Совет 1: Какие ферменты полезны для пищеварения

Основными участниками пищеварительного процесса в организме человека являются пища, вода, полезные бактерии и ферменты. Ферменты, вырабатываемые желудком и поджелудочной железой – вещества, без которых усвоение пищи не произойдет, именно они обеспечивают ее переваривание и усвоение.
Инструкция
1
Небольшое количество ферментов, участвующих в процессе пищеварения, содержится уже в слюне, но активность их относительно невелика. Запускающие этот процесс ферменты находятся в желудке, они участвуют в переваривании всех типов нутриентов, содержащихся в пище: белков, жиров и углеводов. И, хотя основная часть этих веществ переваривается в кишечнике, ферменты желудка, смешиваясь с соляной кислотой – ингредиентом желудочного сока, подготавливают пищу. Благодаря им она приобретает нужную форму и консистенцию, измельчается и перемешивается.
2
Для пищеварения на стадии прохождения желудка необходимы такие ферменты, как пепсин, желатиназа, липаза и амилаза. Благодаря пепсину растворяются большие белковые молекулы, а желатиназа растворяет такие белковые соединения, как желатин и коллаген. Липаза участвует в разложении некоторых молекул жиров, но, все-таки основная часть их растворяется в кишечнике. Амилаза помогает растворять молекулы сахаров, но этот фермент не очень активен.
3
К ферментам, вырабатываемым поджелудочной железой, которые расщепляют белковые молекулы, относятся: трипсин, химотрипсин, эластаза, карбоксипептидазы А и В, рибонуклеазы. В переваривании углеводов участвуют такие ферменты, как амилаза, лактоза, мальтоза, инвертаза, а жиров - липаза и холистераза.
4
Основная часть активных ферментов – участников пищеварения, которые расщепляют белковые соединения, вырабатывается поджелудочной железой в нейтральной форме. Такая предосторожность позволяет предотвратить самопереваривание этого органа. Активизируются эти ферменты затем в кишечнике под воздействием панкреатического сока, выделяющегося в просвет двенадцатиперстной кишки. В этой щелочной реакции, при наличии достаточного количества желчи, происходит превращение нейтрального трипсиногена в активный трипсин.
5
Активировавшись в кишечнике, химотрипсин, трипсин и эластаза продолжают разрушать пептидные связи в крупных молекулах белка, а затем образовавшиеся при этом карбоксипептидазы разлагают пептиды на простые аминокислоты. Часть из них всасывается толстой стенкой кишечника, остальные продолжают расщепление под воздействием ферментов фишечника дезоксирибонуклеазы и рибонуклеазы.
6
Чтобы произошло окончательное растворение молекул жира, кроме липазы, необходим фермент колипаза, а дальнейшее их переваривание происходит с участием холестеразы, фосфолипазы А2. Конечный продукт - жирные кислоты и изолецитин уже свободно проходят сквозь стенки кишечника и попадают в кровь.
7
Кроме амилазы, в переваривании углеводных соединений участвуют декстрин, мальтоза, инвертаз и мальтотриоза, вступающие в процесс, когда крахмал уже был расщеплен на дисахариды. Молочный сахар расщепляется под воздействием фермента лактоза. После того как углеводы были переработаны до состояния глюкозы, они также всасываются кишечником и поступают в кровь.

Совет 2: Можно ли пить воду во время еды

Вода – продукт, жизненно необходимый человеку, тело которого на 80% состоит из этого вещества. Споры диетологов вызывает вопрос, как пить ее, чтобы употребление воды не мешало процессам пищеварения, снижая концентрацию желудочного сока.

Как происходит процесс пищеварения

Пищеварительный процесс направлен на то, чтобы пища, которую съедает человек, была полностью усвоена организмом. Для этого ее необходимо разложить на элементарные вещества – нутриенты, которые смогут просочиться сквозь стенки кишечника и поступить в кровь, придавая человеку силы не только двигаться и работать, но и думать. Этот процесс начинается еще при поступлении пищи в рот, во время пережевывания.

В этот момент пища начинает измельчаться и смешивается со слюной, в которой находятся химически активные вещества – ферменты, под действием которых происходит процесс разложения пищи на составляющие. Продвигаясь по пищеводу, пережеванная пища продолжает перевариваться, но основной процесс начинается при попадании ее в желудок. В нем начинается выделение концентрированного желудочного сока, содержащего не только ферменты, но и соляную кислоту. Переваривание продолжается и после того, как пища попадает в двенадцатиперстную кишку, а затем и в кишечник.

Можно ли запивать пищу водой

Считается, что запивать пищу водой – вредно, т.к. вода снижает концентрацию желудочного сока и замедляет действие ферментов, в результате чего пища не переваривается в желудке до нужной кондиции и поступает в кишечник полупереваренной, провоцируя начало процесса гниения. На первый взгляд, такая точка зрения вполне обоснованна, но на самом деле не все так однозначно.

Дело в том, что на стенках желудка расположены глубокие складки. Жидкость, попав в него, стекает по этим складкам, перемещаясь в просвет двенадцатиперстной кишки, не успев разбавить желудочный сок. Твердая пища при этом переваривается в обычном режиме. Единственным условием, при котором такой отвод жидкости становится возможным, является нормальный размер желудка – если пищи съедено слишком много, его стенки растягиваются и складки на них разглаживаются, в результате чего вода, смешиваясь с желудочным соком, действительно снижает его концентрацию. Поэтому для нормального пищеварения необходимо ограничивать количество пищи и стараться не переедать.

При желании, когда пища слишком сухая, вы можете запивать ее, но, ни в коем случае, не холодными напитками, которые способствуют застыванию жиров, что значительно тормозит и даже делает невозможным переваривание такой пищи. Поэтому нет никакого вреда, когда вы едите жидкие супы и даже бульоны – все содержащиеся в них полезные вещества будут полностью усвоены организмом. А вот холодная вода во время еды – табу, ее следует пить не ранее, чем через 1,5-2 часа после того, как вы поели.

Совет 3: Как определить, пониженная кислотность или повышенная

Для переваривания пищи и извлечения из нее всех необходимых и полезных для организма веществ железы желудка продуцируют сок. Он содержит соляную кислоту, ферменты, ряд минеральных солей и слизь, предотвращающую стенки желудка от раздражения кислотой. Однако некоторые заболевания пищеварительной и нервной системы изменяют количественный и качественный состав желудочного сока и приводят к его повышенной или пониженной кислотности.
Инструкция
1
Количество желудочного сока и его кислотность зависят от состава пищи. Наибольший его объем вырабатывается при употреблении мяса и меньше при употреблении хлеба. Однако различные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта изменяют пропорции желудочного сока и? соответственно? процесс пищеварения.
2
При пониженной кислотности желудочного сока пища не способна перевариваться и расщепляться на все составляющие компоненты. Минуя желудок, она попадает в кишечник, уже обсемененная бактериями, поскольку бактерицидные (обеззараживающие) свойства желудочного сока из-за пониженной кислотности отсутствуют или снижены. Это приводит к гниению пищи и процессу брожения, который сопровождается поносами, урчанием, вздутием и метеоризмом.
3
Из-за слабого пищеварительного процесса при пониженной кислотности желудочного сока, каждый прием пищи приносит чувство тяжести, отрыжку тухлым, неприятный привкус во рту, снижение аппетита. Из-за недостаточного усвоения полезных веществ присоединяются многие дефицитные состояния – анемия, деминерализация организма, авитаминозы.
4
Повышенная кислотность желудочного сока проявляется иными симптомами. Зачастую мучает изжога, отрыжка кислым, реже рвота. Из-за раздражения соляной кислотой стенок желудка большая часть пищи вызывает резкие боли. Эти же боли возникают на голодный желудок, поскольку соляная кислота начинает переваривать клетки желудка и ночью.
5
Повышенная кислотность желудочного сока отличается моментальными болями после приема пищи, тогда как при пониженной кислотности боль может проявиться через 30-40 минут и связана с несварением пищи. В стабилизации работы пищеварительной системы очень важно дифференцировать эти два состояния, поскольку основным в лечении желудочных проблем является диетотерапия. Однако не все продукты одинаково полезны при повышенной и пониженной кислотности желудочного сока.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500