Фреска



Как неотъемлемые элементы монументальной живописи панно, фреска, мозаика, витраж должны сохранять общую структуру архитектурного ансамбля иначе они просто потеряют сой смысл. Самой трудоемкой и самой древней техникой стенной живописи является фреска («al fresco» — по-сырому), т.е. роспись по сырой штукатурке.


В качестве краски для росписи фреской мастера использовали специальный пигмент, разведенный водой. При этом одновременное высыхание красок и основы гарантировало долговечность и прочность покрытия. Этот эффект достигался из-за пленки, образующейся при высыхании карбоната кальция, что и служило своеобразным закрепителем краски. Цветовая палитра фрески отличается от мозаики и представлена натуральными пастельными тонами. Опытный фрескист знает, что после высыхания фресковая роспись становится бледнее, причем, фреска пишется только частями, пока штукатурка еще влажная. В случае каких-то оплошностей в росписи ничего исправить уже нельзя, можно лишь снять весь слой испорченной штукатурки. Именно это сделал великий Микеланджело, и мир теперь восторгается его творением в Сикстинской капелле.


Мозаика



Не менее популярной техникой живописи была мозаика - изображение, которое держалось на цементирующей основе и представляло собой плотно пригнанные друг к другу кусочки разноцветных материалов (мрамор, галька, смальта, полудрагоценные камни, цветное стекло) различной формы.

Первые античные мозаики украшали полы дворцов и знатных домов Рима и Помпей. На них изображались копии картин греческих мастеров и создавались ландшафтные композиции. Постепенно мозаика, сложенная из цветных стекол (смальта), с полов переместилась на своды и стены храмов. Для того, чтобы свет играл и лучился, кусочки смальты ложились на поверхность неровно, что давало большой эффект светоотражения. Именно из-за этого свойства мозаики в средневековых соборах и сегодня сохранилась особая световая аура.


Витраж



Название "витраж" в переводе французского означает оконное стекло. Как утверждает история, первые витражи украшали храмы католической церкви еще в первом веке нашей эры. Из-за использования цветных стекол свет, проходящий сквозь витраж, окрашивается и создает атмосферу, оптимальную для культовых сооружений.


Самыми древними работами в Европе считаются пять фрагментов витражей Аугсбургского Собора. Они сделаны из ярких разноцветных стекол с применением техники тонального оттенения и закрашивания, что могли сделать только мастера высочайшей квалификации.


Панно



Под панно подразумевается фрагмент стены, выделенный любой окантовкой и заполненный внутри скульптурным или живописным изображением. Как вид монументальной живописи, панно может быть исполнено в виде картины или рельефного изображения. Панно может быть изготовлено из мозаики или плитки, в виде резьбы по дереву, чеканки, гипсовой лепнины и пр. Можно приобрести уже готовое панно из плитки или обоев, или же самому воплотить в жизнь собственную смелую идею.