Что такое корабельный лес



Во времена расцвета парусного кораблестроения суда почти целиком изготовляли из древесины. Для этой цели использовался так называемый строевой лес, к которому предъявлялись строгие требования по весу, прочности, форме ствола и упругости. Сложнее всего было подобрать подходящее дерево для мачты парусного судна, поскольку она должна быть устойчивой к серьезным нагрузкам, которые возникали при сильном ветре.

Традиционно для изготовления основных частей корпуса парусника использовали дуб, тик, лиственницу и сосну. Эти породы древесины лучше всего подходили для устройства каркаса корабля, его обшивки и настила палубы. Для изготовления мачт чаще всего подбирали особую корабельную сосну, отличавшуюся прямым стволом и достаточным обхватом. На внутреннюю оснастку и отделку судов, которая требовала меньшего количества материала, шли другие породы древесины: ель, ясень, ценное красное дерево, акация.


В ряде государств, где кораблестроение было одной из ведущих отраслей хозяйства, существовали охраняемые насаждения и целые массивы леса, который был предназначен исключительно для постройки судов. В России само понятие «корабельный лес» ввел царь Петр, который в первые годы XVIII века своим указом учредил корабельные рощи, которые бывали лиственными и хвойными. Здесь под контролем государства произрастали особо качественные породы сосны, лиственницы и дуба. Обычные хозяйственные рубки в корабельных лесах были строго запрещены.

Корабельная сосна



В строительстве кораблей чаще всего употреблялось несколько видов корабельной сосны. К ним относится желтая сосна, которая в большинстве своем растет в средней полосе России. Ее упругая, прочная и крепкая древесина шла на постройку надпалубных элементов конструкции, в том числе на мачты, стеньги и реи.

Характерная для северных районов красная сосна с ее сухой древесиной использовалась для обшивки, а также шла на палубный настил. Белая сосна растет, как правило, в заболоченной местности. Она отличалась худшим качеством, а потому применялась для тех деталей, которые не требовали исключительной прочности и не несли серьезной нагрузки.

Идеальная корабельная сосна имеет прямой, высокий, толстый и очень прочный ствол, на котором практически не встречаются изъяны. Высота дерева может быть разной, но на изготовление мачт шли наиболее высокие деревья, стволы которых поднимались ввысь на несколько десятков метров.

Древесина корабельной сосны обычно умеренно смолистая, с твердой сердцевиной. Чтобы достичь такого состояния, дерево должно расти несколько десятков лет в благоприятных условиях. Лучшие экземпляры корабельной сосны достигали возраста в сто лет, имели до 40 м в высоту и до полуметра в диаметре.