Совет 1: Кто такие печенеги

Древняя Русь часто подвергалась нашествию кочевых племен и союзов из Азии. Одним из таковых были печенеги - заволжские племена, объединившиеся из потомков тюркских народов и сарматских и угро-финских племен.

Устройство жизни печенегов

Считается, что печенеги вышли из Кангюя (Хорезма). Этот народ представлял собой смешение европеоидной и монголоидной рас. Язык печенегов относился к тюркской группе языков. Существовало две ветви племен, каждая из которых состояла из 40 родов. Одна из ветвей - западная - располагалась в бассейне рек Днепр и Волга, а другая - восточная - соседствовала с Русью и Болгарией. Печенеги занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Главой племени был великий князь, рода - меньший князь. Выбор князей осуществлялся путем племенного или родового собрания. В основном власть передавалась по родству.

История печенежских племен

Известно, что изначально печенеги странствовали по Средней Азии. В то время торки, половцы и печенеги принадлежали к одному народу. Записи об этом можно найти как у русских, так и арабских, византийских и даже некоторых западных летописцев. Печенеги совершали регулярные нашествия на разрозненные народы Европы, захватывая пленников, которых либо продавали в рабство, либо возвращали на родину за выкуп. Некоторые из пленников становились частью народа. Затем печенеги стали переселяться из Азии в Европу. Заняв бассейн Волги до Урала в 8-9 веке, они были вынуждены бежать со своих территорий под натиском враждебных племен огузов и хазар. В 9 веке им удалось согнать венгров-кочевников с низин Волги и занять эту территорию.

Печенеги нападали на Киевскую Русь в 915, 920 и 968 годах, а в 944 и 971 участвовали в походах на Византию и Болгарию под предводительством киевских князей. Печенеги предали русскую дружину, убив Святослава Игоревича в 972 г. с подачи византийцев. С тех пор началось более, чем полувековое противостояние Руси печенегам. И лишь в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось разбить печенегов под Киевом, завершив череду бесконечных набегов на русские земли.

Воспользовавшись ситуацией, торки напали на ослабленное войско печенегов, согнав их с занятых земель. Им пришлось мигрировать на Балканы. В 11-12 веках печенегам было разрешено поселиться на южных границах Киевской Руси для ее защиты. Византийцы, неустанно пытавшиеся привлечь печенегов на свою сторону в борьбе против Руси, расселили племена в Венгрии. Окончательная ассимиляция печенегов произошла на рубеже 13-14 веков, когда печенеги, смешавшись с торками, венграми, русскими, византийцами и монголами, окончательно потеряли свою принадлежность и перестали существовать в качестве единого народа.

Совет 2: Что такое ассимиляция

Термин «ассимиляция», происходящий от латинского similus – похожий, аналогичный, – буквально означает «уподобление». Этим словом называют процессы со сходной механикой в совершенно разных областях знания: в биологии, лингвистике, социологии и этнографии.

Ассимиляция в биологии

Ассимиляцией называется вся совокупность созидательных процессов в организме – как на уровне клетки, так и всего живого тела. В ходе обмена веществ, поступающие в него сложные вещества расщепляются на простые, которые усваиваются (то есть, обретают структуру, свойственную данному организму). Этот процесс усвоения с созданием новых сложных веществ и называется ассимиляцией. Он всегда сопровождается накоплением энергии. Ассимиляция уравновешивается диссимиляцией – обратным действием, во время которого происходит выброс энергии. Доказано, что обмен веществ происходит у детей и подростков интенсивнее, чем у людей старшего возраста.

Ассимиляция в социальных процессах

В истории народов мира было множество примеров ассимиляции – определенного энтокультурного сдвига, когда одна группа заимствовала черты другой, утрачивая свои отличительные признаки. Ассимиляция может носить добровольный характер, например, в результате знакомства с другой, более развитой, привлекательной культурой, или насильственный. Принудительное уподобление чаще всего становится следствием завоевания народности (колонизации или включения в состав более крупного государства), в результате чего среди ее представителей насаждаются обычаи и нравы, религия и повседневные нормы доминирующей культуры. Примером ассимиляции может служить политика мультикультурализма современных государств Западной Европы, которая пропагандирует светский характер и стирание межэтнических особенностей.

Ассимиляция в лингвистике

Лингвистика также использует термин «ассимиляция» для описания фонетических особенностей некоторых языков. Уподобляются друг другу звуки одного типа – гласные или согласные. Так, в русском языке правила требуют, чтобы на стыке двух согласных соседствовали два звука, уподобленных по признаку звонкости или глухости, твердости или мягкости. Примером может служить правило чередования гласных в приставке без-/бес-: безграмотный и бесправный. Это не обязательно отражается на письме: слово «сдать» читается как [здать] – последующий звук влияет на предшествующий, поэтому такой тип ассимиляции называется регрессивным. Прогрессивная ассимиляция в русском языке встречается гораздо реже, зато примеры ее можно найти в английском. К примеру, в слове cats последняя буква читается как [с], а не [з], так как следует за глухим звуком [т].

Видео по теме
Источники:
  • ассимиляция в биологии

Совет 3: Кто такие половцы

Племена половцев были южными соседями Киевской Руси. По данным некоторых источников половцы были прародителями таких народов как казахи, башкиры, крымские татары и карачаевцы. В начале XI века этот кочевой народ обосновался в причерноморских степях, выгнав оттуда торков и печенегов.
Инструкция
1
Кочевники-пловцы дошли до низовьев Дуная и стали хозяевами великой степи, которая стала носить название Половецкая степь. Половцы были отличными наездниками и вояками. Надев на себя шлемы и доспехи, вооружившись луками, саблями и копьями, войска половцев смело шли в бой. Они вели бой так: устраивали засаду, дождались появления противника, а затем резко и неожиданно устраивали разгром. До начала монголо-татарского нашествия племена половцев совершали набеги на южную Русь. Они варварски грабили избы, опустошали плодородные земли, захватывали пленных, которых превращали в рабов или продавали на рынках. Пленников они часто возвращали назад за награду в виде серебра и золота. Награбленные богатства командиры половецких войск делили поровну между собой.
2
Вопреки некоторым представлениям, половцы не были оборванцами-разбойниками, то и дело разорявшими земли своих соседей. Историки нередко называют этот народ «аристократами степей». Несмотря на кочевой образ жизни у половцев были свои города. Только их города не стояли на месте, а передвигались по миру. Половцы занимались скотоводством. Как только кони и овцы опустошали луга, племена перебирались на новое место. Степная природа создавала прекрасные условия для кочевого образа жизни и выпаса скота. Однако в холодные зимы из-за отсутствия прочных утеплённых жилищ кочевникам приходилось несладко.
3
Питались половцы преимущественно тем, что получали благодаря выращиванию скота. Их основной рацион составляли молоко, мясо и просо. Любимым напитком половцев был кумыс. Домашний скот не только кормил, но и одевал своих хозяев. Из шерсти из шкур животных половцы ткали рубахи, шили кафтаны и штаны. Домашнее хозяйство чаще всего вели женщины, в то время как мужчины участвовали в набегах и военных походах.
4
Половцы были язычниками. Они поклонялись силам природы и животным, олицетворённым в виде тотемов. Верховным божеством половцев был Бог грозы и молнии – Тенгри-хан. К нему народ относился с почтением и страхом. Из-за боязни быть наказанными, люди не осмеливались стирать свою одежду. Среди них существовало поверье, что Тенгри-хан, заметив человека за стиркой, сразу убьет его громом. Не желая гневить божество, богачи незамедлительно выбрасывали грязную и пропахшую одежду. Бедняки не могли себе этого позволить, поэтому ходили в засаленных оборках, и от них всегда жутко пахло. На особом счету у половцев были шаманы. Они считались проводниками в загробный мир и посредниками между миром людей и миром мертвых. Шаманы умели предсказывать будущее, излечивать недруги и общаться добрыми и злыми духами.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500