Совет 1: Медицина в Древнем Риме

Большой багаж знаний по медицине был собран в Древнем Риме, который славился своими врачами. Медицина в данном государстве развивалась активно и стремительно, благодаря стараниям знаменитых врачей, таких как Цельс, Гален и др.

Развитие санитарии

В настоящее время современная медицина основана на знаниях, которые передавались из поколения в поколения на протяжении многих веков. В древние времена одним из самых развитых государств была Римская Империя. За многие столетия она несколько раз меняла статус, побывав просто Римом, Римской республикой и империей.

В Риме была очень развита санитария. По сей день сохранились древние сооружения санитарного типа, которые могли обслуживать большое количество человек. Уже в то время активно развивалось строительство различных коммуникаций: водопроводов, канализации.

Для питьевых нужд использовали не простую поверхностную воду, а артезианскую. Помимо всего этого создавались военные госпитали и другие медицинские службы. Нужно отметить, что Рим заимствовал знания по медицине у Греции, которая в то время процветала.

В Древнем Риме не было санитарных врачей, всеми вопросами руководили специальные чиновники – эдилы. На территории Рима не разрешалось захоронение трупов. Все это свидетельствует о том, что современная гигиена и санитария берет начало с Древней Греции и Древнего Рима.

Великие врачи Древнего Рима

Как уже было сказано выше, Рим пользовался знаниями греков, а одним из самых известных греческих врачей по праву считается Гиппократ. При императоре в Римской Империи имелись так называемые главные врачи, их называли архиятрами.

Они ведали всеми делами, а впоследствии они следили за состоянием чиновников и военных. Еще до образования ремесленных общин медицинские врачи и знахари служили при театрах, цирках и других крупных организациях. Большой интерес представляет тот факт, что лечением людей по большей части занимались не коренные жители Рима, а иностранные граждане.

Среди которых были военнопленные и вольные люди. В отличие от Греции врачи в Риме не подчинялись духовным наставникам, то есть церкви. Еще один известный ученый и врач Асклепиад занимался вопросами правильного образа жизни.

Он утверждал, что необходимо правильно питаться и больше двигаться. Большое внимание он уделял кожному дыханию. Существуют данные о том, что именно ему принадлежит заслуга изобретения такого медицинского вмешательства, как трахеотомия.

Среди известных ученых Рима можно выделить Корнелия Цельса, Сорана и конечно же Галена. Гален, который активно занимался вопросами физиологии различных органов, в том числе сердца. Таким образом, можно сделать заключение о том, что Древний Рим в свое время является одним из самых развитых центров, где очень активно развивалась медицина и врачевание.

Совет 2: Что почитать о Древнем Риме

Древний Рим был одним из величайших государств в истории человечества. Его культурное наследие впоследствии было использовано как странами Европы, так и Востоком. Поэтому образованному человеку необходимо знать историю этой цивилизации.

Основные сведения о римской истории вы можете узнать из книг современников событий - античных авторов. Историописание в привычном современному человеку виде появилось в Греции. и эту традицию унаследовал Рим. Достаточно полно история государства, особенно его республиканского этапа и ранней империи, излагается в сочинении Тита Ливия «История Рима от основания Города». Необходимо учитывать, что ранний период истории страны представлен в этой книге в мифологизированном виде.

Более поздний, имперский период, захватывает книга Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей». Она касается жизни и правления двенадцати первых римких императоров, начиная с Гая Юлия Цезаря и заканчивая Домицианом. В этом исследовании автор пользовался государственными архивами, что повышает достоверность его сведений. Кроме политической истории, вы сможете найти в этом произведении много информации о том, что представляли собой римские императоры и их окружение, каковы были обычаи высшей знати того времени.

Интерес представляют и работы известного римского историка Тацита. Его «История» и «Анналы» обобщили имевшиеся в начале II века н. э. исторические знания римлян.

Много информации об истории и культуре Рима могут дать художественные произведения. «Золотой осел» Апулея и «Сатирикон» Петрония Арбитра дают бесценную информацию о жизни широких слоев римского общества, включая обычных граждан и рабов.

Изучением истории Древнего Рима занимались многочисленные авторы позднейших эпох. Одним из первых исследований, выполненных с учетом требований современной исторической науки, стал труд Теодора Моммзена «История Рима». Поскольку эта книга была написана в XIX веке, ряд сведений, данных в ней, признаны современными историками устаревшими. Тем не менее, она представляет собой значительный интерес не только для специалистов, но для любителей - она написана хорошим литературным языком.

Известные боги древних римлян
Связанная статья
Известные боги древних римлян

Совет 3: Как одевались в Древнем Риме

История моды уходит своими корнями в глубь веков. Некоторые современные модели одежды всего лишь на новом уровне повторяют наряды, которые носили жители Древнего Рима. Многочисленные книги и фильмы, повествующие о тех далеких временах, отчасти помогают воссоздать одежду представителей некогда развитой цивилизации. Как же одевались древние предки итальянцев, чьи модельеры по праву считаются одними из законодателей современной моды?

У древних римлян, живших в средиземноморских городах, существовала подробно разработанная система одежды. Все наряды делились на повседневные и официальные. Самыми известными образцами мужского одеяния были туника и тога, а женщины носили столу и паллу. Особенность таких нарядов состояла в том, что они, как правило, выполнялись из цельных кусков материи, не имевших швов.

Для участия в официальных мероприятиях представители мужской части высшего общества Рима облачались в тогу, этот своеобразный отличительный признак римского гражданина. Конструктивно такая одежда была отрезом ткани длиной в несколько метров, имевшим полуовальную форму. Элита, к числу которой принадлежали сенаторы, имела особый отличительный признак – полосу алого цвета поверх тоги из тонкой белой шерсти. Тогу обычно перекидывали через левое плечо на спину, а затем оставшуюся свободной часть полотна укладывали на правом боку в виде складок или накидывали на руку.

Еще одним видом римской одежды была туника – шерстяная рубаха с коротким рукавом, не имевшая шейного выреза. Носили ее в комплекте с поясом, без которого показаться вне дома считалось неприличным. В отдельных случаях тунику носили вместе с тогой. Но некоторые из наиболее знатных родов Рима по традиции отказывались от туники, ограничиваясь ношением классической тоги. Со временем туника, состоявшая из двух кусков ткани, скрепленных на плече заколкой-фибулой, стала традиционной одеждой простолюдина.

Женским вариантом тоги в Древнем Риме была стола. Эту широкую и длинную тунику обычно перехватывали лентой или поясом ниже талии и под грудью. Носили столу только вместе с паллой, представлявшей собой широкий отрез ткани, который окутывал женскую фигуру почти целиком, оставляя на виду лишь оборку, именовавшуюся инститой. У облаченной в такой составной наряд женщины открытыми оставались лишь лицо, кисти рук и ступни. Особенности фигуры были укрыты множеством глубоких складок.

Существовала у древних римлян и неофициальная повседневная одежда – сагум, лацерна, паллиум и их разновидности. В большинстве случаев такие одеяния имели вид простых плащей или накидок, сходных с греческой хламидой и сделанных из окрашенных кусков материи. Существовали также и обычные рубахи-камисы, часто отличавшиеся от других видов одежды столь презираемыми знатью рукавами. Основным критерием для повседневного наряда была не качество ткани или изысканность отделки, а удобство его ношения.

Одежда древних римлян, отличавшаяся своей простотой, стала одной из первых ступеней к восхождению современных итальянских модельеров, потеснивших на мировом подиуме многих признанных дизайнеров одежды.

Источники:
  • «Древний Рим – история и повседневность», Г.С. Кнабе, 1986.
  • как одеться современно

Совет 4: Туризм в Древнем Риме

Древний Рим продолжает удивлять исследователей. Оказывается, отлаженность и четкость работы древнеримской почты могла бы посоревноваться по качеству обслуживания с современной. Но почтами можно было не только отправлять письма, посылки и грузы, но и совершать туристические поездки.
Инструкция
1
Транспортные артерии Древнего Рима

Если бы вы оказались на рубеже эр в Римской Империи, то могли бы совершить увлекательное путешествие по стране - с настоящим комфортом, по шикарным по тем временам транспортным артериям.
Римские дороги, сохранившиеся, и по сей день, гордость Империи и первый памятник коммуникационным связям Древнего мира. Они, как паутина, опутали все провинции, и стали оплотом успешной экономики и военного превосходства над соседями Рима.
2
Римские дороги, грузы и деньги

Дорогами могли пользоваться только военные, госслужащие и почты. Содержание дорог, как правило, лежало на плечах землевладельцев, к чьим землям примыкали эти транспортные артерии, чему хозяева земель были несказанно рады. Постоялые дворы, с трактирами и гостиницами, приносили им немалый доход.
Вдоль дорог стояли мильные столбы с указанием расстояния - либо до самого Рима, либо до крупного населенного центра. На постоялых дворах были специальные комнаты отдыха, предназначенные для военных, командировочных служащих и почтовых работников. В конюшнях в обязательном порядке находились «свежие» лошади. Подобно рейсовым автобусам, по нескольку раз в день, в строго определенное время и по строго определенному маршруту, в дорогу отправлялись почтовые кареты и повозки. Первая в мире газета «Акта» доставлялась именно почтовой службой. Как утверждают источники, почтовые отправления двигались со скоростью до 120 римских миль в день (около 177км). Огромнейший толчок по развитию коммуникаций был сделан Императором Августом. Он не только систематизировал все движение по кровеносным жилам страны, но и утвердил двух почтмейстеров, морского и сухопутного. Почта стала отдельной государственной структурой. А при Императоре Траяне, когда в казне не хватало денег , была выпущена «юбилейная» серия монет, пропагандирующая строительство дорог.
3
Римские путешествия и банковские переводы

Частным экипажам было запрещено пользоваться дорогами. Военно-почтовое назначение трасс было незыблемо. Однако, со временем, любой гражданин империи за определенную плату мог перемещаться этими дорогами в почтовых экипажах. Превосходно организованная банковская система позволяла не брать наличные в дорогу. Достаточно было иметь с собой что-то наподобие персональных чеков, по которым владелец мог получить деньги в ближайшем «банковском отделении , а таковых было огромное количество. По дорогам курсировали не только почтовые кареты , но и военные патрули. К слову сказать, нареканий на грабежи почти на протяжении 300 лет от начала реформ Императора Августа - зафиксировано документально не было..
Известно, что морские и речные регулярные почтовые и грузовые отправления оплачивались специальными жетонами – тессерами. К сожалению, не смотря на огромное количество археологического материала, вопросы морской почты и ее функциониравания слабо изучены.
Любой желающий при наличии средств мог осуществлять длительные путешествия с посещением достопримечательностей, разбросанных по всей Римской Империи. Путешественнику в дорогу выдавался серебряный кубок, и в каждом местечке или городе, где побывал наш «турист», на кубке гравировали имя Города или Местности. Такие кубки хранятся в музеях и частных коллекциях.
Расхожая фраза, что Рим погубила роскошь - относится, наверное, и к зачаткам самого древнего туризма на планете.
Источники:
  • Ли Шин Го. Почта Древнего Рима
  • Моммзен. История Древнего Рима
  • Эдвард Гибон. Закат и падение Римской империи
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500