Личность учителя



Учителя, как известно, тоже люди. У них есть свои слабости, амбиции и убеждения. И прежде чем начинать спорить с учителем, стоит задуматься: к чему приведет этот спор?

Если наставник стремится научить своих подопечных мыслить и анализировать, если бывает рад неожиданным инсайтам, приветствует самостоятельность суждений у своих учеников – спор с таким учителем может стать увлекательной дискуссией, которая способна взаимно обогатить как педагога, так и ученика.


Но если учитель относится к тому типу людей, для которого авторитетно только его мнение, пусть даже основанное на глубоких знаниях и многолетнем опыте, спорить с таким учителем не имеет смысла: доказать свою правоту вряд ли получится, а вот отношения с наставником могут быть безнадежно испорчены. Понятно, что это, в свою очередь, повлияет на успеваемость ученика. Консервативные и самоуверенные люди не слишком жалуют спорщиков и стремятся различными способами унизить их и выставить в невыгодном свете перед остальными.

Да, такое поведение не слишком согласуется с образом идеального наставника, но, к сожалению, встречается не так уж редко. Прежде, чем вступать в спор с таким человеком, стоит подумать, насколько принципиально важно доказать учителю свою правоту.

Подготовка к спору



Если, взвесив все «за» и против», вы все-таки решили вступить в спор с учителем, стоит подготовиться к этому основательно. Мнение, высказанное только на основе собственной интуиции, не подкрепленное достоверными фактами и логичными аргументами, скорее всего, прозвучит неубедительно.

Выдвигая новую гипотезу или просто делясь фактами, которые, возможно, не известны учителю, проверьте достоверность этих фактов. Источник, из которого вы их почерпнули, должен вызывать доверие у педагога.

Не подойдет в качестве источника какой-нибудь интернет-сайт сомнительного содержания, где вы нашли заинтересовавшую вас информацию: возможно, автор статьи высказал сугубо личное мнение, основанное на собственном «духовном опыте» и не позаботился о том, чтобы подкрепить его реальными фактами и доказательствами.

Публикация в периодическом издания также не всегда может служить надежным источником информации, если, конечно, это не статья в научном журнале, опубликованная признанным экспертом.

Наиболее убедительно прозвучит ссылка на солидные издания и авторов, получивших давнее и заслуженное признание в области, о которой идет речь в споре. Многих (в том числе и учителей) убеждает обращение к авторитетному мнению.

Неплохо также постараться продумать возможные возражения учителя. Это вполне можно сделать, если четко себе представлять, в каком ключе он освещает обычно на своих уроках предмет спора. На каждое такое возражение постарайтесь продумать контраргументы, которые будут звучать убедительно. Тогда, возможно, учитель изменит свое первоначальное мнение и признает вашу правоту.