Московский Кремль.

После Куликовской битвы 1380 года сбор дани становился все более нерегулярным. Так продолжалось до тех пор, пока хан Ахмат не попытался собрать налог с Ивана III. Это закончилось свержением ига в 1480 году.

О размере дани

Первоначально Орда установила собирать дань в размере десятины, то есть десятой части дохода. Впоследствии перепись населения Руси перестали проводить и налог брали с «сохи». Монголо-татары брали по полтине с «сохи».
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500