Совет 1: Что такое гипоидная передача

В шестернях гипоидной передачи зубья изогнуты по гиперболоиде. Это позволяет сместить ось одной из шестерен, улучшив при этом механические и эргономические показатели передачи. Однако гипоидная передача требует высокой точности изготовления, регулировки и точного соблюдения правил эксплуатации.
Гипоидная зубчатая (шестеренчатая) передача отличается от обычной, с прямыми или косыми зубьями, тем, что ее зубья криволинейны. Они изогнуты по особой геометрической кривой – гиперболоиде, что видно на рисунке. Отсюда и название: гипоида – сокращенное от гиперболоида.

Основных особенностей у гипоидной передачи две. Во-первых, она может быть применена только в узлах со скрещивающимися осями зубчаток. Пытаться построить гипоидную передачу с параллельными валами смысла нет: ее сразу же заклинит.

Во-вторых, оси валов должны быть дополнительно смещены друг относительно друга, иначе снова заклинивание. Величина смещения должна быть точно согласована с математическими параметрами гипоиды, это так называемое гипоидное смещение.

Преимущества гипоидной передачи

Впервые в автомобилестроении гипоидную главную передачу применили инженеры американской фирмы Packard в 1926 г. Что это дало?

Главная передача передает крутящий момент от карданного вала на дифференциал ведущих колес. Выполняется всегда понижающей, чтобы согласовать обороты двигателя с необходимыми для колес и увеличить при этом крутящий момент на них.

Первое, карданный вал опустился вниз на величину гипоидного смещения. Это позволило уменьшить высоту его туннеля в салоне и одновременно понизить центр тяжести машины, улучшив тем самым ее устойчивость.

Второе, крутящий момент гипоидная передача передает более плавно, чем косозубая, не говоря уже о прямозубой. И, наконец, гипоидная передача меньше шумит и может передавать больший крутящий момент, чем обычная. Как говорят инженеры, она имеет большую нагрузочную способность.

Все это, вместе взятое, увеличивает как комфорт автомобиля, так и его долговечность. Поэтому гипоидная главная передача – непременный атрибут автомобилей достаточно высокого класса, таких, например, как Лексус «Инфинити».

Ее недостатки

Однако у гипоидной передачи есть и существенные недостатки, помимо сложности изготовления и, соответственно, дороговизны. При вращении шестерен возникает, из-за того, что зубья изогнуты, усилие, действующее вдоль оси малой, ведущей шестерни. Вследствие этого гипоидная передача очень чувствительна к износу, качеству изготовления не только шестерен, но и всех ее деталей, особенно подшипников. При ее неточной регулировке она легко заклинивает, особенно при смене направления вращения, при включении заднего хода.

Нет худа без добра: склонность гипоидной передачи к заклиниванию используется в центральных (межосевых) самоблокирующихся дифференциалах типа Торсен. Они применяются в автомобилях с полным автоматическим приводом (4WD).

Зубья гипоидной передачи прилегают друг к другу плотнее, чем у обычной, поэтому она также очень боится загрязнений в масле. Масло в картер гипоидной передачи нужно заливать только специальное гипоидное, с противоизносными и противозадирными присадками. Причем заливать нужно строго определенное количество.

Применение гипоидной передачи в настоящее время

Однако все недостатки «гипоиды» с лихвой окупаются ее преимуществами, а технологически они вполне преодолимы. С развитием автомобильной промышленности и общей культуры производства «гипоида» перешла и в трансмиссию машин потребительских классов. Ныне ее уже можно видеть и в бюджетных китайских авто.

Совет 2: Что такое трансмиссия автомобиля

Основное предназначение автомобиля - перевозка людей и полезного. Конечно, сам процесс может быть качественно разным, однако даже у BMW последней модели и машины ВАЗ есть как минимум один общий принцип: с неисправной трансмиссией движение автомобилей невозможно.
Роль автомобильной трансмиссии очень велика. Именно она отвечает за четкую и своевременную передачу крутящего момента от двигателя к ведущей паре колес транспортного средства, а также непосредственно участвует в изменении направления движения машины. Трансмиссия состоит из нескольких агрегатов. Это, прежде всего, сцепление, которое регулирует совместную работу двигателя и коробки передач. Вслед за сцеплением включается в работу непосредственно коробка переключения передач, при помощи которой происходит перераспределение мощности двигателя и его крутящего момента к приводным валам ведущих колес.Трансмиссии подразделяются по принципу действия и способу преобразования энергии на механическую, электрическую и комбинированную. Так, например, электрическая трансмиссия работает с электрической энергией, на определенном этапе работы преобразуя ее в механическую. Надо отметить, что наиболее популярной сегодня является механическая трансмиссия, а с некоторых пор все больше автомобилистов оценивает по достоинству гидромеханическую, которая иначе еще называется автоматической. Название не случайно, ведь изменение крутящего момента происходит здесь автоматически, в зависимости от предварительно заданных настроек.Современные автомобили поражают разнообразием конструкций и принципов расчета ведущих колес. Встречаются схемы, среди которых лидируют полноприводные автомобили 4x4, а также несколько менее агрессивные машины с ведущим передним или задним приводом. Конечно, трансмиссии, в которых реализована различная компоновка ведущих мостов, имеют также и различную схему организации процесса движения транспортного средства. Так, например, переднеприводные машины обладают ШРУСом (шарнирами равных угловых скоростей), которые необходимы для передачи усилия и мощности к ведущим колесам. У заднеприводных автомобилей для той же цели существует карданный вал.
Видео по теме

Совет 3: Что такое крутящий момент

Сила, приложенная к телу, может приводить его в движение, но также это усилие способно привести к вращению тела вокруг заданной оси. Таким образом, сила может производить как вращательное, так и поступательное движение.

Теоретические основы

Момент силы, или, как его еще называют, крутящий момент, определяется как произведение величины силы и значения перпендикулярного расстояния от точки приложения до оси вращения.

Если влияние момента способно поворачивать корпус тела по часовой стрелке, то приложенный в таком случае крутящий момент считается отрицательным. И наоборот – если приложенный момент направляет корпус против часовой стрелки, то такой вращающий момент считается положительным. Крутящий момент – это векторная величина, имеющая направление и измеряемая в ньютон-метрах.

Вот простой пример, в котором сила может производить вращательное движение. Когда вы открываете дверь, вы применяете силу (толкаете или тянете) за ручку двери. Если сделать попытку открыть дверь, при этом прикладывая усилие в середину двери, то для того, чтобы это сделать требуется применение большей силы. А если теперь попытаться толкнуть или потянуть вблизи шарнира, то открыть дверь практически невозможно, даже при очень большом усилии.

Данный факт показывает, что помимо величины силы, важную роль играет точка приложения усилия к вращающемуся телу. Таким образом, из приведенного выше примера следует, что поворотный эффект больше, чем больше перпендикулярное расстояние от точки приложения до оси вращения. Кроме того, большее усилие будет производить больший эффект поворота.

Таким образом, важными характеристиками крутящего момента являются факторы величины приложенной силы и перпендикулярного расстояния от точки приложения до оси вращения.

Роль крутящего момента

Крутящий момент вследствие силы дает поворотное действие силы относительно неподвижной оси или точки. Он рассчитывается путем произведения величины перпендикулярного расстояния от линии действия силы до оси вращения и самой силы. Крутящий момент представляется греческой буквой Т (тау):
T = R х F,
где R - расстояние от оси вращения до точки приложения силы;
F – значение приложенного усилия.

Можно определить момент Т в качестве количественной величины вращательного движения, которое затем умножается на значение углового смещения и впоследствии определяет объем работы, проделанной в результате данного вращения.

Таким же образом, чтобы отвинтить или отсоединить гайку, которая плотно закручена с болтом, требуется гаечный ключ, имеющий длинную ручку. При этом длина плеча играет главную роль в достижении результата, при одном и том же приложенном усилии.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500