Музыкальные произведения о подвиге Ивана Сусанина


Первое музыкальное произведение, посвященное Ивану Сусанину, создал итальянский композитор Катарино Камилло Кавос. В России Кавос служил главным капельмейстером Императорским театров, писал музыку. При создании своих произведений он часто обращался к российской истории. Одним из его произведений стала опера «Иван Сусанин», премьера которой состоялась в 1815 году. Это была первая историко-героическая русская опера.

Спустя 20 лет появилась еще одна опера с таким же названием. Ее автором стал композитор М.И. Глинка. Именно это произведение сделало имя Сусанина широко известным по всей России, обессмертив его подвиг. М.И Глинка в течение нескольких лет вынашивал идею о создании русской оперы на военно-патриотическую тему. Выбрать в качестве сюжета подвиг костромского крестьянина Сусанина ему посоветовал В. А. Жуковский – создатель русского романтизма и воспитатель будущего императора Александра II. В 1936 году состоялась премьера оперы на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге. Опера имела оглушительный успех у зрителей и была благосклонно принята царской семьей.

Первоначально опера Глинки называлась «Иван Сусанин». Однако, чтобы избежать путаницы с одноименным творением Кавоса, название было решено сменить на более патриотичное и возвышенное. Опера Глинки стала называться «Жизнь за царя». Оба произведения шли на одной сцене, не мешая друг другу. Кавос даже был дирижером на спектаклях Глинки. Отличием является то, что в опере Кавоса Сусанин остается жив, а у Глинки героически погибает. Однако оба они изобразили Сусанина бесстрашным защитником Родины.

Образ Ивана Сусанина в живописи и литературе


Подвиг Ивана Сусанина воспет поэтами разных лет. Самое известное литературное произведение - дума Кондратия Рылеева «Иван Сусанин», написанная в 1822 году. «Куда ты ведешь нас?... Не видно не зги – Сусанину с сердцем вскричали враги…» - заглавные строки этого произведения. А.С. Пушкин не воспринимал думы как серьезный жанр с патриотическим посылом, считая их лишь описание исторических событий. Однако произведение Рылеева он оценил очень высоко, отметив, что каждая строчка в нем дышит русским национальным сознанием. Рылеев сумел показать Сусанина бесстрашным сыном Отечество, который так беззаветно любит Родину, что готов не задумываясь пожертвовать своей жизнью ради жизни будущих поколений. «Не дрогнув умру за царя и за Русь!» - его последние слова.

В живописи образ Ивана Сусанина нашел отражение в работах М.И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», М.В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича», А.Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и множестве других менее известных картин. Примечательно, что от современников не сохранилось даже словесного описания Ивана Сусанина. Поэтому все его изображения не более, чем вымысел художников.

Памятники Ивану Сусанину


В 1851 году на центральной площади Костромы состоялось торжественное открытие первого памятника Ивану Сусанину. Он представлял собой гранитную колонну, на которой был установлен бюст юного царя Михаила Романова. У основания колонны находилась фигура Сусанина, преклонившего коленb. На передней стороне памятника был выбит барельеф, изображавший сцену гибели Сусанина. Памятник украшала надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был полностью уничтожен большевиками в 1930-е годы.

В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину. Он представляет собой фигуру крестьянина в традиционной русской одежде. На цилиндрическом постаменте выбита надпись «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». Автором памятника стал молодой скульптор Лавинский. По мнению искусствоведов, этот памятник как нельзя лучше раскрывает образ Сусанина. Он показывает величие русского человека, который осознанно готов совершить смертный подвиг.

В 1835 году центральная площадь Костромы указом императора была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. С приходом к власти большевиков площади было возвращено первоначальное название. Советская власть в начале века неодобрительно относилась к Сусанину, называя его царским прихвостнем. Лишь в годы Великой Отечественной войны подвиг Сусанина вновь стал рассматриваться как подвиг во имя русского народа, а не во имя монархии. С 1992 года площадь вновь стала называться Сусанинской.